Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
01_Konspekt_lektsiy.doc
Скачиваний:
111
Добавлен:
09.03.2016
Размер:
586.24 Кб
Скачать
    1. Основные доктрины манипуляции сознанием

Если рассматривать манипуляции в более крупных масштабах, по многим признакам она будет напоминать войну небольшой, хорошо организованной и вооруженной армии чужеземцев против неготового к ней огромного мирного населения. Доктрины, технологии манипуляции сознанием складывались постепенно по мере накопления знания о человеке, и всегда излагались в завуалированной форме, скрываемые господствующим меньшинством, что достигалось за счет вознаграждения сторонников и бойкота осознающих происходящее противников таких действий (ведь всегда существовали ученые и философы, которым были противно поведение колонизаторов собственного народа).

Основатель и теоретик Итальянской коммунистической партии Антонио Грамши создал учение о гегемонии, согласно которому, власть господствующего в государстве класса держится не только на насилии, но и на благожелательном (активном) согласии граждан, которые желают того, что требуется господствующему классу. Гегемония (положение, при котором достигнут достаточный уровень согласия) является динамичным процессом. Установление и подрыв гегемонии – «молекулярный процесс» - невидимое, малыми порциями изменение обыденных мнений и настроений в сознании каждого «среднего» человека, и самый эффективный способ воздействия – постоянное повторение одних и тех же утверждений, чтобы их стали принимать не разумом, а на веру. Опираясь на теорию Грамши, культурологи объясняют роль вещи («ширпотреба») в жизни общества: вещи создают окружающую среду среднего человека и несут оказывающие мощное воздействие на обыденное сознание «сообщения». Если вещи проектируются с учетом их функции как «знаков», то в силу огромных масштабов и разнообразия их потока они могут стать решающей силой в формировании сознания, внедряя в него культурные ценности и играя важную роль в «стандартизации и сегментации» общества.

В рамках иной доктрины, сложившейся в рамках развития наук о психике (социальная психология и психологи личности, особенно – психоанализ), рассматривают не массы, классы, социальные слои, а отдельную личность и малые группы. Например, русский психофизиолог В.М.Бехтерев описал явление прямо связанного с манипуляцией массового внушения под влиянием «психического заражения», то есть при передаче информации с помощью разных знаковых систем, причем внушение влияет не путем логического убеждения, а воздействует на психическую сферу.

В 1930-40-е годы была принята теория рационального внушения: при внушении человек не меняет свои убеждения и оценки, а меняет объект суждения («Вот кто виноват!»). Подмена происходит путем создания такого контекста, в котором мысли человека идут в нужном для манипулятора направлении, на чем была основана так называемая «комментированная пресса»: сообщение о факте сопровождается интерпретацией комментатора, который предлагает читателю (слушателю) несколько разумных вариантов объяснения, делая необходимый манипулятору вариант наиболее правдоподобным.

В 50-е годы стержнем доктрины стал психоанализ, в особенности – учение о подсознании. В США основные понятия психоанализа начал приспосабливать для целей рекламы ученик З.Фрейда Эрнст Дихтер, утверждая, что главная ценность товара для покупателя заключается в удовлетворении глубоко запрятанных в подсознании желаний, темных инстинктов и тайных желаний, неприемлемых для сознания. Из рекламы товаров психоанализ был перенесен в политическую сферу. Из психоанализа в доктрину манипуляции сознанием перешло понятие психологической защиты. В наши дни проблема психологической защиты (а точнее, ее нейтрализации) развивается. Важной концепцией стало представление человека как арены борьбы множества составляющих его «субличностей» (частичных Я), в которой верх может брать то одна, то другая ипостась человека, программируя поведение человека. Задача манипулятора заключается в том, чтобы определить, на какое «суб-Я» ему выгоднее ставить и как помочь ему одолеть в человеке своих противников. Сторонники психоанализа пришли к печальному выводу, что проще всего войти в союз с низким, темным «суб-Я», возбудить и превратить в мощный импульс порочные, подавляемые влечения. Этой краткосрочной победы будет достаточно для манипулятора.

Последователи бихевиоризма, рассматривающие поведение как функцию внешних стимулов, полагают, что технологии манипуляции и программирования почти всесильны.

Третья доктрина основывается на знаниях социодинамики культуры, в которой содержатся «знания о том, как вырабатываются, хранятся, передаются и воспринимаются продукты культуры – идеи, фактическая информация, художественные образы и пр.»16. Все элементы культуры представляются как система, которой можно управлять, то есть побуждать «потребителей культуры» к определенному типу поведения. Например, социодинамика культуры поставляет необходимый для подстройки к аудитории и последующей манипуляции данные о типе ее мышления, характере восприятия сообщений, языке.

Один из важных выводов социодинамики культуры состоит в том, что современное общество породило новый тип культуры – мозаичный: культура распалась на мозаику случайных, плохо связанных и структурированных понятий (живущее в потоке такой культуры общество - «демократия шума»). В такой культуре, по словам известного специалиста по средствам массовой информации А.Моля, «знания складываются из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей», «знания формируются в основном не системой образования, а средствами массовой коммуникации»17. Мозаичная культура произвела идеальный объект для манипуляции – «человека массы».