Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Otvety_po_Rimskomu_Pravu_1.doc
Скачиваний:
694
Добавлен:
07.06.2015
Размер:
920.58 Кб
Скачать

9.12.2. Casus, vis maior: понятие, виды. Применение правил «Casum sentit dominus» и «Periculum est emptoris».

Римское право знало понятие случая и непреодолимой силы.

Случай (Casus)- это то, что заранее никто не может предвидеть. Если нарушение договора было вызвано действием случая, то должник освобождался от ответственности, так как в произошедшем не было его вины. «Случай» есть техническое выражение для гибели или повреждения вещи, происшедших без вины должника.

Римские юристы различали простой случай от casus maior – vis mior, т.е. непреодолимой силы, которую они определяли, как случай непредотвратимый, которому невозможно противостоять – casus cui resisti non potest.

Непреодолимая сила (vis maior) - это чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (наводнение, землетрясение, война и т. д.). В отличие от случая форс-мажор нельзя предотвратить, даже если о нем будет известно заранее. Если нарушение условий договора было вызвано действием непреодолимой силы, то должник также освобождался от ответственности.

«Casum sentit dominus» - последствия случайной гибели вещи возлагаются на собственника.

«Priculum est emptoris» - риск случайной ​гибели проданной вещи лежит на покупателе (если, конечно, в договоре ​стороны не предусмотрели иного положения). Если по заключении договора купли-продажи проданная вещь погибала по случайной причине, т.е. без вины в том как продавца, так и покупателя, то неблагоприятные последствия факта гибели вещи ложились на покупателя. Это значит, что покупатель обязан платить покупную цену (а если уплатил, не имеет права требовать ее обратно), несмотря на то, что продавец вследствие случайной причины не может исполнить лежащей на нем обязанности предоставления вещи.

Правило “periculum est emptoris” резко расходилось с общим принципом римского права — casum sentit dominus (т.е. последствия случайностей, какие могут постигнуть вещь, приходится ощущать собственнику данной вещи). С ючкизрения этого общего правила, если вещь по заключении договора купли-продажи, но еще до передачи покупателю случайно погибает или повреждается, риск должен был бы нести продавец, так как при указанных обстоятельствах именно он является собственником проданной вещи. Только после фактической передачи вещи (traditio) право собственности переходит (при наличии других необходимых условий) к покупателю и, следовательно, с точки зрения правила “casum sentit dominus”, только тогда нужно было бы возложить на покупателя и риск случайной гибели или порчи вещи. В действительности же покупатель нес риск независимо от того, стал ли он уже собственником купленной вещи или еще нет.

9.12.3. Ответственность за неисполнение обязательств.

Ответственность за неумышленное неисполнение обязательства наступает всегда; это положение носит императивный, принудительный характер, и оно не может быть устранено предварительным соглашением сторон.

Ответственность должника за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства выражается в Риме преимущественно в обязанности возместить убытки.

Должник несет ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Как правило эта ответственность наступает при наличии вины должника.

Естественным следствием неисполнения в собственном смысле является «ответственность», наступающего для того, кто не исполнил. Такую ответственность называют обыкновенной «контрактной», и для неисполнившего она наступает в большем или в меньшем объеме. В позднейшую эпоху допускалась также ответственность должника за чужие действия, а именно за действия тех зависимых от него лиц, которыми он воспользовался для исполнения, или потому, что он их неосмотрительно выбрал, или потому что он за ними недостаточно следил.

Содержание ответственности в исках не может превосходить объемы долга: если его объектом является сумма денег, должник будет приговорен к такой же сумме; если его объектом является вещь или услуга, должник будет приговорен к «quanti ea res est» (сколько стоит эта вещь), т.е. стоимость того, что он должен был совершить, отнесенный на момент засвидетельствования тяжбы. В исках bonae fidei (добросовестность), напротив, неисполняющий может быть приговорен к большей сумме в сравнении с объемом долга в связи с заинтересованностью, которая была у кредитора в отношении точного и своевременного исполнения обязательства. Убытки определялись самим же кредитором посредством оценочного ручательства.