Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
синдроми.doc
Скачиваний:
665
Добавлен:
02.03.2016
Размер:
419.33 Кб
Скачать

2. Патопсихологические синдромы шизофрении

2.1. Краткая характеристика заболевания

Шизофрения – группа сходных психических расстройств неясной этиологии, предполагающих изменение мышления, перцептивной деятельности, аффективно-личностных свойств.

Без лечения для шизофрении характерно прогрессирующее или приступообразное течение, обычно завершающееся однотипной картиной изменения личности (дефекта) с дезорганизацией психических функций (мыш­ления, эмоций, психомоторики — всего поведения в целом) при сохранности памяти и приобретенных ранее знаний.

Данное психическое расстройство в качестве единого заболевания было выделено в конце XIX в. известным немецким психиатром Эмилем Крепелином под названием “раннее слабоумие” (dementia ргаесох), т.е. развивающееся еще в юности или в молодые годы. До этого разные формы шизофрении считались самостоятельными психическими бо­лезнями. Само название “шизофрения” было дано в 20-х годах швейцарским психиатром Эугеном Блейлером, кото­рый также расширил круг отнесенных к ней психических расстройств, но указал на возможность благоприятного ис­хода даже без лечения.

У психиатров разных стран до сих пор нет единой точки зрения на шизофрению. В некоторых странах к шизофрении относят только са­мые злокачественные формы, в некоторых вообще отрицают ее как еди­ное заболевание. Наиболее полное учение о шизофрении создано отече­ственными психиатрами.

Шизофрения относится к эндогенным заболеваниям (“эндо” — изнутри, внутренний, “экзо” — внешний, наружный), то есть развивается как бы изнутри, аутохтонно, без внешнего воздействия.

Клинические проявления шизофрении очень разнообразны. Почти все известные в психиатрии симптомы и синдромы могут наблюдаться при шизофрении. Но, несмотря на многообразие и полиморфность про­явлений шизофрении, при ней всегда есть типичные проявления, об­щие для всех больных и всех форм шизофрении, но с разной степенью их выраженности. Их называют “негативными” симптомами, поскольку они отражают тот ущерб для психики больного, который наносит бо­лезнь.

В наибольшей степени при шизофрении поражаются эмоциональная и волевая сферы.

Эмоциональное снижение начинается с нарастающей эмоциональной холодности больных к своим родным и другим близким людям, безразличия к окружающему, безучастности к тому, что непосредственно относится к больному, утра­ты прежних интересов и увлечений. Безразличие к окружающему и мнению других людей может проявиться неряшливостью и нечистоплотностью в одежде и в быту.

Некоторые больные шизофренией осознают свою измененность. Они жалуются на то, что потеряли способность радоваться жизни, любить, волноваться и страдать, как раньше. То, что их теперь ничто не интере­сует, некоторые больные тоже осознают, но ничего не могут поделать, чтобы что-то изменить и по-другому относиться к своим близким, так как управлять ни своими эмоциями, ни поведением больной шизофре­нией не может.

У некоторых больных наблюдается эмоциональная амбивалентностьто есть одновременное существование двух противоположных эмоций: например, любви и ненависти, интереса и отвращения.

Амбитендентность — расстройство, аналогичное амбивалентности, проявляющееся двойственностью стремлений, побуждений, действий, тенденций. Например, человек считает себя одновременно и больным, и здоровым, хочет услышать слова одобрения, но все делает для того, что­бы его ругали, протягивает руку за каким-то предметом и тут же отдер­гивает ее и тому подобное. Это может сказываться и на поведении — больной шизофренией ласкает своего ребенка или подругу и одновре­менно причиняет боль, после ласковых слов может без всякого повода дать пощечину, целует и щиплет или кусает.

Может быть диссоциация эмоциональной сферы — больной смеется при печальном событии или плачет при радостном. Больные могут быть равнодушны к горю своих родных, тяжелой утрате и печалиться, увидев растоптанный цветок или больное животное.

Все эмоциональные проявления ослабевают. Вначале бывает уплоще­ние, притупление эмоций, а затем развивается эмоциональная тупость.

Эмоциональная тупость — это недостаточность (бедность) эмоцио­нальных проявлений, равнодушие, безразличие к своим близким, утрата эмоциональной откликаемости на горе, печаль и неприятности других людей, в том числе и родных, огрубление чувств. Это состояние необратимо.

Одновременно с эмоциональным может происходить и волевое оску­дение. В самых выраженных случаях волевые нарушения называются абулией (дословно означает безволие).

Абулия (от греческого “bulia” — воля, решительность, “а” — отсутствие, отрицание) — частичное или полное отсутствие побуждений к деятельности, утрата желаний, в выраженных случаях — полная безучастность и бездеятель­ность, прекращение общения с окружающими.

На начальных этапах абулия проявляется падением активности, без­деятельностью, снижением интереса ко всему. При утяжелении абулии больных ничто не волнует и не интересует, у них отсутствуют реальные планы на будущее, они не проявляют интере­са к своей дальнейшей судьбе, им все безразлично. Окружающее тоже не привлекает их внимания, больные целыми днями молча и безучастно лежат в постели или сидят в одной позе. Аутизм (от греческого “autos” — сам) — утрата контактов с окружаю­щими, уход от действительности в свой внутренний мир, в свои пережи­вания. Это не просто замкнутость, которая бывает при шизоидной психопатии и некоторых других личностных расстройствах. Аутистичным на ранних этапах ши­зофрении может быть и человек, формально контактирующий с окружа­ющими, но в свой внутренний мир он никого не пускает: он закрыт для всех, включая самых близких больному людей.

