Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

лекции по введение в языкознание

.pdf
Скачиваний:
796
Добавлен:
13.05.2015
Размер:
2.34 Mб
Скачать

61

Язык есть речь, взятая со стороны общего и постоянного. Речь есть язык, взятый со стороны единичного и переменного. Всякая лингвистическая единица одной стороной обращена к языку, а другой - к речи. Каждая лингвистическая единица должна рассматриваться и со стороны языка, и со стороны речи. Противопоставление языка и речи по рассматриваемому основанию исключает возможность относить одни единицы к языку, а другие - к речи.

3. Язык и речь различаются по основанию некоего установления и и процесса. Есть язык как средство общения и есть речь как процесс общения с помощью языка. Речь обладает свойством быть громкой или тихой, быстрой или медленной, длинной или краткой; к языку эта характеристика не приложима. Речь может быть монологической, если собеседник только слушает, и диалогической, если в общении принимает участие и собеседник. Язык не может быть ни монологическим, ни диалогическим. Чтобы в речи были свои единицы, отличные от единиц языка, они должны быть выделены по тем свойствам, которыми обладает процесс и которыми не обладает орудие, с помощью которого он совершается.

В отличие от языка как орудия общения в речи мы можем выделить моменты, характеризующие процесс общения. В речи различаются частота повторения тех или других элементов языка в тех или других условиях процесса общения.

Математическая статистика изучает частоты в форме исчисления разного рода средних величин. Частотность характеризует не единицу структуры, а ее повторяемость в процессе общения. Сила характеризует не фонему как единицу языка, а произношение звука в процессе общения. Можно пользоваться единицами для измерения силы звука. Помехи характеризуют не единицы языка, а осуществление процесса общения. Можно пользоваться единицами для измерения степени помех. Такими единицами не могут быть не только слова или их формы, словосочетания или предложения, но даже и абзацы.

62

Мы не будем здесь обсуждать, являются ли сложные целые, а также и абзацы единицами языковой или неязыковой структуры. Однако ясно, что они не являются единицами действий, процессов; они представляют собой единицы каких-то структур, скорее неязыковых, чем языковых.

Выделение сложных целых или абзацев в качестве единиц речи, а не языка также не опирается на основание противопоставления языка и речи, как и выделение в качестве единиц речи свободных словосочетаний или предложений.

Нам представляется, что не правы те лингвисты, которые, признавая единицами языка не только слова и формы слов, но и словосочетания и предложения, считают все же, что речь должна обладать своими особыми единицами, каковыми они считают абзац, сложное целое, фразу и т. д.

Итак, язык и речь - не разные явления, а разные стороны одного явления. Все лингвистические единицы являются единицами языка и речи: одной стороной они обращены к языку, другой - к речи.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ

1.Синхрония и диахрония

2.Связь языкознания с другими науками

3.Персоналии в языкознании (Ф. де Соссюр, Л.В. Щерба, В. фон Гумбольдт. А. Шлейхер, И.А. Бодуэн де Куртене, Е.Д. Поливанов, Н.С. Трубецкой)

Литература

1.Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1975.

2.Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1967.

3.Широков О.С. Введение в языкознание. М., 1985.

4.Звегинцев В.А. История языкознания 19-20 веков в очерках и извле-

чениях. М., 1964. Т. 1-2.

63

5.Хрестоматия по курсу «Введение в языкознание». М., 1997.

6.С е м е н о в Ю.И. Как возникло человечество. М., 1999.

7.Плеханов Г.В. Письма без адреса. – Избр. философ. Произв., т. V. М.

8.Марр Н.Я. Избр. работы, т. IV. М.

64

Лекция 2.

ЯЗЫК КАК СИСТЕМА ЗНАКОВ

План:

1.Язык как система знаков.

2.Семиотика – наука о знаках и знаковых системах.

3.Знак, его природа, свойства, значение, функции. Типология знаков.

4.Система и ее признаки.

5.Языковая система. Парадигматические и синтагматические отношения между единицами системы.

6.Язык и искусственные знаковые системы. Сходства и различия.

