Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
8. Мотив достижения.doc
Скачиваний:
32
Добавлен:
09.06.2015
Размер:
304.64 Кб
Скачать

23.4.2. Ценностные установки, связанные с мотивацией достижения

Теперь определимся, какие признаки отличают людей с ярко выраженной мотивацией достижения.

Как уже говорилось, потенциаль­ная мотивация может быть описана как набор оценочных диспозиций (ценностных установок личности), включающих в себя определенную тему, которая лежит в основе норма­тивного состояния (т.е. того состояния, которое характеризует успешность). Наиболее общей характеристикой мотивации является среднее от­клонение нормативного состояния от различных ситуативных состояний (т.е., например, разница между нынешним состоянием и конечной целью). Эта величина показывает силу мотивации достижения, то есть вы­раженность тенденции думать обо всем с позиции соревнования с задан­ными критериями успешности. Упрощенно можно сказать, что человек с высокой мотивацией достижения должен обладать следующими признаками:

1. Стремлением достигать высоких результатов (успехов).

2. Стремлением делать все как можно лучше.

3. Выбором сложных заданий и желанием их выполнить.

4. Стремлением совершенствовать свое мастерство.

Люди с наибо­лее выраженной мотивацией достиже­ния характеризуются наибольшим раз­личием между реальным и идеальным образами «Я» и между актуальным (т.е. имеющимся на данный момент) и желаемым обладанием личностными качествами, ориентированными на достижение. Например, если вы хотите стать менеджером, то вы, с одной стороны, должны иметь представление о тех личностных качествах, которые необходимы эффективному менеджеру (идеальный образ, характеризующий нормативное состояние), с другой стороны вы оцениваете свои личные качества на данный момент (реальный образ, актуальное состояние), затем вы ставите перед собой задачу усовершенствовать ряд своих качеств (желаемое состояние, связанное с идеальным образом). У людей с ярко выраженной мотивацией достижения разница между тем, «что я есть на данный момент» и тем, «чем я хочу стать» является значительной. Соответственно люди, которые ничего не хотят в себе менять, очевидно, характеризуются низкой мотивацией достижения.

Представьте себе двух студентов с одинаковыми способностями, но различной мотивацией.

Студент А (с сильной мотивацией достижения):

- увлеченно учит дисциплины, которые являются базовыми для менеджера;

- стремится выполнять сложные задания и пытается разо­браться в том, что является для него непонятным;

- все делает для того, чтобы получить наивысшую оценку.

Студент Б (с таким же интеллектуальным уровнем и способно­стями, но со слабой мотивацией достижения):

- не проявляет заинтересованности к изучаемым дисциплинам, не любит решать задачи, анализировать ситуации, подбирать материалы к курсовым работам и т.д.;

- при самостоятельном выборе задач выбирает более легкие;

- наталкиваясь на трудности (сложные задания) либо сразу обращается за помощью, либо прекращает деятельность.

Понятно, что А будет быстрее развиваться и его успехи будут выше, чем у Б.

Идея достижения, как уже было отмечено, сконцентрирована вокруг двух возможностей: достижения успеха или избегания неудачи. Соответствен­но, в мотивации достижения присутствуют две тенденции, собственно достижения и избегания: «надежда на успех» (мотив успеха - НУ) и «боязнь неудачи» (мотив неудачи - БН). В зависимости от веса, приданного двум альтернативам – успеху или неудаче, у людей с различными тенденциями наблюдаются различия в предвидении и оценке результата деятельности. «Мотивированные на успех» люди при постановке цели учитывают возможность успеха больше, чем возможность неудачи; они оценивают свой уровень достижений в сравнении с общим фоном, окрашенным ожиданием успеха, и, соответственно, для «мотивированных на неудачу» людей верно обратное. В этих случаях оценочная диспозиция действует не напрямую, а косвенно, как рамки соотнесения, которые не являются результатом непосредственного опыта, но влияют на постановку цели и оценку результата (рис. 23.3).

Как уже было отмечено, успех или неудача в ориентированном на достижение взаимодействии человека со средой всегда случайны. Если представить весь спектр возможной вероятности успеха (от 0 до 100%) в виде отрезка, то на этом отрезке можно выделить три области (рис. 23.4).

Область задач

повышенной

сложности

Область задач

средней сложности

Область задач

пониженной сложности

Вероятность

успеха равна 0.

Вероятность

успеха равна 50%.

Вероятность

успеха равна 100%.

Рис. 23.4. Градации вероятности достижения успеха в деятельности достижения.