Негативизм (от латинского “negativus” — отрицательный) — бессмыс­ленное противодействие, немотивированный отказ больного от любого действия, движения или сопротивление его осуществлению.

Речевой негативизм проявляется мутизмом.

Мутизм (от латинского “mutus” — немой) — нарушение волевой сфе­ры, проявляющееся в отсутствии у больного ответной и спонтанной (то есть произ­вольной) речи, при сохранении способности больного разговаривать и понимать обращенную к нему речь.

Нарушения мышления при шизофрении называются формальными, так как они касаются не содержания мыслей, а самого мыслительного процесса. Прежде всего, это затрагивает логическую связь между мыслями.

На поздних этапах шизофрении логическая связь утрачивается даже в пределах одной фразы. В самых тяжелых случаях наблюдается разо­рванность мышления, что проявляется в разорванности речи — речь боль­ных состоит из сумбурного набора отрывков фраз, совершенно не свя­занных между собой (“словесная окрошка”). В менее выраженных случаях наблюдается “соскальзывание” мыслей — лишенный логики переход от одной мысли к другой, которого сам больной не замечает.

Нарушения мышления выражаются, и в неологизмах (от “нео” — но­вый; “logos” — речь, учение) — новообразование, придумывание новых вычурных слов, которые понятны только самому больному.

Нарушением мышления при шизофрении является и резонерство бесплодные рассуждения на посторонние темы. Объект рассуждений выбирается произвольно или же в процессе беседы на конкретный во­прос врача больной по пустячному поводу может пуститься в простран­ные рассуждения со сверхобобщениями, задавая самому себе вопросы и самостоятельно на них отвечая, что-то доказывая и устанавливая собственные зако­номерности, причем рассуждения и доказательства могут быть весьма далеки по смыслу от заданного вопроса, ответить на который следовало бы одной фразой.

Нарушения мышления проявляются и в искажении процесса обобще­ния, которое осуществляется по несущественным признакам. Могут быть и такие нарушения, как неуправляемый поток мыслей, внезапные пере­рывы, или обрыв мыслей, или два параллельно текущих потока мыслей. Различают следующие формы шизофрении: параноидная, кататоническая, гебефреническая с последующими дополнениями (простая, вялотекущая, циркулярная и другие формы). В зависимости от типа течения заболевания выделяют: непрерывно-прогредиентную, приступообразно-прогредиентную, периодическую и особые формы шизофрении.

Параноидная шизофрения – наиболее часто встречающаяся форма, для которой характерен бред воздействия, преследования, отношения; реже встречается бред отравления, заражения, метаморфозы, ревности, величия. Это наиболее часто встречающаяся форма, если заболе­вание начинается после 20 лет.

Парафрения — разновидность параноидной шизофрении, характеризующаяся нелепым фантастическим бредом (встречи с инопланетянами, небывалое могущество, позво­ляющее повелевать людьми и природой), с которым связаны выраженные эмоциональные переживания (от экстатиче­ского восторга до смертельного ужаса). Развивается обычно в зрелом возрасте.

Гебефреническая шизофрения – форма шизофрении, при которой больные ведут себя как плохие актеры, играющие расшумевшегося ребенка. Нелепая дурашливость, грубое кривлянье, утрированные гримасы, нелепое веселье больных не заражает, а пугает и тяготит других (“холодная эйфория”). Говорят неестественным голосом — патетическим тоном или сюсюкают, при этом часто изо­щренно нецензурно бранятся, коверкают слова.

Гебефреническая шизофрения начинается в подростко­вом или юношеском возрасте (Геба в древнегреческой ми­фологии — богиня юности). В США ее называют дезорга­низованной шизофренией.

Бредовые высказывания бывают отрывочными, а галлю­цинации — эпизодическими.

Заболевание отличается злокачественным течением. В течение 1—2 лет, а иногда и нескольких месяцев разви­вается шизофренический дефект с резко выраженными ос­новными симптомами.

Кататоническая шизофрения (от древнегреч. kata — вдоль, tonos — напряжение) в прошлом была часто встре­чающейся формой, особенно в молодом возрасте. Но с 50-х годов в развитых странах стала отмечаться очень редко. Выраженные случаи проявлялись чередованием кататонического возбуждения и обездвиженности (ступора) с полным молчанием (мутизмом).

Кататоническое возбуждение – стереотипно повторяющиеся бесцельные действия и немотивированная импульсная агрессия, бессмысленное упорное сопротивление, негативизм.

Кататонический ступор обездвиженность с полным молчанием (мутизм) может сочетаться либо с крайним на­пряжением всех мышц (ригидный ступор) или с повышен­ным пластическим тонусом — восковой гибкостью (ката­лептический ступор): руки, ноги, голова застывают надолго в той позе, которую им кто-нибудь придал, порой в самой неудобной и неестественной. В со­стоянии ступора больные не едят, могут сопротивляться кормлению, и питание осуществляется через зонд. Мочатся и испражняются под себя. Сознание во время ступора может полностью сохраняться, и в последующем, когда ступор проходит, больные подробно рассказывают обо всем проис­ходившем вокруг.

Онейроидная кататония встречается до настоящего времени. Обездвиженность сочетается со сновидными пережи­ваниями, о которых больные рассказывают лишь впослед­ствии, но при этом выясняется, что лишь отдельные события доходили до больного, а обстановка вокруг воспринималась в соответствии с грезоподобными фантазиями (другие боль­ные принимались за инопланетян, сама больница — за какой-то лагерь и т.д.). Содержание онейроидных пережи­ваний нередко черпается из фантастических романов, де­тективных фильмов или из бытующих рассказов об ужасных происшествиях. На лице выражения страха и экстаза сме­няют друг друга.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]