Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Научно-практический комплекс 1.doc
Скачиваний:
223
Добавлен:
14.05.2015
Размер:
1.72 Mб
Скачать

Часть 2 ст. 2153предусматривает два квалифицирующих признака – совершение преступного деяния группой лиц по предварительному сговору и в отношении магистральных трубопроводов.

Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, газопроводов признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали два или более лица, заранее договорившихся о совершении этого преступления. Более подробно характеристика группы лиц по предварительному сговору как отягчающего ответственность обстоятельства была дана в параграфе 4 научно-практического пособия (1.4).

Второй квалифицирующий признак рассматриваемого состава преступления характеризуется особыми свойствами места совершения преступления – в данном случае деяние совершается в отношении магистрального трубопровода. Понятие последнего дано в параграфе 2 пособия (1.2).

Деяния, предусмотренные частями первой или второй ст. 2153, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, влекут ответственность по ч. 3 ст. 2153УК. Все указанные в законе последствия связаны с дополнительными непосредственными объектами рассматриваемого преступления, в отношении которых оно направлено и в которых вызывает негативные изменения.

Под последствием в виде наступления смерти человека, предусмотренным ч. 3 ст. 2153УК, понимается связанное с приведением в негодность нефтепровода, нефтепродуктопровода и газопровода причинение физического вреда другому лицу, выразившееся в биологической смерти – необратимом прекращении жизнедеятельности нервных клеток коры головного мозга. Приведенное понятие биологической смерти основано на положениях ст. 9 Закона РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (в редакции Федерального закона от 9.02. 2007 г. № 15-ФЗ) согласно которым заключение о смерти дается на основе констатации необратимой гибели всего головного мозга (смерть мозга), установленной в соответствии с процедурой, утвержденной Министерством здравоохранения РФ. О причине наступления смерти должно быть заключение судебно-медицинского эксперта.

Под иными тяжкими последствиями, указанными в ч. 3 ст. 2153, понимается, в частности, причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью одному или нескольким лицам, причинение смерти двум или более лицам и др.

1.6. Предупреждение кражи и других форм хищений из нефтепровода, нефтепродуктопровода и газопровода

Надлежащее функционирование и правовая охрана топливно-энергетического комплекса России являются одними из приоритетных направлений деятельности государства и его правоохранительных органов в связи с тем, что в нем производится около 30 % товарной продукции страны. Особую значимость эффективное функционирование комплекса имеет также в связи с тем, что три четверти налоговой нагрузки сегодня несут на себе топливно-сырьевые отрасли.

Важно также указать, что формирование и развитие национальной экономической системы происходит под существенным влиянием природно-географической среды, климатических условий. Так, Россия относится к числу холодных стран мира, где среднегодовая температура равна минус 5,5° С (для сравнения в Финляндии – плюс 1,5° С). Низкие же температуры обуславливают, как известно, рост потребления энергии. Экономисты в этой связи пишут: если принять потребляемую энергию в странах с почти идеальным климатом (Таиланд, Малайзия, Иордания) за 1, то для достижения приемлемых условий существования это количество энергии в Южной Кореи, Японии составит 2- 2,5, в США – около 5, в России – почти 81. В таких природно-климатических условиях динамика общественного потребления жестко привязывается к развитию топливно-энергетического комплекса. Энергетические компоненты национальной экономики, их формирование, поддержание и наращивание становятся жизненно важной социальной потребностью. Россия, располагая огромными запасами природных богатств, осуществляла и осуществляет потребление энергии, а также ведет современные социально-экономические и политические реформы, главным образом, за счет всех видов первичного сырья (нефти, газа, леса, руд и пр.). Между тем известно, что природные ресурсы - фактор абсолютно ограниченный, который в принципе невозможно увеличить. Сегодня в обществе постоянно звучат слова о необходимости перехода от «экономики трубы» к инновационному варианту экономического развития. Однако государство продолжает повышать нагрузки на добывающий сектор экономики, на природопользование и, видимо, намерено это делать и в будущем. В этой связи приоритетными задачами государственной политики были и остаются наиболее эффективное использование топливно-энергетического потенциала общества, рациональное и бережное расходование природных богатств, совершенствование законодательных мер по усилению контроля государства за сохранением природных ресурсов страны, правовая охрана топливно-энергетического комплекса (ТЭК) от криминального вмешательства.

