Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
01_Konspekt_lektsiy.doc
Скачиваний:
111
Добавлен:
09.03.2016
Размер:
586.24 Кб
Скачать
    1. Роль средств массовой информации в манипуляции общественным сознанием

Средства массовой информации фактически поставляют человеку готовые мнения о чем угодно. Так называемая свобода слова на практике предоставляется только в той мере, в которой общественное мнение должно подчиняться манипуляции. Эта проблема стала особенно важной в современном мире, когда средства массовой информации почти полностью вытеснили личное общение как источник сообщений, несущих новую информацию. Создающий защиту против манипуляции сознанием диалог исчез из этого процесса, и получатели сообщения стали пассивно воспринимать сообщения от их источников. Во французской монографии «Психологическая война» 1954 года говорится о том, что в пропаганде речь идет уже не о свободном выражении в средствах массовой информации идей, которых должен, по мнению пропагандистов, придерживаться человек, а об использовании психологических трюков, стимулов, которые вызывают определенную реакцию в виде действий, чувств, порывов. По мнению А.Моля, СМИ контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. И современный человек практически не может уклониться от их воздействия.

Средства массовой информации используют множество прием для повышения эффективности манипуляций общественным сознанием.

К ним относится, например, фабрикация фактов (прямая ложь). Специалисты считают, что она не применяется только тогда, когда ее легко обнаружить, например, когда разоблачение затруднено недоступностью первоисточника информации или слишком дорого. Многие приемы фабрикации были отработаны в фашистской германии. Например, ввелась практика подстраховки ложных сообщений правдивыми, которые могли быть даже очень невыгодны для них.

Одно из важнейших правил манипуляции сознанием гласит, что успех зависит от того, насколько полно удалось изолировать адресата сообщения от постороннего влияния; идеальный вариант – полное отсутствие альтернативных неконтролируемых источников информации. При этом нужно создать у манипулируемого иллюзию плюрализма и независимости каналов информации; для этого создается видимость многообразия СМИ по типу организации, политической окраске, жанрам и стилям – при условии, что реально вся эта система подчиняется единым главным установкам». Например, можно допустить создание оппозиционных источников информации, которые ограничивают свою борьбу вопросами, не затрагивающими главных тем программы манипуляции. В случае нарушения изоляции адресата от других источников информации у него резко усиливается психологическая защита, поэтому программа манипуляции прекращается.

Широко используется и отбор событий реальности для сообщений. Тот, кто отбирает факты и проблемы, превращая их в сообщения, господствует над мнениями, и хорошо построенное СМИ – такое, которое при изобилии позиций и стилей, изданий и передач использует одни и те же стереотипы и внушает один и тот же набор желаний. Отсутствие разнообразия мнений в каналах средств массовой информации обусловлено наличием совершенно определенного круга интересов владельцев СМИ, которые предлагают миру только собственную версию действительности.

Кроме того, СМИ часто используют потопление сообщения, которого невозможно избежать, в потоке бессмысленной информации (принцип демократии шума), которая делает поиски действительно значимой информации еще более сложными.

Во второй половине прошлого века СМИ начали использовать технологии психологической войны. Первоначально (после Первой мировой войны) этим термином обозначали ведущуюся именно во время войны пропаганду, и начало психологической войны стали рассматривать как один из предвестников войны реальной. Психологическая война направленно на разрушение сложившихся в обществе как системе связей между людьми, ее цель – «подрыв политической и социальной структуры страны-объекта до такой степени деградации национального сознания, что государство становится неспособным к сопротивлению»18. Технологии «серой» и «черной» пропаганды, раньше считавшиеся отклонением от профессиональной этики, сейчас стали все чаще применяться в обыденной практике внутри собственных стран. «Серая» пропаганда не идентифицирует свой источник, «черная» же выдается за исходящую из иного источника, чем подлинный: часто в сообщениях можно увидеть ссылки на источник «из близкого окружения, пожелавший остаться неизвестным…» и т.п. Когда источник не идентифицируется, то СМИ не несут ответственности за ложное сообщение.

С помощью СМИ создаются «массовые психозы». Через единый поток информации и массовую культуру СМИ превращают людей в огромную, но не собранную в одном месте толпу, каждый из участников которой должен обладать стандартным образом мыслей и действий. А.Грамши видел выход из такого положения в борьбе за гегемонию здравого смысла. СМИ же так действуют на сознание обывателя, что он готов поверить самым нелепым утверждениям, в которых он мог бы усомниться, используя здравый смысл. И массовые психозы возникают, когда СМИ целенаправленно запускают лавинообразный процесс распространения ложной информации, которая воздействует на большие массы людей, заставляя их паниковать, не подвергая сомнению сам предмет паники. Так, например, распространялась информация о «коровьем бешенстве» и др.

