Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
історія португалії.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
02.03.2016
Размер:
63.83 Кб
Скачать

54. Реставрация

Тем временем политика Испании изменилась: она была направлена на полное политическое объединение полуострова и отмену существовавших автономий. Многие представители испанской знати были назначены на государственные посты в Португалии. В провинции проводился набор солдат для участия в войнах, которые Испания продолжала вести в Европе.

Сложилась ситуация, похожая на положение вещей накануне восстания в Каталонии. Там в июне 1640 г. толпа косарей, которая по традиции посещала Барселону в день праздника Тела Господня, подняла бунт, подожгла общественные архивы и убила губернатора-кастильца. Незамедлительно к восстанию присоединилось все графство и попросило военной поддержки Франции. В 1641 г. французский король Людовик XIII был провозглашен графом Барселонским.

Правительство в Мадриде приняло решение о подавлении восстания и отдало приказ о мобилизации португальской знати для сопровождения короля в ходе войны в Каталонии. Этот приказ стал непосредственным поводом к португальской революции. Небольшое число португальских дворян и образованных людей организовало заговор с целью свержения испанского ига. Одним из наиболее активных участников этого движения был Жуан Пинту Рибейру, происходивший из горожан (ранее он был судьей в провинции) и благосклонно принятый знатью, поскольку он защищал ее интересы (в 1632 г. Рибейру опубликовал юридический труд, в котором отстаивал тезис о том, что португальская знать не может быть мобилизована для испанских войн). Жуан Пинту Рибейру имел хорошие связи как с торговыми кругами Лиссабона, так и герцогом Браганским (он даже бросил судейскую деятельность, для того чтобы представлять деловые интересы герцога в Лиссабоне). В состав заговорщиков не входили представители народа. Не были приглашены даже руководители восстания 1637—1638 гг., что привело к тому, что движение не получило поддержки, обещанной в 1638 г. агентами кардинала Ришелье. В 1640 г., так же как и в 1580-м, главной заботой политиков было опасение вызвать народную революцию.

 

Заговорщики решили восстановить (реставрировать) законную линию наследования трона, которая, с их точки зрения, была прервана в 1580 г. из-за вступления на престол Филиппа II, в то время как трон должен был принадлежать Катарине, герцогине Браганской. Речь шла лишь о том, чтобы вернуть власть законным обладателям; на тот момент наследником Катарины являлся ее внук Жуан, герцог Браганский. Герцог жил в Вила-Висоза в кажущемся отдалении от политической жизни Лиссабона и рассматривался в Мадриде как надежный человек. Незадолго до революции Жуан был назначен военным губернатором страны. Он долго колебался, получив приглашение возглавить переворот. Заговорщики поставили его перед выбором: либо сохранение монархии во главе с ним, либо республика во главе с представителями знати. В итоге он дал свое согласие.

 Восстание приняло форму внезапного нападения на королевский дворец. Первого декабря 1640 г. сорок фидалгу стремительно ворвались во дворец, напали на охрану и начали поиски государственного секретаря Мигела ди Вашконселуша, чья смерть была заранее предрешена. После его убийства заговорщики заставили герцогиню Мантуанскую, племянницу короля Испании и вице-королеву, подписать приказ о том, чтобы кастильские гарнизоны замка Сан-Жоржи и крепостей вдоль Тежу сдались без сопротивления. Лишь после завершения переворота заговорщики обратились к народу. Один из хронистов, принимавший участие в захвате королевского дворца, писал: «В десять часов утра, час спустя после этого события, по улицам ходили женщины, призывая купить рыбу, фрукты и другие товары, и на площадях, и на берегах реки гуляли булочницы и лавочники в таком умиротворении и покое, которое может быть, если торговля идет ни шатко, ни валко...» Вся страна поддержала революцию, как только узнала о ней. Несколько сотен португальских студентов из Университета Саламанки вернулись в Португалию, для того чтобы записаться в войско. Но из многочисленных представителей знати, находившихся при мадридском дворе, практически все остались на службе у Филиппа IV.

 

Провозглашение Жуана IV королем состоялось спустя две недели после революции. Церемонию вступления на престол старались провести согласно традициям и без каких-либо изменений. Сразу же после вступления на престол Жуан подтвердил действовавшее законодательство и сохранил посты за всеми чиновниками испанской администрации. На пост государственного секретаря был избран Франсишку Лусена, старый и опытный чиновник, который работал еще в прежние времена, выполняя конфиденциальные поручения. Спустя несколько месяцев после Реставрации состоялся широкий заговор представителей знати, в который были вовлечены маркиз Вила-Реал, герцог Каминья, граф Армамар, архиепископ Браги, глава инквизиции и некоторые состоятельные купцы Лиссабона. Интрига была раскрыта, и все заговорщики, за исключением служителей церкви, казнены. Суровость приговора приписали государственному секретарю, который вскоре сам поплатился собственной жизнью за это преступление. Он был обвинен в измене, и король не смог спасти ему жизнь, несмотря на общее мнение о невиновности Лусены. Дворяне утверждали, что топор палача, который отрубил голову Франсишку Лусене, был тем же самым, что ранее обезглавил заговорщиков.

Сразу же после вступления на престол Жуана IV были созваны кортесы. Созыв кортесов также проходил в традиционной форме. На них были приняты меры ввиду приближавшейся войны, которую все считали неизбежной. Проголосовали за введение высокого военного налога — военной десятины (10% частного имущества), доходы от которой составили 1 800 000 крузаду. В следующем году эта сумма увеличилась до 2 400 000 крузаду. Этот налог был значительно больше, чем те, которые когда-либо собирались в правление испанцев, однако не существует сведений, сообщающих нам о каких-либо протестах.