Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
готовая ккр по образованию.docx
Скачиваний:
77
Добавлен:
10.05.2015
Размер:
78.33 Кб
Скачать

1.2. Становление отечественной высшей системы образования

Как уже было отмечено, в России настоящее высшее образование появилось в XVIII веке, но идея необходимости создания университета возникла раньше. Участившиеся связи с европейскими странами, знакомство с состоянием там образования и науки привели правителей страны к выводу о желательности открытия университета в России Вопрос о начале университетского образования в России до сих пор принадлежит к числу дискуссионных: долгие годы считалось, что начало университетскому образованию положил Московский университет, а существование в Петербурге Академического университета по тем или иным причинам замалчивалось или упоминалось вскользь. По мнению Аврус А.И., историю российских университетов надо начинать с 28 января 1724 г., когда Сенат принял Указ об учреждении Академии Наук с университетом и гимназией. Об этом свидетельствует Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1997 г. о праздновании в 1999 г. 275-летия Санкт-Петербургского университета.

Но, как было сказано выше, существует и другая точка зрения, согласно которой отсчет истории отечественного университетского образования следует начинать с открытия в 1855 году Московского университета, поскольку учреждение академического университета не являлось актом, способствовавшим активному развитию высшего образования в России. Весь период своего существования он не представлял собой сколько-нибудь солидного образовательного учреждения, и в конечном итоге угас, не оставив заметных следов. И это не случайно. Еще в 80-е гг. XIX в. Д.А. Толстой, являвшийся серьезным исследователем истории отечественного образования, писал: «… Казалось возможным открыть университет. Но для него не хватало слушателей: гимназий, приготовляющих к университету, не было; семинарии заведены были только в некоторых епархиях, по произвольному плану, и вовсе не были приспособлены к типу предварительной университетской школы; при том язык новых преподавателей был совершенно не понятен для русских учеников, а латинский, на котором читались лекции, мало распространен в стране. Оставалось и слушателей выписывать из-за границы, как выписаны были оттуда профессора. Некоторые из этих ученых прямо обязывались к этому письменными условиями». Для Московского университета во многом были свойственны те же проблемы. В связи с этим изначально предпринимались усилия для обеспечения необходимых условий для его успешного функционирования. Сам статус университета делал его центром образовательной системы. Сложившаяся образовательная система получила развитие и определенную законченность в начале XIX века в период царствования Александре I. По признанию исследователей, это было время, которое заложило серьезную основу для развития образования в России.3В XIX - нач. XX века в России объективно сложилась потребность в новых знаниях, умениях, в новых качествах, свойственных человеку новой - капиталистической эпохи. Осознанность этой потребности привела к развитию представлений об образованности современного человека. Образованность в этот период имела ярко выраженный сословный характер, закрепляемый высокой платой за престижное образование. Крестьянское население России продолжало ориентироваться на традиционные принципы общинного воспитания и даже не столько финансовые вопросы, сколько отсутствие потребности в знаниях предлагаемых новыми учебными заведениями, отстраняло простых людей от идеалов и правовых норм системы образования периода развивающегося капитализма. Итогом этого стала поражающая безграмотность населения страны к началу XX века, за что царскую Россию критиковали во все времена.

