Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Юхневич уср фр. романтизм.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
18.02.2016
Размер:
52.84 Кб
Скачать

Жюль мишле

Ж. Мишле сам называл себя потомком крестьян, но его отец принадлежал, скорее, к городской мелкой буржуазии. При Наполеоне он был типографом, затем разорился, в связи с теми мерами, которые применялись Наполеоном против печати. С большим трудом разорившиеся родители смогли дать ему среднее образование.

Мишле удалось получить высшее образование и заняться преподаванием истории. Вскоре он зарекомендовал себя рядом трудов по истории: сначала составил хронологические и синхронистические таблицы, затем написал общий очерк новейшей истории. Уже в эту раннюю пору своей деятельности Мишле интересовался не только внешней стороной истории, но стремился дать ее философское истолкование. В частности, в 1820 г. он сделал перевод «Новой науки» Вико и дал к ней свои комментарии. В 1827 г. он получил место профессора в Парижской высшей нормальной школе.

Революция 1830 г. произвела на Мишле огромное впечатление. Под ее влиянием в 1831 г. он написал свое «Введение во всеобщую историю» В этой книге он пробовал нарисовать развитие человечества в целом. В ней заметно влияние Гегеля, однако исторические идеи немецкого философа выступают у Мишле в модифицированном виде, освобожденном от метафизичности.

Основная идея Мишле состоит в том, что вся история есть борьба человека с природой, в которой выражается борьба духа с материей, свободы — с необходимостью. В то же время история есть постепенное движение человека к свободе. Мишле рассматривает отдельные этапы этого пути. Важнейшим этапом на этом пути была история Греции с ее чудесным расцветом, сложностью развития, которая, по мнению Мишле, является одним из важнейших признаков высших организмов. Дальнейшим шагом к свободе является история Рима, который рос, как говорит Мишле, с правильностью живого организма, ассимилируя себе весь мир. Но Рим страдал неизлечимой болезнью — рабством, которое разъедало его организм и, наконец, убило его. Варвары, христиане и рабы выступили против этого ложного единства и разрушили его.

Новым этапом в развитии свободы является, по мнению Мишле, христианство, о котором он говорил в восторженном тоне. В средние века, в эпоху господства церкви, с точки зрения Мишле, осуществлялся принцип духовной власти церкви, которая укрощала грубую силу. В крестовых походах он видел проявление духа, который увлекает за собой материальную силу, Мишле восхищался готикой, видя в ней выражение стремления христианства ввысь, к небу.

Следующим этапом в развитии свободы Мишле считал новое время. Мишле подчеркивал сложность этого развития в целом. Он считал, что народы по-разному содействуют раскрытию принципа свободы, который, по его мнению, находит раскрытие главным образом в истории четырех великих наций — Франции, Италии, Германии и Англии. Мишле дает характеристику каждому из этих народов и старается найти определяющий принцип в его истории. Заканчивает Мишле эту свою книгу гимном революции 1830 г., в которой он видит воплощение идеи свободы и равенства.

Мишле высказывает безграничную веру в возможность прогресса человечества, причем он уверен, что Франции суждено сыграть в нем решающую роль. При этом разрешение социальной проблемы для Мишле связано также с религиозной идеей. Прогресс человечества мыслится ему как какое-то создание новой социальной религии.

Революция 1830 г. не оправдала тех надежд, которые возлагал на нее Мишле. Католики, особенно иезуиты, стремились овладеть образованием. Мишле и его друг Кинэ обрушились на иезуитов. Они вместе написали в 1834 г. блестящий памфлет «Иезуиты». Это сочинение выдержало множество изданий и было переведено на все языки. Затем Мишле написал другой памфлет исторического характера «О священнике, женщине и семье»(1844), где он говорит о разлагающем влиянии на семью католического духовенства. Для Мишле «народ» — это мелкая буржуазия, это прежде всего крестьянство, мелкие земельные собственники. «Земельная собственность, все равно крупная или мелкая,— говорит он,— возвышает сердце» это коренное начало народной жизни во Франции, это сердце французского народа. Он хочет доказать исконность крестьянской собственности во Франции. По его мнению, она не была создана революцией; скорее, революция вышла из мелкой собственности. Мишле восхищается привязанностью французского крестьянина к своей земле, он выступает против общинной собственности, он затушевывает наличие какой бы то ни было дифференциации во французской деревне на том основании, что даже батрак обычно владеет во Франции хотя бы крошечным клочком земли и таким образом он тоже собственник, буржуа. Поэтому у Мишле наблюдается отрицательное отношение к социализму.

У Мишле мы видим своеобразный мистицизм, чуждый всякой церковности, скорее, пантеистического характера. То или иное явление в исторической жизни Мишле рисует в виде каких-то почти живых существ.

«История французской революции» его лучшее произведение. Мишле здесь не пробует освещать социальных и политических проблем. Задача правдивого историка заключается, по его мнению, в том, чтобы переживать все страсти, все увлечения. Надо находить истинное и прекрасное во всех течениях, партиях, учениях, которые с исторической необходимостью сменяли друг друга. В «Истории Франции» он пробует воспламениться историей церкви, религиозной жизнью средних веков. В восхвалении этой религиозной жизни средних веков он пробует дать исход своим демократическим и патриотическим чувствам. Когда Мишле доходит до эпохи Возрождения, он вдруг меняет этот свой тон и по отношению ко всему предшествующему периоду — вместо восхищения шлет проклятья. Впоследствии он покаялся в своем увлечении классическим средневековьем и средневековой католической церковью.

В «Истории Франции» Мишле, особенно в разделах, посвященных средним векам, слишком сильно сказывается недостаточность критики источников. Он без надобности погружается в частную жизнь королей, пробует объяснять их политику случайными моментами.

Общество, по мнению Мишле, должно быть основано не на равенстве, а на неравенстве, на усыновлении слабых сильными. Для него характерен экзальтированный патриотизм, иногда даже национализм. Франция для него — общее отечество народов, история Франции — это всемирная история, законы Франции — это законы разума. Франция представляет собой принцип всеобщего братства.

У Мишле не было школы, он принадлежит к числу тех авторов, которым чрезвычайно трудно подражать. У него отсутствует историческая критика. Это один из наиболее ярких историков-демократов первой половины XIX в.— историков, к которым прислушивалось всё живое во французском обществе того времени, влияние которого не на историков, не на историческую науку, а на широкие круги читателей, широкие круги интеллигенции во Франции и за ее пределами было огромно.