Люди с различными тенденциями мотивации достижения отличаются предпочтением задач с различной вероятностью успеха. Ориентированные на успех индивиды, предпочитают задания из области средней сложности (вероятность достижения успеха колеблется около 50%), так как именно эта область характеризуется максимальной неопределенностью и предоставляет максимальные возможности проверки собственных способностей, к чему и стремятся мотивированные на достижение успеха. Ориентированные на избегание неудачи индивиды, наоборот предпочитают избегать задач средней сложности (впоследствии мы дадим объяснение причин этого феномена) и предпочитают либо очень легкие задачи (вероятность успеха близка к 100%), либо наоборот чрезвычайно сложные задачи с вероятностью успеха, близкой к нулю.

Обе мотивационные тенденции — НУ и БН — независимы друг от друга. Обе величины позволя­ют получить два производных показа­теля: их сумма дает «общую мотива­цию» (НУ+БН=См), а разность — так называемую «чистую надежду» (НУ-БН=НЧ).

Кроме того, люди, ориентированные на успех или поражение, различаются даже в тех областях, которые не имеют непосредственно наблюдаемой связи с успехом и неудачей. Проявляются, например, характерные различия в структуре и качестве переживания времени, относящиеся к таким характеристикам, как объем будущего времени или целенаправленность и скорость протекания проживаемого времени (см. табл. 23.3).

Кац показал на подростках, что значение успеха явно различа­ется в зависимости от социоэкономического слоя. Если проследить изменение значимости успеха в различных областях жизнедеятельности человека, то при продвижении от низших слоев общества к высшим она будет изменяться в следующем порядке: накоп­ление собственности, стабильность работы, статусная по­зиция и личная успешность. Высокомотивиро­ванные люди (n Ach)* придают большее значение успешно­сти, чем престижу, в то время как низкомотивированные предпочитают обратное.

Ertel обнаружил параметры, кото­рые связаны с оценкой эффективности деятельности и характерны для ожидания успеха или неудачи. Мотивированные на ус­пех люди (высокая НУ) ожидали приближения интел­лектуального теста в основном с чувством уверенности в будущем, ориентированные на неудачу (высокая БН) - с чувством тревоги. Кассарьян выделил социальные и ориентированные на себя компоненты ус­пеха и поражения, связанные друг с другом. Пора­жение в обоих смыслах сопровождается различными про­явлениями низкой самооценки и трудностями в социаль­ном принятии.

После получения определенного результата следующая цель может выбираться, исходя из определенной степени успешности (расхождение между новой целью и полученным результатом), кото­рая обычно предпочитается. Подобная степень успешности была названа уровнем притя­заний. Как показывают результаты исследований, переживание успеха или неудачи зависит не просто от степени объективной трудности задачи, с которой справился испытуемый, а и от выработанного уровня притязаний. Если новый результат достигает или превышает этот уровень, появляется ощущение успеха, если не достигает – неудачи. Успех и неудача непосредственно отражаются на уровне притязаний следующего выполнения. После успеха уровень притязаний, как правило, повышается, а после неудачи – снижается, но не наоборот (так называемая «закономерность сдвига»). Как мы уже отметили, ориентация на успех не обязательно связана с высоким или завышенным уров­нем притязаний, равно как и ориентация на неудачу не обязательно сопряжена с очень низким уровнем притяза­ний. Есть часть людей ориентированных на неудачу, но стре­мящихся к высочайшей степени успешности, хотя они и остаются далеки от ее достижения (рис. 23.4).

Однако на поведение людей влияют не только оценочные диспозиции, но и ситуационные факторы. Например, два студента хорошо подготовились к занятию, посвященному какой-либо теме, но при этом один студент всегда хорошо готовится к занятиям потому, что хочет стать хорошим специалистом, а другой подготовился к этому занятию потому, что, либо именно данная тема показалась ему интересной, либо родители накануне устроили нагоняй за плохую успеваемость. Как определить у кого из них мотивация достижения выражена больше? Очевидно, что логично рассматривать оценочную диспозицию как более выраженную в случаях, когда:

  1. она в большей степени приводит к реальным действиям, чем проявляется в желаниях и фантазиях;

  2. она в большей степени ведет к продолжительной, а не спорадической (случайной) активности;

  3. она организовывает максимум ситуаций различного рода.

Следует также отметить, что люди более ориентированы на успех в одних и на неудачу в других видах деятельности; кроме того, уровни притязаний в разных видах деятельности также могут различаться.

Области личного мира, ориентированные на достижение, различаются у разных людей по ширине, т.е. по количеству областей деятельности, на которые они распространяются. Они также зависят от социокультурных и возрастных норм. У некоторых людей идея достижения может быть настолько «переоценена», что охватывает практически все ситуационные взаимодействия, т.е. человек начинает оценивать как успех или неудачу даже неподконтрольные ему события. Наиболее ярким примером являются игры, основанные на теории вероятности (кости, подбрасывание монетки и т.д.), результат которых также расценивается как успех или неудача, хотя они ни коим образом не связаны с деятельностью достижения.