Уголовно наказуемые кражи и другие формы хищения из нефтепровода, нефтепродуктопровода и газопровода представляют повышенную опасность. Данный вывод с необходимостью следует из оценки масштабов криминального завладения нефтью, высокой опасности этих преступлений, обусловленной такими факторами, как посягательство на несколько правоохраняемых объектов, сопряженность с совершением другого самостоятельного преступления – приведением в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, газопроводов, нередкое причинение множественности общественно опасных последствий, тесная связь с организованной преступностью. Эти деяния подрывают стабильность и устойчивость экономической системы, серьезно препятствуют экономическому росту, нарушают нормальное функционирование основных экономических процессов. Повышенную опасность указанные преступные посягательства представляют в период экономических трансформаций, когда переход общества от одной экономической системы к другой сопровождается кризисными явлениями в сфере экономики, изменениями принципов и правил оборота имущественных ценностей, пересмотром ценностных подходов в сфере имущественных отношений. В условиях восстановления рыночных отношений в современной России опасность этих имущественных преступлений состоит в том, что, попирая базовые принципы функционирования рыночной экономической системы (принципы неприкосновенности собственности, свободы договора и имущественного оборота), подрывая стимулы к активной предпринимательской и иной экономической деятельности, вызывая социальную напряженность и провоцируя рост конфликтов в обществе, они препятствуют формированию в стране цивилизованного рыночного хозяйства.

Одним из наиболее эффективных направлений борьбы с данным видом имущественных посягательств следует признать меры, направленные на их предупреждение.

Предупреждение преступлений в широком понимании есть криминологическая категория, обозначающая исторически сложившуюся систему преодоления объективных и субъективных предпосылок этих негативных явлений, реализуемую путем целенаправленной деятельности всех институтов общества по устранению, уменьшению и нейтрализации факторов, детерминирующих существование преступности и совершение преступлений.

Предупреждение преступлений в более узком, прикладном значении представляет собой деятельность, направленную на недопущение их совершения путем выявления и устранения причин преступлений, условий, способствующих их совершению, оказания предупредительного воздействия на лиц с противоправным поведением.

Из приведенных определений видно, что предупреждение той или иной разновидности преступлений связано, прежде всего, с воздействием на причины и условия, их порождающие.

Преступность вообще и рассматриваемые посягательства в частности представляют собой сложные социально негативные явления, детерминируемые комплексом многочисленных и разнообразных факторов. В их числе можно выделить эко­номические, политические, правовые, социально-психоло­гические, организационные факторы, технические факторы.

Основными экономическими причинами и условиями рассматриваемых деяний являются:

1) состояние экономического кризиса, порождающего непрерывную нестабильность всех основных потребностей населения, а также социальных ценностей. Для России конца XX— началаXXIв. характерно состояние циклического экономического кризиса;

2) поляризация населения по уровню дохода. Чем даль­ше отстоят друг от друга «полюса» бедности и богатства, тем выше социальная напряженность и стихийное стремление обнищавших к противозаконным средствам перерас­пределения имущества;

3) инфляция как процесс или результат обесценивания денег. Высокий уровень инфляции (свыше 15-20% в год), сопровожда­ющийся время от времени переходом в состояние гиперинфляции, делает невозможным бесконфликтное приспосабливание населе­ния к меняющимся условиям жизни;

4) безработица или состояние трудовой незанятости населения, которое создает в нашей стране предпосылки для получения средств к существованию незаконным, в том числе преступным, путем, поскольку уровень социальной защищенности безработ­ных фактически соответствует границе абсолютной нищеты.

