Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
педагогика БАУХАУЗА.doc
Скачиваний:
142
Добавлен:
31.05.2015
Размер:
779.26 Кб
Скачать

Третий период. Период дезинтеграции. Эра X. Майера и Мис ван дер Роэ. Дессау-Берлин (1928-1933)

С уходом Гропиуса весной 1928 года начинается новый период в развитии Баухауза, который Кролль определял как период дезинтеграции. Гропиус, изнуренный постоянной организационной работой, уставший от непрекращающихся нападок со стороны консервативной прессы, предпочел оставить работу в Баухаузе и заняться архитектурным проектированием в Берлине. Его уход был тяжелым испытанием для института, главным создателем и идеологом которого он являлся на протяжении почти десяти из четырнадцати лет его существования.

Новым директором Баухауза становится швейцарский архитектор Ханнес Майер (1889-1954). Социально ангажированный, не склонный к эстетизму, он ставит перед собой задачу придать педагогической концепции Баузауза социальный характер. О его взглядах позволяет судить статья

47

«Баухауз и общество», опубликованная в газете-журнале Баухауза в 1929 году:

«Что строить, что конструировать - для нас едино. И то и другое -общественное событие. В качестве Высшей школы формообразования Баухауз-Дессау не художественный, а социальный феномен. Наша деятельность является социально обусловленной, и круг наших задач определяет общество. Разве не требуются сегодня в Германии нашему народу школы, парки, дома? Сотни тысяч квартир?... Как творцы мы слуги нашего народа... Конечная цель всей нашей работы объединение всех жизнеобразующих сил для гармоничного развития общества»74.

Ханнес Майер. 1929-1930

73 Переводы книг серии ««Bauhausbiicher» в России были изданы значительно позднее: В. Гропиус «Границы архитектуры» в 1971 г., В. Кандинский «Точка и линия на плоскости» в 2001 г., IT. Клее «Педагогические эскизы» в 2005 г.. На это были свои объективные причины. Но то, что они издаются и по сей день, говорит о том, что главные идеи Баухауза не потеряли свой актуальности до настоящего времени.

74 Н. Meyer. Bauhaua und Gesellschaft, in: Bauhaus 1 (1929), S.I.

48

Так Баухауз под руководством Майера окончательно отказывается от первоначальной идеи создания единой художественной школы, объединяющей все виды изобразительного искусства. Преобладающей становится идея о необходимости удовлетворения современных жизненно необходимых потребностей. В связи с этим главные интересы Майера сконцентрировались на недавно созданной архитектурной мастерской, которую он возглавил еще при Грониусе.

Архитектурный отдел (так стала называться мастерская) при Майере по своему значению в Баухаузе занял центральное место, но не в том интегративном смысле как это было заявлено в манифесте его основания, а как обособленный от других мастерских (за исключением мастерской, занимающейся отделочными работами) специальный отдел. Столь же изолированными оказались и Свободные живописные классы. Этот факт воспринимается как парадоксальный. Но, возможно, на этом этапе развития разъединение было необходимо. Оно послужило более углубленному осознанию отдельными мастерскими своих функций. И если «единства искусства и техники» при Майере не получилось, то сама идея Гропиуса впоследствии была подхвачена многими художественными школами и, в конечном счете, привела к появлению нового по своей форме дизайнерского образования.

В 1930 году Майер вынужден был покинуть Баухауз. На его место приходит Мис ван дер Роэ (1886-1969). В 1908-1911 годы он, как и Гропиус, работал ассистентом Беренса. После окончания Первой мировой войны он пришел к мысли о возможности сочетания стального каркаса и стеклянных плоскостей, как главного средства художественной выразительности в архитектуре. Но экономическое положение не позволило реализовать его проекты, многие из них остались лишь на бумаге. Известность ему принесло строительство поселка Веркбунда в Штуттгарте.

Баухауз под руководством ван дер Роэ окончательно превращается в архитектурную академию с несколькими дизайнерскими отделами. При этом

49

надо отметить, что коллектив педагогов и студентов работал четко и слаженно. Обучение стало осуществляться в процессе выполнения реальных промышленных заказов. Часть учебных программ было переориентирована на подготовку студентов к созданию образцов массовой продукции. То, чего с таким трудом добивался Гропиус, происходило без излишнего напряжения.

Мис ван дер Роэ. 1932

В 1932 году социал-демократы терпят поражение на выборах, вследствие чего Баухауз лишается своей поддержки в лице Хессена и срочно вынужден искать себе новое местопребывание. Следующим и последним местожительством Баухауза становится Берлин. Как частная художественная школа он размещается в одном из бывших зданий завода.

Осенью 1933 года по распоряжению национал-социалистов Баухаз был закрыт, почти одновременно с Немецким Веркбундом. Но идеи, которые

50

послужили их созданию, остались жить. После окончания Второй мировой войны Немецкий Веркбуид был восстановлен и продолжил свою деятельность в Дюссельдорфе. Как, впрочем, и Баухауз, который возрождался неоднократно - вначале в Америке, а затем в Германии в Ульме была открыта Высшая школа формообразования, провозгласившая себя наследницей Баухауза. Ее возглавил бывший выпускник Баухауза, ученик Гропиуса и Кандинского к тому времени уже известный немецкий архитектор и дизайнер М. Билл.