1. Язык как система знаков. Словарь С.И. Ожегова о «языке» говорит нам следующее: Язык - это исторически сложившаяся система звуковых,

словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Язык - это также любая знаковая система (звуков, сигналов), передающих информацию. К этому понятию Ожегов относит язык животных, язык пчел, язык жестов, язык дорожных знаков, язык программирования, математический язык, язык кино и др.

Язык является одной из большого множества разнообразных знаковых систем, которыми люди пользуются в целях коммуникации, передавая сообщения о каких-то ситуациях в мире, о своих мыслях, чувствах, переживаниях, оценках, планах, целях, намерениях, делясь со своими собеседниками информацией о результатах познавательной деятельности.

Знаки как бы замещают предметы, на которые они указывают и кото-

рые они называют. Такое замещение в жизни людей имеет место довольно часто, так что поневоле может сложиться впечатление, что люди живут не только и не столько в мире вещей, сколько в мире знаков.

И действительно, мы живем в мире знаков.

65

Звонит будильник - и мы вскакиваем с постели, одеваемся. Если бы где-то застучал молоток или что-нибудь с грохотом упало, мы бы проснулись, но потом снова заснули, ворча. А звук будильника - особый, у него есть значение: пора вставать.

Мы завтракаем. На банках, коробках цветные наклейки: знаки, какой это продукт. Звонит телефон: знак, что надо взять трубку. Нам напоминают, что сегодня будут спортивные соревнования, чтобы мы не забыли майку в синюю полоску — знак университетского клуба.

На улице мы ждём своего автобуса, смотрим на номера — знаки маршрутов. Едет; вдруг - стоп! Автобус останавливается. Авария? Нет, просто светофор красным огнём (знак!) велит стоять. На остановке входит военный, это видно по его форме - по знаку. Погоны (опять знак!) сообщают: он — лейтенант.

Из окна автобуса мы видим: стоит молодой человек с букетом, ждёт кого-то. Букет

— знак. Печальный прохожий несёт венок с чёрными лентами — это, увы, тоже знак.

В автобус входит девочка, машет одному из пассажиров рукой. Это знак: она узнала его. Тот подмигивает ей и кивает головой на окно, чтобы она посмотрела-, листочки уже на деревьях! Весна! Май!

У входа вучебный корпус кнам подходитзнакомый: « Привет! Вотятебескажу...». И говорит, говорит, говорит... Сыплет словами. Знаками. Знаки повсюду.

А листочки на деревьях — знаки? Говорят, что весна? Нужно разобраться.

Все ли, что мы видим вокруг нас является знаком?

На улице около перекрёстка живёт очень злобная лохматая собака. Опасная. Вижу: из-за угла дома на перекрёстке торчит лохматый хвост. Её! Замедлил шаг и стал обдумывать окольный путь. Можно считать, что хвост собаки — её знак? Нет, ни в коем случае. Никто не уславливался о том, чтобы хвост у собаки был знаком опасности.

А вот помидор покраснел. Посылает знак, что спелый? Горло красное, лоб горячий, температура поднялась... Знак простуды? Нет, это природные проявления, естественные признаки. Не знаки. Это признаки.

Признаки – только предзнаки. Признак – это явление, которое имеет есте-

ственную связь с образом другого явления. Отличительной чертой признака является его естественная связь с объектом, на который он указы-

вает. Туча - признак надвигающегося дождя; дым - признак огня и т.д., все

66

вокруг является для нас признаками. В частности, особые признаки - приметы служат базой узнавания (идентификации) объектов при их восприятии.

Но туча содержит частицы воды, из которых будет состоять дождь (другое явление), дым – частицы сажи – продукта горения (огня – другого явления).

В отличие от признака знак есть искусственное материальное явле-

ние или вещь (экспонент знака), которые произвольно производятся в незакономерной для них ситуации с целью вызвать в сознании образы других, отличных от них явлений и вещей.

Знаки и образуемые ими знаковые системы изучает семиотика.