К политическим факторам данного вида преступности можно отнести:

1) общую политическую нестабильность, нередко выступающую провоцирующим фактором циклического усиления экономичес­кого кризиса и создающую непрерывно угрозу экономической ста­бильности. Политическая нестабильность предопределяет низкий уровень уважения власти, в том числе всей системы уголовной юстиции. До настоящего времени в России фактически отсутству­ет преемственность экономических программ и обязательств пра­вительства;

2) нестабильность уголовной политики борьбы с преступлениями против собственности;

3) коррумпированность государственного и муниципального аппарата, препятствующая принятию эффективных мер ответственности в отношении лиц, совершивших данные преступления.

Правовые факторы рассматриваемого вида преступности:

1) наличие пробелов и противоречий в зако­нодательстве цивилистического комплекса, а также в финансо­вом, в том числе налоговом, бюджетном и валютном законода­тельстве в части, относящейся к регулированию деятельности по транспортировке, хранению, переработке и реализации нефти и нефтепродуктов;

2) отсутствие официального толкования уго­ловно-правовых норм об ответственности за указанные преступные посягательства;

3) технические недостатки уголовно-правовых норм, преду­сматривающих ответственность за совершение данных преступлений;

4) терминологическая несогласованность уголовного, административного и граж­данского законодательства в части, относящейся к определению бланкетных признаков составов преступлений, устанавливающих ответственность за хищения из нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов;

5) отсутствие закона о предупреждении преступности, создаю­щего нормативные предпосылки для постепенного перехода от преимущественно карательной модели борьбы с корыстной пре­ступностью, при которой последняя способна воспроизводить самое себя, к профилактической — основанной на финансовых га­рантиях приоритета мер по ограничению причин и условий совер­шения корыстных имущественных преступлений перед мерами уго­ловного преследования.

Социально-психологические факторы рассматриваемых преступлений:

1) культивирование потребительской системы социальных ценностей;

2) опережение имущественных потребностей по сравнению с созданием экономических условий для их удовлетворения;

3) нравственная псевдооправданность любых способов распре­деления имущественных благ;

4) пренебрежение вероятностью привлечения к ответственнос­ти за совершение данных преступлений.

Организационные факторы (причины и условия) преступнос­ти в исследуемой сфере:

1) неадекватность системы государственного реагирования структуре и характеру корыстных имущественных посягательств. В настоящее время на территории Самарской области отсутствует специальное подразделение органов внутренних дел, задачами которого были бы выявление, расследование и предупреждение данных преступлений;

2) низкий уровень раскрываемости данного вида преступлений против собственности, при кото­ром общепредупредительное значение уголовной ответственности в отношении названных преступлений почти утрачивается;

3) отсутствие государственной системы криминологического мониторинга экономики — непрерывного наблюдения, оценки и прогноза явлений, возникающих в экономике;

4) дефицит высокоэффективных технологий расследования новых форм преступлений против собственности. Расследование названных категорий преступ­лений обычными методами, как правило, не обеспечивает выяв­ления и закрепления необходимых доказательств виновности лиц, совершивших такие преступления;

5) функциональные противоречия между различными подраз­делениями правоохранительных органов, осущест­вляющих борьбу с одними и теми же видами корыстных преступ­лений (например, между подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями и по борьбе с организованной преступ­ностью органов внутренних дел);

6) низкий уровень координации деятельности различных правоохранительных органов по борьбе с имущественными посягательствами.

Технические факторы данного вида преступности:

1) несовершенство технических средств предупреждения и пре­сечения преступлений против собственности;

2) недостаточность организационно-технического обеспечения механизма немедленного реагирования на совершение данных преступлений;

3) отсутствие компьютерного программного обес­печения выявления и расследования рассматриваемых преступных посягательств.