51

Педагогика Баухауза в контексте реформ художественного образования в Германии первой трети XX века

Распространенное мнение о том, что Баухауз целиком порывает с традицией и начинает в своей области с нуля, не учитывает той исторически обусловленной взаимосвязанности процессов, которые нашли свое отражение в образовании новой художественной школы. Сам Гропиус неоднократно подчеркивал, что Баухауз - это не эксперимент, а результат закономерного социально-исторического развития общества. И говоря о генеалогических, духовно-исторических основах школы, указывал на Рескина, Морриса, вал де Вельде, Ольбриха, Беренса и Матеуса, о которых уже шла речь выше.

Выступая в Ландтаге Тюрингии при обсуждении бюджетных расходов 9 июля 1920 года Гропиус, аргументируя необходимость финансирования школы, заявил:

«На основании несомненных фактов я здесь четко и ясно доказал то, что совершается в Баухаузе, в непрерывном и логичном развитии должно происходить и уже происходит по всей стране, и я доказал, что Баухауз означает продолжение развития традиций, а не разрыв с ними»75.

Гропиус также настаивал, что Баухауз - не просто оригинальная идея, однажды пришедшая кому-то в голову, а осуществление «типичных для времени идей социального переустройства», в том числе, и в области реорганизации художественной школы.

В 1977 году в архиве Баухауза в Берлине прошла выставка «Реформы художественной школы 1900-1933»76. На ней были представлены различные документы тех лет, посвященные проблемам преобразования художественной

в Protokol der 83. Sitzung des Thiiringischen I ^ndtages von 9.7.1920 // H. M. Wingler. Das Bauhaus.

KOln. 2002. S. 52.

■ Hans M. Wingler (Hrsg.), Kunstschulreform 1900-1933, Berlin 1977.

52

школы. На их основании можно говорить об определенных тенденциях, которые отчетливо просматриваются в реформах образования того времени. Поскольку единого документа, строго регламентирующего процесс реформирования, как это было, например, в Советской России, не существовало, поэтому осуществить преобразования в момент Первой мировой войны или особенно в первые послевоенные годы, в период разрухи, жестко придерживаясь единой программы, не представлялось возможным.

В этот период реформы в Германии непосредственно коснулись всего нескольких школ: школы Обриса в Мюнхене, художественной школы во Франкфурте, Академии искусств и художественных ремесел в Бреслау, Берлинской школы Реймона, объединенных государственных школ искусства и художественных ремесел в Берлине, Берлинской школы Иттена. В этих школах были сделаны попытки изменить прежнюю систему образования и привести ее в соответствие с новыми требованиями времени. В некоторых из них процесс реформирования начался еще до создания в 1919 году Баухауза, в некоторых шел параллельно.

Нам кажется, что было бы уместным привести здесь ряд высказываний непосредственных организаторов и участников этих преобразований, чтобы прояснить те цели и задачи, которые эти реформы преследовали, и какой характер они носили. В этом мы, в первую очередь, будем опираться на книгу известного немецкого искусствоведа В. Ветцольдта «Размышления о реформе художественной школы», которая была издана в 1921 году в Лейпциге, и которую в том же году частично перевел на русский язык и прокомментировал Кандинский (рукопись перевода хранится в Российском архиве литературы и искусства в Москве). Его статья «К реформе художественной школы» была опубликована в 1923 году в журнале «Искусство» уже после его отъезда в Германию. Помимо этого, мы считаем целесообразным привлечь тексты самого Гропиуса, так как он являлся не только сторонником и идеологом реформ, но одним из немногих, кому эти реформы удалось провести в жизнь.

53

Основное содержание преобразований касалось нескольких принципиальных позиций.

1. Первая позиция. Общие антиакадемические тенденции (antiakademischen Tendenzen) реформ. Все, так или иначе, сходились в одном - традиционная академическая система образования себя исчерпала, а ее формы и методы обучения в значительной степени устарели. Приведем некоторые примеры:

«Художественные академии должны быть ликвидированы или преобразованы. Надо заметить, что за последние 50 лет никто не осмелился сказать это прямо»77 (Боде);

«Академия как профессиональная школа отвергнута. Она стала не в состоянии обучить и воспитать современно мыслящего художника»78 (Ветцольдт);

«Организация и методика академий производит поистине впечатление средневековых в сравнении с новыми специальными школами... Со времени да Винчи в Италии и Дюрера в Германии искусство перестало быть тончайшим цветком чисто ремесленных усилий, а стала рождаться на основе теоретически-научного образования. Началось злосчастное онаучивание академий, устранение которого должно стать одной из первых задач реформы художественной школы»79 (Ветцольдт);

«Академия утратила связь с жизнью, для нее искусство стало лишь предметом роскоши... Она лишила индустрию и ремесло творческих людей, что, в свою очередь, повлекло за собою их дальнейшую изоляцию»80 (Гропиус).

2. Вторая позиция. Поскольку старая академическая система утратила прежнюю актуальность и себя не оправдывает, то необходимо вернуться к прежним принципам обучения, возвратиться к той традиции, которая

11 W.von Bode. Die deutsche Kunsterziehung der Zukunft, in: Der Tag - modeme illustrierte

Zeitung. Berlin, 8.1.1920.

~* W. Waetzoldt. Gedanken zur Kunstschulreform. Leipzig 1921. S.I5.

79 W. Waetzoldt. Gedanken zur Kunstschulreform. S.34.

w В.Грониус. Идея и структура Баухауза (1924) // Границы архитектуры. С.231.