2. Семиотика, наука о знаках, появилась в начале ХХ в. и с самого начала представляла собой метанауку, особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака. Интересы семиотики распространяются на человеческую коммуникацию (в том числе при помощи естественного языка), общение животных, информационные и социальные процессы, функционирование и развитие культуры, все виды искусства (включая художественную литературу), метаболизм и многое другое.

Идея создания науки о знаках возникла почти одновременно и независимо у нескольких ученых. Основателем семиотики считается американский логик, философ и естествоиспытатель Ч.Пирс (1839–1914), который и предложил ее название. Пирс дал определение знака, первоначальную классификацию знаков (индексы, иконы, символы), установил задачи и рамки новой науки.

Несколько позднее швейцарский лингвист Ф. де Соссюр (1857–1913) сформулировал основы семиологии, или науки о знаках. Знаменитый Курс общей лингвистики (курс лекций) был издан его учениками уже после смерти ученого в 1916. Термин «семиология» и сейчас используется в некоторых традициях (прежде всего французской) как синоним семиотики.

67

В1923 немецкий философ Э. Кассирер опубликовал трехтомный труд, посвященный философии символических форм.

Несмотря на общую идею необходимости создания науки о знаках, представления о ее сущности (в частности у Пирса и Соссюра) значительно различались. Пирс представлял ее как «универсальную алгебру отношений», т.е. скорее как раздел математики. Соссюр же говорил о семиологии как науке психологической, некоторой надстройке прежде всего над гуманитарными науками.

ВХХ в. семиотика развивалась в очень разных направлениях. В американской семиотике объектом изучения стали различные невербальные символьные системы, например жесты или языки животных. На стыке семиотики

идругих наук возникли самостоятельные области исследования. Например, такие, как биосемиотика, изучающая сигнализацию в животном мире с позиций теории знаков; этносемиотика, исследующая знаковые системы человеческого общества, «смысл и роль которых самими членами общества не сознается»; абстрактная семиотика, родившаяся на стыке математики, логики и теории знаков; кибернетическая семиотика, рассматривающая человеческий мозг как «черный ящик», производящий операции со знаками.

ВЕвропе, напротив, первоначально главенствовала традиция, восходящая к Соссюру. Семиотику развивали прежде всего лингвисты – Л.Ельмслев, С.О.Карцевский, Н.С.Трубецкой, Р.О.Якобсон и др.

Внашей стране за последнее десятилетие вышли замечательные работы, посвященные семиотическому анализу искусства, будь то пословицы или живописные произведения, поэтическое творчество или «язык кино». Вопросы лингвистической семиотики освещались в монографиях профессоров Ю. С. Степанова, В. М. Солнцева, Ю. В. Рождественского, А. Г. Волкова, И. И. Ревзина и др.

Воснове семиотики лежит понятие знака, понимаемого по-разному в различных традициях. В логико-философской традиции, восходящей к Ч.Моррису и Р.Карнапу, знак понимается как некий материальный носитель,

68

представляющий другую сущность (в частном, но наиболее важном случае – информацию). В лингвистической традиции, восходящей к Ф. де Соссюру и позднейшим работам Л. Ельмслева, знаком называется двусторонняя сущность. В этом случае вслед за Соссюром материальный носитель называется означающим, а то, что он представляет, – означаемым знака. Синонимом «означающего» являются термины «форма» и «план выражения», а в качестве синонимов «означаемого» используются также термины «содержание», «план содержания», «значение» и иногда «смысл».

Ч.У. Моррис предложил различать в семиотике три аспекта: 1) семантику, 2) синтактику, 3) прагматику. Смысловые содержания являются предметом семантики, отношения между знаками подлежат ведению синтактики (синтаксиса), а отношения между знаками и их пользователями исследует прагматика. Знак, как правило, несёт определённую целевую нагрузку, сообщая об отношениях его отправителя к своему адресату, к ситуации общения, к денотату и к самому сообщению.

Каждый знак соотнесён в рамках конкретной знаковой ситуации (семиозиса) с тем или иным предметом, явлением, фактом, событием, положением дел как своим денотатом (или референтом). Эта соотнесённость опосредствуется сознанием человека, использующего знаки. Иначе говоря, не сам знак указывает на тот или иной предмет или называет предмет, этот акт указания на предмет (акт референции) осуществляет человек посредством выбора и употребления соответствующего знака.