Следует подчеркнуть, что среди комплекса факторов, обусловливающих распространение общественно опасного поведения в имущественной сфере и изменение форм указанного поведения, наибольшее значение принадлежит факторам экономического характера. Экономические трансформации, то есть переход общества от одной экономической системы к другой, приводят к сдвигам в структуре преступлений против собственности. Глубокие реформы в сфере экономики зачастую сопровождаются ростом и видоизменением преступности, в первую очередь - имущественной. Интерес криминальных структур к установлению контроля над добычей, транспортировкой и переработкой нефти связан с высокой рентабельностью этих видов деятельности, а также с переведением добываемых природных ресурсов в объекты частной собственности. Так, в первом полугодии 2002 года на территории России было зарегистрировано 3,3 тыс. преступлений в сфере оборота нефтепродуктов. В итоге причиненный ущерб превысил 270 млн. рублей. По оценкам специалистов, потери от преступлений в области ТЭК ежегодно составляют не менее 10 млн. тонн готовой продукции (для справки: ежегодное производство сырья составляет 350-400 млн. тонн). Причем до 10 % добытого сырья ежемесячно теряют акционерные компании, транспортирующие нефть, из-за хищений путем незаконных врезок в трубопроводы. По данным АК «Транснефтепродукт», в 2001 г. было выявлено 395 криминальных врезок в магистральные нефтепродуктопроводы, пресечено 73 кражи нефтепродуктов, всего задержано 158 лиц, у преступников изъято свыше 192 т. топлива, рассмотрено 19 уголовных дел.

Результаты по противодействию хищениям нефти и нефтепродуктов остаются, к сожалению, низкими как в Самарском регионе, так и в целом по России. Предупреждение указанных имущественных преступлений осложнено, прежде всего, большой протяженностью магистральных трубопроводов1. Только сеть трубопроводов ОАО «АК «Транснефтепродукт» в стране составляет почти 20 000 км2. В Самарской области общая протяженность трубопроводного транспорта составляет более 10 000 км, на долю нефтепроводных предприятий приходится 8 500 км. При этом протяженность сети магистральных нефтепродуктопроводов постоянно увеличивается, так как трубопровод относится к самым экономически выгодным и наиболее экологически безопасным видам транспорта.

Тем не менее, криминологами и правоведам определен комплекс мер, которые в своей совокупности способны оказать предупредительное воздействие в отношении данных посягательств. Меры предупреждения (профилактики) корыстных имущественных преступле­ний принято дифференцировать на общие, т.е. нецеленаправленно или объективно воздействующие на криминогенные факторы дан­ного рода преступности, и специальные, т.е. меры, целенаправлен­но воздействующие на такие факторы.

Экономические меры борьбы с рассматриваемыми посягательствами:

Общие:

а) преодоление экономического кризиса;

6) снижение уровня реальной инфляции до 2—4% в год;

в) снижение степени поляризации населения по уровню доходов;

г) ресурсное обеспечение прожиточного минимума населения;

д) снижение реальной безработицы до уровня не выше 5—6% трудоспособного населения.

Специальные:

а) адекватное ресурсное обеспечение подразделений правоохра­нительных органов по борьбе с преступлениями против собственности.

Политические меры борьбы с указанными преступлениями:

Общие:

а) обеспечение стабильности уголовной политики борьбы с преступлениями против собственности;

б) поддержание устойчивого равновесия государственных и частных интересов в экономике;

в) искоренение коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления.

Специальные:

а) разработка государственной стратегии борьбы с корыстной преступностью;

б) обеспечение государственной поддержки развитию негосу­дарственных институтов борьбы с преступностью в исследуемой сфере.

Правовые меры борьбы с хищениями из нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов:

Общие:

а) устранение противоречий в правовом регулировании отношений собст­венности, экономической деятельности;

б) восполнение пробелов в правовом регулировании отдельных видов экономических отношений (например, путем принятия законов о борьбе с коррупцией, организованной преступностью и т. д.).

Специальные:

а) устранение терминологической несогласованности граждан­ского, административного и уголовного законодательства;

б) разработка и принятие официального толкования норм об ответственности за анализируемые преступления;

в) совершенствование правового регулирования деятельности подразделений правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с хищениями нефти и нефтепродуктов.