Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шпоры по Устюговой.docx
Скачиваний:
333
Добавлен:
18.02.2016
Размер:
308.5 Кб
Скачать

33. Сущность и последствия политики «большого скачка» и « народных коммун» в Китае.

Большо́й скачо́к — экономическая и политическая кампания в Китае с 1958 по 1960 год, нацеленная на укрепление индустриальной базы и резкий подъём экономики страны. В это время Китай представлял собой на 90 % аграрную страну, которой была остро необходима модернизация. Мао Цзэдун обосновывал политику Большого скачка при помощи марксистской теории производительных сил, однако его попытка усилить экономический рост путём резкой коллективизации и подменить профессионализм энтузиазмом обернулись катастрофой: следствием Большого скачка стала смерть от 20 до 40 миллионов человек, и это сделало его крупнейшей социальной катастрофойXX века. Политика Большого скачка.Большой скачок вылился в ряд массовых всекитайских кампаний, к которым привлекалось практически всё население, приближающееся по численности к миллиарду человек.Большим скачком была названа вторая китайская пятилетка (1958—1963).

Социальные преобразования. На основе опыта коллективизации в СССР Мао Цзэдун готовил преобразования социальной структуры. Для того, чтобы выполнить задачи Большого скачка, необходимо было объединение. С 1958 года стали создаваться «народные коммуны» — крупные самодостаточные группы, живущие и работающие совместно, питающиеся в общей столовой. Инструментом обмена вместо денег в этих группах служили «трудодни». Народные коммуны были уже достаточным образованием для строительства печей малой металлургии или для сельскохозяйственных работ. Основным занятием коммун была сельскохозяйственная деятельность. К концу 1958 г. было создано 25 тысяч коммун, средний размер коммуны составлял 5 000 семей.

Малая металлургия. Главной проблемой подъёма экономики и индустриализации считалось производство стали. Повсюду стали строиться мастерские по производству стали из руды, при этом отсутствовала надлежащая инфраструктура и фундаментальные знания о стали и мартеновских печах. В соответствием с директивами Партии, повсюду стали строиться малые печи из глины, которые топили дровами. Рабочих набирали из близлежащих деревень.Ещё в 1959 году, после изучения проблемы и первых опытов, стало ясно, что хорошего качества сталь можно производить только в крупных печах на больших фабриках, используя каменный уголь в качестве топлива, однако проект продолжался, население организовывало на местах добычу угля и пыталось модернизировать печи.Результатом был низкокачественный чугун («свиное железо»), получаемый в промышленности только на первых стадиях обработки, негодный для широкомасштабного использования. Он мог использоваться преимущественно для изготовления плугов и мотыг и расходовался в пределах коммуны.В 1958 году производство «стали» возросло на 45 %, а в 1959 году — ещё на 30 %. Однако в 1961 году неэффективность малой металлургии стала очевидна, производство стали резко упало, и вернулось к уровню 1958 года только в 1964 году.

Реформы сельского хозяйства. Сельское хозяйство в годы Большого скачка было полигоном для широкомасштабных социальных и агропромышленных экспериментов.Велось строительство ирригационной системы, частично неэффективное из-за отсутствия квалифицированных инженеров.Кампания по уничтожению воробьёв привела к тяжёлым нарушениям экологического баланса, в результате которых резко увеличилась популяция насекомых, истреблявших урожаи.Волюнтаристские эксперименты в сочетании с коллективизацией привели к обширному голоду.Последствия Большого скачка. Наступление голода. В 1958 году была хорошая погода и ожидался хороший урожай. Отвлечение большого количества людей на выплавку стали и кампания по уничтожению воробьёв привели к тому, что урожай оказался невысоким, хотя официальные цифры рапортовали об успехах. Увеличение поставок достигалось путём уменьшения доли зерна у крестьян, которые стали страдать от недоедания.В 1959 и 1960 годах два года подряд стояла плохая погода, что привело к крайне низким урожаям и голоду в ряде провинций. Особенно сильная засуха была в 1960 г., она поразила северные провинции. В январе 1961 года состоялся IX пленум ЦК КПК, который решил приостановить политику Большого скачка.

Первая жёсткая критика политики Большого скачка прозвучала на Лушаньской партконференции в июле—августе 1959 года