Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МЧП.doc
Скачиваний:
183
Добавлен:
03.05.2015
Размер:
1.46 Mб
Скачать

§ 2. Дееспособность иностранных физических лиц

Дееспособность иностранных граждан в МЧП подчиняется в принципе

личному закону (lex personalis). В общем виде он означает, что перечисленные вопросы разрешают­ся по праву того государства, к которому принадлежит физическое лицо.

Выделяют два виды личного закона: закон гражданства (lex nationalis) и закон места жительства (lex domicilii). В России используется смешанная система.

По основному правилу личным законом физического лица считается право стра­ны, гражданство которой это лицо имеет. Это означает, что:

  1. правовой статус гражданина РФ будет определяться по российскому праву. Более того, если он имеет также иностранное гражданство, все равно будет применяться российское право, поскольку он рассматривается РФ только как ее гражданин;

  2. правовой статус иностранного гражданина будет определяться по праву государ­ства, гражданином которого он является. Исключением являются два случая:

  • при наличии у лица нескольких иностранных гражданств его личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства;

  • если иностранный гражданин имеет место жительства в России, его личным зако­ном является российское право.

Закон места жительства применяется также при определении правового положения лица без гражданства.

Что касается правового положения иностранцев в России, то к ним применяется национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Национальный режим означает уравнение в правах и обязанностях иностранных лиц с российскими гражданами. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ:

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным догово­ром Российской Федерации.

В соответствии со с ФЗ «Об основах государствен­ного регулирования внешнеторговой деятельности» установлен национальный режим в отношении товаров, работ, услуг, информации и интеллектуальной собственности, про­исходящих из иностранных государств: им предоставляется режим не менее благоприят­ный, чем режим, предоставляемый аналогичным товарам (работам, услугам, информа­ции, интеллектуальной собственности) российского происхождения или непосредствен­но конкурирующим товарам российского происхождения в отношении продажи, предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или использования на внутреннем рынке РФ.

Распространение национального режима на иностранных лиц не означает полно­го уравнения их с гражданами России, российскими организациями в правах и обязанно­стях. Главное, чтобы любые изъятия из национального режима имели общий, а не дис­криминационный характер, т.е. они должны быть направлены на любого иностранного лица вне зависимости от его принадлежности к конкретному государству2.

Например, п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ:

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях… и иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

А также п.п. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона «О правовом положении иностран­ных граждан в РФ»:

1. Иностранный гражданин не имеет права…

быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ.

Режим наибольшего благоприятствования означает, что иностранным лицам предос­тавляется такой же режим, какой предоставляется или будет предоставлен лицам третье­го государства. Он уравнивает в правах иностранных лиц из разных государств.

Этот режим устанавливается только международными договорами РФ.

(Минская конвенция) стран СНГ являет собой исключительно важный документ с точки зрения полноты освещения и

решения анализируемой части вопросов, так как впервые в многостороннем

масштабе закрепила унифицированные нормы в области определения

правоспособности на началах национального режима (ст. 1), а в части

дееспособности — на принципах гражданства для граждан договаривающихся государств и домициля (постоянного местожительства) для лиц без гражданства, проживающих на их территориях (ст. 23). Следует отметить, во-первых, что содержание данной Конвенции в рассматриваемой сфере нетрадиционно, ибо распространяет действие своих норм не только на

собственных граждан участвующих в ней государств, но и на другие группы

лиц, в том числе, как подразумевается в ее положениях, на лиц без гражданства, чего не было в практике заключения двусторонних договоров. Во-вторых, в рамках осуществления физическими и юридическими лицами стран СНГ судебной и иной защиты своих личных и имущественных прав сфера действия Конвенции расширена еще более. Например, в силу ст. 1 правовая защита предоставляется гражданам каждой из договаривающихся сторон, а также лицам, проживающим на ее территории, в таком же объеме, что и собственным гражданам данной договаривающейся страны. На этом основании граждане

каждой из договаривающихся сторон, а также другие лица, проживающие на ее территории, имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру и иные учреждения других договаривающихся государств, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане данной договаривающейся страны.

Для целей определения право- и дееспособности иностранных граждан с

помощью международно-правовых средств немалый интерес представляет

собой регулирование, создаваемое как непосредственно межгосударственными соглашениями, так и актами органов международных (межправительственных) организаций.