До революции 1917 года в России было открыто только 11 университетов: Московский (1755), Дерптский (Юрьевский - 1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Петербургский (1819), Университет св. Владимира в Киеве (1833), Новороссийский (1864), Варшавский (1869), Томский (1888), Саратовский (1909), Ростовский (1915), Пермское отделение Петроградского университета (1916) .Значение их для системы образования и общества в целом было огромным. Помимо университетов, к 1913 году в России насчитывалось еще около тридцати высших (то есть дававших высшее образование) учебных заведений. К ним относились: Историко-филологические институты (в Санкт-Петербурге и Нежине), Политехнические институты (в Санкт-Петербурге, Киеве, Варшаве, Риге), Технологические институты (в Санкт-Петербурге, Харькове, Томске), Горный институт и Институт путей сообщения (в Санкт-Петербурге), Ветеринарные институты (в Казани, Харькове и Юрьеве), Духовные Академии (в Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Казани, Киеве), Высшее художественное училище императорской Академии Художеств (Санкт-Петербург), Императорский Александровский Лицей (Царское село) и другие. Еще в начале XIX века согласно «Манифесту об учреждении министерств» (1802 г.) территория Российской империи была разделена на шесть учебных округов во главе с университетом. Университетам подчинялись гимназии, уездные училища. Университет с попечителем во главе, представлял собой учебно-административный центр своего округа. С возникновением высших учебных заведений неуниверситетского типа (технических, педагогических, сельскохозяйственных и других институтов) значение университетов не уменьшалось, а продолжало возрастать. Интенсивное социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX века не успело сказаться на развитии высшего образования. В России одно высшее учебное заведение приходилось на 3,4 млн. человек, а один университет на 17 млн. населения (без учета Саратовского и Гельсингфорсского университетов). В Германии, например, один университет приходился на 2,8 млн. человек, а в Швейцарии, которая лидировала по количеству университетов (7) - один приходился на 0,5 млн. человек. Россия вступила на путь индустриальной модернизации и развития науки позднее, чем Западная Европа, однако и здесь сеть университетов тоже росла. Накануне Первой мировой войны был подготовлен проект открытия еще 15 университетов. Однако, его реализацию сдерживало отсутствие в государственной казне средств.

В середине XX века возникла новая социокультурная ситуация, которая начала менять модель университетского образования. Как заметил А. Вебер в работе «Университет и историческая ситуация», в новой эпохе массовизации с множеством новых проблем возникли массовые новые организации, занятые решением этих проблем. В таких условиях университет разрастается в огромную организацию, сильно отличающуюся от «идеальной» модели Гумбольдта. Глубина социальных изменений привела к революционным преобразованиям, как в структуре знания, так и в самих университетах. Происходит специализация университетов, которая «является в значительной степени следствием постоянного преобразования существования, присущего эпохе массовизации и совершающегося в ней».4

В 40-50-е годы XX века отмечается небывалый подъем советского университетского образования. Успехи науки в исследовании космоса, в развитии ядерной энергетики, другие достижения подняли престиж высшего, а в большей степени университетского образования, на максимальную высоту. Одновременно с этим на Западе начинается первая волна дифференциации высшего образования, когда наряду с традиционным университетским образованием бурно развивается неуниверситетский сектор.

80-е - начало 90-х годов XX века отмечены усилением интеграционных процессов в вузовской системе, которые особенно коснулись университетов. Во-первых, происходит сближение гуманитарного и технического образования, их взаимопроникновение, что легче всего можно осуществить в рамках университетов, где наличествует весь спектр фундаментальных наук. Во-вторых, возрастает сотрудничество университетов разных стран путем постоянного обмена студентами и преподавателями, разработки совместных научных проектов, унификации учебных планов. С 1992 г. университетское образование в России вступило в новый этап своего развития. Это связано с целым рядом обстоятельств и, в первую очередь, с тем, что прекратили существование Советский Союз и вместе с ним единая вузовская система. Началось строительство новой системы высшего образования в границах каждой из 15 республик, образованных на территории бывшего СССР. При этом оказались разорванными традиционные межвузовские связи как по линии учебно-методической, так и научной работы, что создало дополнительные трудности. В российских университетах появилось значительное количество специалистов высокой квалификации, выехавших по разным причинах из ныне независимых государств ближнего зарубежья. В Российской Федерации уже в 1992 г. четко обозначились новые тенденции в развитии университетского образования: учитывая удельный вес университетов в системе высшего образования во всем мире и желая одним махом преодолеть наше отставание в этом направлении, правительство широко открыло двери для преобразования узкоспециальных институтов в университеты. За один 1992 г. число университетов в РФ выросло с 48 до 97, в Санкт-Петербурге вместо 1 - более 10. В результате свыше 20% студентов обучалось к началу 1993 г. в российских университетах. Некоторые, из вновь открытых стремятся сочетать черты классического и современного университета. Однако в большинстве случаев преобразование институтов в университеты носило чисто формальный характер, о чем свидетельствовали материалы социологических опросов. Так, 69% опрошенных студентов и 63% преподавателей ответили, что образование новых университетов - просто формальное переименование; 14% студентов и 18% преподавателей считали, что это может принести вред, и только по 11% преподавателей и студентов признали повышение качества обучения в связи с преобразованием.