Знак осуществляет свою функцию только в процессе семиозиса. Семиозис определяется как некая ситуация, включающая определенный набор компонентов. В основе семиозиса лежит намерение лица А передать лицу Б сообщение В. Лицо А называется отправителем сообщения, лицо Б – его получателем, или адресатом. Отправитель выбирает среду Г (или канал связи), по которой будет передаваться сообщение, и код Д. Код Д, в частности, задает соответствие означаемых и означающих, т.е. задает набор знаков. Код должен быть выбран таким образом, чтобы с помощью соответствующих

69

означающих можно было составить требуемое сообщение. Должны также подходить друг к другу среда и означающие кода. Код должен быть известен получателю, а среда и означающие должны быть доступны его восприятию. Таким образом, воспринимая означающие, посланные отправителем, получатель с помощью кода переводит их в означаемые и тем самым принимает сообщение.

Частным случаем семиозиса является речевое общение (или речевой акт), а частным случаем кода – естественный язык. Тогда отправитель называется говорящим, получатель – слушающим, или также адресатом, а знаки – языковыми знаками. Код (и язык в том числе) представляет собой систему, которая включает структуру знаков и правила ее функционирования. Структура, в свою очередь, состоит из самих знаков и отношений между ними (иногда говорят также о правилах комбинирования).

3. Знак. Итак, условимся, не претендуя на окончательность решения,

считать знаком любой материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого др. предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).

Знак – это материальный носитель социально значимой информации. А информацией будем называть след, оставляемый в объекте (системе) Б воздействием объекта (системы) А.

Различают языковые (входящие в некоторую знаковую систему) и неязыковые знаки. Среди неязыковых знаков можно выделить знаки-копии, знаки-признаки, знаки-символы, знаки-сигналы:

1)знаки-копии — это воспроизведения, репродукции, более или менее сходные с обозначаемым (таковы фотографии, отпечатки пальцев, в известной мере знаки т. н. пиктографической письменности);

2)знаки-признаки — это знаки, связанные с обозначаемыми предметами как действия со своими причинами (то, что иначе называется симптомами,

70

приметами и т.п.); знаки – признаки несут некоторую информацию о предмете (явлении) вследствие естественной связи с ними: дым в лесу может информировать о разведенном костре, всплеск на реке – об играющей в ней рыбе, морозный узор на стекле окна – о температуре на улице.

3)знаки-символы — знаки, которые в силу заключённого в них наглядного образа используются для выражения некоторого, часто весьма значительного и отвлечённого, содержания (например, изображение древнегреческой театральной маски как символ современного театра и театрального искусства; термин «символ» употребляется и просто в смысле знака).

Знаки – символы несут информацию о предмете (явлении) на основе отвлечения от него каких-то свойств и признаков, осознаваемых в роли представителей всего явления, его сущности; эти свойства и признаки и можно узнать в знаках – символах (рисунок соединенных во взаимном пожатии рук

символ дружбы, изображение серпа и молота – символ союза рабочих и крестьян, голубь – символ кротости, а в наше время – символ мира, знаки в топографии; обручальное кольцо – символ союза, объединения людей в единое целое – семью, кроме того, круг символизирует бес конечность отношений);

4)знаки – сигналы несут информацию по условию, по договоренности и не имеют никакой естественной связи с предметами (явлениями), о которых они информируют: зеленая ракета может означать начало атаки или какоголибо празднества, два камня на берегу показывают место брода, удар в гонг означает окончание работы. Световой сигнал светофора не имеет никакого отношения ни к транспортному средству, ни к водителю. Но по договоренности (в соответствии с правилами дорожного движения), зеленый свет разрешает движение, желтый призывает к вниманию, красный – запрет движения.

Языковые знаки не функционируют независимо друг от друга, а образуют систему, правила которой определяют закономерности их построения (правила грамматики, или синтаксиса, в широком смысле), осмысления (пра-