Важную роль в манипулировании общественным сознанием играет манипулятивная семантика, которая заключается в изменении смысла слов и понятий. Например, одним из видов лжи в прессе является конструирование сообщения из не связанных друг с другом обрывков высказываний или видеоряда; при этом меняется контекст, и из слов создается новый смысл.

Кроме того, возможна выработка специального языка для сообщений прессы, составление словарей для обозначения тех или иных явлений и действий, которые произвели бы на читателя или слушателя должное впечатление. Для выработки такого языка, во-первых, выбираются слово, в диапазоне смыслов которого имеется такой, который может быть притянут к обозначению данного явления, пусть даже слово в этом смысле почти не употребляется. Во-вторых, важна коннотация слова, то есть возбуждаемые им ассоциации. Например, в случае военных действий из употребления исключаются слова «война», «оружие», «наступление», вместо них водятся нейтральные понятия «конфликт», «операция», «устройство».

Еще один инструмент управления сознанием – использование терминов, то есть специальных слов, имеющих точный смысл, и аудитория делится на тех, кто знает и тех, кто не знает этого смысла. Термины несут на себе отпечаток научности, чем и производят впечатление. Вообще специалисты прессы создали целый ряд клише, лозунгов, эпитетов, кратких, но расплывчатых фраз, при помощи которых можно описать любую международную новость.

СМИ предназначены именно для масс, поэтому в них устанавливаются жесткие ограничения на сложность и оригинальность сообщения. Существует правило, согласно которому «сообщение всегда должно иметь уровень понятности, соответствующий коэффициенту интеллектуальности примерно на 10 пунктов ниже среднего коэффициента того социального слоя, на который рассчитано сообщение»19. Такое использование упрощений объясняется тем, что человек подсознательно тяготеет к примитивным объяснениям сложных проблем, он человек должен воспринимать сообщение без усилий и без критического анализа; а сам процесс восприятия заключается в механической подгонке еще неизвестного явления под общую формулу (стереотип). На этой основе сложился редукционизм современных СМИ – сведение реальных общественных проблем и явлений к предельно упрощенным и легким для восприятия утверждениям.

Упрощение позволяет высказать главную мысль, которую требуется внушить аудитории, в форме краткой и впечатляющей форме утверждения, которое не может быть подвергнуто никакому сомнению и обсуждению. А главным методом закрепления нужных стереотипов в сознании стало повторение одних и тех же слов, фраз, образов, воздействующее на бессознательные механизмы. Считается, что при злоупотреблении этим приемом стереотипы человека усиливаются до устойчивых предрассудков, и в то же время возводится барьер против любого противоположного или отличающегося мнения. Повторение имеет и функцию связи мыслей, создавая видимость логической цепочки, ассоциируя разрозненные утверждения и идеи.

Одной из важных сторон упрощения является дробление проблемы на части, которые зритель или читатель не смог бы связать воедино для осмысления; это фундаментальный принцип мозаичной культуры. В практике применяется разбиение статей в газете на части, помещаемые на разных страницах, телепередачи разбиваются рекламой. По мнению Г.Шиллера, результат такого подхода состоит в непонимании, неосведомленности человека о социальной проблеме, и в результате – апатии и безразличии. Хаотизация потока сообщений, отбор событий производятся определенными социальными структурами, в которые входят руководящие деятели СМИ, которые стремятся создать и читателя или зрителя ложный образ реальности. Критерии отбора сообщений опираются на развитые теории и математический аппарат. Например, для каждого сообщения оценивается уровень трудности и дистанция до индивидуума (различают 4-5 слоев глубины психики человека, на которые должны воздействовать сообщений); из этих данных сообщению присваивается ранг значимости, исходя их которого формируется газета или программа новостей; опытные редакторы владеют этими навыками интуитивно.

Срочность, немедленность информации является одним из условий успешной и как бы оправданной фрагментации проблем. Считается, что нагнетаемое ощущение срочности резко усиливает манипулятивные возможности сообщений, ведь создается ощущение чрезвычайно важности предмета информации.

Человек не успевает осмыслить и понять сообщения, которые вытесняются еще более новыми, концентрация внимания на происходящих в данную минуту происшествиях разрывает связь с прошлым. Так создается новый тип времени – время спектакля, которое способствует устранению смысла из всего происходящего: отрицается прошлое и будущее, ничему не придается действительного важного значения, в «вечном настоящем» все имеет один уровень смысла.