Новым явлением в жизни российских университетов стало определенное расширение их прав, принятие университетских уставов, учитывающих конкретные условия и традиции данного учебного заведения. На основе новых уставов во многих университетах в середине 90-х гг. прошли первые выборы ректоров на альтернативной основе, к руководству университетами пришли авторитетные ученые, получившие широкую поддержку университетских коллективов. В последние годы российские университеты стремятся к открытию факультетов, специальностей, позволяющих удовлетворять новые потребности общества. В результате расширилась и началась подготовка в университетах социологов, политологов, культурологов, специалистов по экологии, информатике, социальных работников и других актуальных специальностей.

Российские университеты получили возможности расширять в последние годы разнообразные связи с зарубежными, участвовать в различных европейских и международных научных и учебных программах. Санкт-Петербургский университет имел к 1997 г. прямые договора о сотрудничестве с 40 зарубежными университетами, на его факультетах обучалось около 1300 студентов, аспирантов и стажеров из-за границы. Это помогает не только преодолевать прежний отрыв от университетской системы Запада, но способствует получению средств, так необходимых российским вузам в условиях вхождения в рыночную экономику. Безусловно, позитивную роль играют соросовские стипендии, получаемые профессорами, доцентами, аспирантами и студентами многих университетов. Они оказывают существенную материальную поддержку талантливым ученым, аспирантам и студентам, позволяют им отдавать больше времени и сил учебе и научной работе. Обмен опытом с зарубежными университетами, участие в международных программах позволяют выяснить, в чем наше преимущество и в чем мы отстаем. Отставание, прежде всего, относится к материальной базе российских университетов: отсутствие современного оборудования, недостаток компьютерной техники, множительной аппаратуры, снижение возможностей закупки новейшей литературы и периодики, трудности с оплатой зарубежных командировок, не включенность в систему Интернета и так далее. В то же время ясно видно, что отечественная система преподавания фундаментальных наук, широкая общетеоретическая подготовка выпускников университетов, многочисленные семинарские и практические занятия позволяют окончившим российские университеты свободно ориентироваться в сложных ситуациях, принимать самостоятельные решения, участвовать в исследовательской работе на самых современных направлениях. Российские профессора и доценты не уступают по своей подготовке зарубежным, имея перед ними определенные преимущества, прежде всего, в общенаучной эрудиции, в умении более широко взглянуть на стоящую перед исследователем научную проблему. Сохранению и развитию положительных сторон отечественного университетского образования призвана служить федеральная программа «Российские университеты», которая действует уже ряд лет и охватывает все университеты Российской Федерации. Проводимая с участием правительственных комиссий аккредитация университетов должна способствовать объективному установлению их рейтинга, выделению тех из их числа, которые могут получить звание федеральных исследовательских и в связи с этим достаточное финансирование не только для сохранения имеющегося потенциала, но и для движения вперед.5

Выводы: в России вопрос о создании университетов ставился властью, решался сверху, а не возникал из потребностей общества.

Выводы по главе: Отечественная система высшего образования формировалась в условиях сверх централизованной государственной власти. Все типы и виды высших учебных заведений были созданы на средства государства и по его инициативе. Подход к решению проблем образования определялся политическим и экономическим строем российского общества.