Также обеспечивать фрагментацию проблем и дробить информацию так, чтобы человек не мог составить для себя целостной картины происходящего позволяет использование сенсаций, то есть «сообщений о событиях, которым придается столько высокая важность и уникальность, что на них концентрируется и нужное время удерживается почти все внимание публики»20. под их прикрытием можно умолчать о важных событиях или прекратить скандал или психоз так, чтобы о нем и не вспомнили. В рамках этой технологии выработаны критерии подбора событий, которые в сенсацию можно превратить. Например, рекламодатели заинтересованы в высокой запоминаемости их сигналов и поэтому требуют от СМИ увязывать их рекламу с сообщением, которое врезалось бы в память. Постоянная «бомбардировка» сознания действующими на чувства сенсациями, особенно «плохими новостями», выполняет важную функцию поддержания необходимого уровня «нервозности», которая резко повышает внушаемость людей и снижает способность к критическому восприятию.

Так как телевидение в наши дни является одним из основных источников получения информации и эмоций для людей всех возрастов, интересно изучить его особенности как инструмента манипуляции сознанием людей.

Сторонники общественного (в том числе государственного) контроля за СМИ обеспокоены тем, что «информационная продукция» выпускается сегодня на рынок крупными частными корпорациями, стремящимися к максимальной прибыли, и их продукция производится в соответствии с коммерческими требованиями. Таким образом, эта фирма должна подвергаться такому же контролю, как и любая другая коммерческая организация.

Более того, потребляя любой товар, в том числе и телепередачу, человек должен знать, к каким последствиям это может привести, то есть иметь возможность принимать рациональные решения, что гарантирует свободу воли участника сделки. Например, особенно жестко контролируется рынок тех продуктов, которые меняют поведение человека (алкоголь, наркотики), делают его зависимым. Но современные исследователи пришли к выводу, что к таким продуктам относятся и выпускаемые телевидением программы: человек проводит у экрана гораздо больше времени, чем нужно для удовлетворения потребностей в информации и развлечениях. Человек не может рационально оценить характер воздействия телевидения на его психику и поведение, а если и осознает вред, то не может отказаться от пагубной привычки. Именно по эти причинам государство должно накладывать на этот рынок ограничения, но за последнее время происходило только освобождение СМИ от контроля.

В своей знаменитой метафоре (рассказ о пещерных людях) Платон еще в IV веке до н.э. показал удивительное свойство человеческой натуры – предпочитать «яркому свету истины и сложности» реального мира фантастический мир театра теней. Телевидение создает ослепительно яркий мир, который человеку не хочется покидать. Иными словами, так как человек действует в соответствии со своим восприятием реальности (то есть ее образом), то способное создать этот образ телевидение становится средством программирования поведения человека.

Один из выводов ученых относительно роли телевидения заключается в том, что оно обладает свойством «устранять из событий правду»: сам объектив камеры действует таким образом, что меняются акценты и стирается граница между истиной и вымыслом. Если говорить о сравнение театра и телевидения, то вывод таков: драма на сцене, независимо от трагичности финала и числа убитых, производит эмоциональное очищение зрителя (катарсис, освобождающий от темных желаний), телепередачи же подобного содержания (документальные) оставляют «липкий осадок злобы, подозрений, цинизма и раскола». Как показывают исследования, все большее число людей (особенно детей и подростков) неспособно различить реальность и созданный СМИ иллюзорный мир, что является причиной многих трагических преступлений.

Одна из причин такого успеха телевидения в манипуляции сознанием заключается в том, что оно обеспечивает пассивность восприятия: сочетание текста, образов, музыки и домашней обстановки расслабляет мозг, так как сочетание воздействия на разные каналы восприятия резко увеличивают эффективность внедрения манипуляторов в сознание.

К счастью, те люди, которые понимают, насколько пагубное влияние оказывает телевидение на сознание, борются с этим явлением. Например, в некоторых странах были приняты законы о телевидении и учреждены специальные органы надзора. Можно выделить некоторые законодательно закрепленные нормы:

  • Обязанность телевидения давать правдивую, объективную и беспристрастную информацию;

  • Обязанность четко и определенно разделять информацию и мнение с точным указанием лиц или организаций, которые данное мнение высказывают.

  • Обязанность при сообщениях по проблемам, по которым в обществе имеются разногласия, предупреждать о различии позиций социальных групп и общественных движений.

  • Право граждан, общественных и государственных организаций на опровержение неверной информации на том же канале и в то же время.

  • Учреждение права неприкосновенности личного образа.

  • Установление обязательной квоты для демонстрации отечественных произведений культуры, а также ограничения времени для показа рекламы в течение суток и в течение одного часа.