Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

МГП-1

.pdf
Скачиваний:
90
Добавлен:
18.04.2015
Размер:
793.91 Кб
Скачать

Ижевск. Автозавод. 1980 е годы

ем, на том безрыбье это было просто чудом. И образы такие – Глеб Жеглов и Володя Шарапов, ну, помимо того, что это музыка была интересная, оригинальная, непривычная».

Песни пелись «на стадионе в основном, орали практичес$ ки. Ну еще такой момент был. Мы почему$то сильно готови$ лись к армии, то есть у нас армейская тематика была самой преобладающей. Я все эти песни помню наизусть, так же как помню все песни группы “Голубые береты”, очень мело$ дичные красивые песни, плюс самодеятельные песни из раз$ ных дембельских репертуаров.

Морально мы все были готовы к армии еще со школы, готовились. У нас на глазах приезжали… ну, не во множе$ ственном числе, я сам только один раз видел оцинкованный гроб в наш двор из Афганистана. Мы все жаждали попасть в армию, если попасть в армию, то только в Афганистан, больше никуда. Нам всем этого хотелось. Мы наслушались всех этих рассказов, мы брали шефство над семьями погиб$ ших воинов, которые были не намного старше нас.

Мы все готовились в армию. В 6$м классе я разбирал и собирал автомат Калашникова за 25 секунд. В 10$м классе я примерно в тот же норматив укладывался, но вообще норма$ тив военной подготовки и строевой подготовки, рукопашный бой, кирзачи в портянках – это было регулярно. Мы прини$ мали всё это всерьез. Всем же хочется побыстрее стать взрос$ лым. Вот мы и приобщались к взрослой жизни».

3. Структура группы.

Группировка предполагала определенную иерархию. «Она никак не называлась. Просто она выстраивалась, она чув$ ствовалась, просто кого$то уважали больше, кого$то мень$ ше. Это уже складывалось из многих, многих факторов. Нео$ бязательно, кто как учится в школе, и необязательно, кто там больше ростом, это самые отчаянные – и те, кто любит подраться, те, кто более активен в отношениях, те, кто от$ стаивает свою точку зрения, ну, отчасти как он учится».

281

Ижевск. Автозавод. 1980 е годы

В группировке можно выделить младших и старших, но они определялись даже не столько по возрасту, сколько «по габаритам», т.е. по физической силе.

«Были салаги, которые ходили и смотрели на всё это, но не участвовали в драках, это, наверное, лет от 12 до 14. И был, где$то с 14 до 16 лет, основной состав группировки. Ну еще те, кто ждал армию, но обычно перед армией отходили от группировки».

Группировка постоянно пополнялась, активно велось «рек$ рутирование» новичков: «Это в основном те, кто постарше, снаряжали тех, кто младше, ну, среднего возраста. Либо сами старшие. Шли по улице и всем, кто попадается, гово$ рили, что тогда$то, тогда$то будет сбор, и ты должен прий$ ти, если, мягко говоря, ты не трус». На сборах смотрели, кто пришел; с не явившимися «проводилась работа» – их могли побить, но большей частью пугали. От участия в группиров$ ке можно было откупиться.

Вступление в группу новичка предполагало «прописку»: «Несколько новичков в центре круга дрались с гораздо превосходящим количеством тоже членов группировки, не$ давно вступивших, но уже прописанных. Дрались между собой и всё. Но тех, кто уже были прописаны, должно было быть физически, количественно больше, тогда вступающие, прописывающиеся могли себя действительно проявить, и тогда всё становилось понятным [больше], нежели в бою на равных. Это просто было необходимой формальностью, без этого в группировку вступить нельзя было». Однако сам Сер$ гей такого посвящения не проходил (как сказано выше, он

участвовал в группировке с момента ее возникновения). Были случаи, когда в группировку вступали пацаны с

других улиц, как правило, личные друзья группировщиков. Старших, лидеров группировки, называли «паровозами». «Паровоз – один. В каждой группировке самый сильный, не обязательно самый старший, но самый мудрый. У нас был паровоз Муха. Он был самый такой толстый, здоровый

282

Ижевск. Автозавод. 1980 е годы

товарищ, по фамилии Мухамедшин. Я с ним никогда не об$ щался. Просто смотрел – Муха идет, ну и пусть себе идет. И вокруг него всегда крутился такой круг прихлебателей средней руки».

Было и понятие «шестерки». «Вообще такая страшная вещь иногда происходила. Вот салаги, от 10 до 13 лет, они тоже, как стая собак, представляли собой страшную силу. Это такие маленькие гопнички, воришки, которым нечего терять. Но, например, такая вот толпа могла напасть на ка$ кого$нибудь нашего сверстника, бывало и такое, и они его забивали просто как хотели, потому что ничего с ними не сделать, хоть замашись, они завалят любого, хоть Муху. И их могли по заказу натравить на кого$то».

Предложенные нами качества, необходимые для лидера группировки, Сергей распределил следующим образом: 1) физическая сила; 2) умение разрешать конфликты, спра$ ведливость; 3) связь с криминалом; 4) деловая хватка; 5) агрессивность.

Агрессивность была признана отрицательным качеством, потому что она «наоборот мешала, мешала как раз налажи$ вать отношения и решать конфликты. Нужна скорее такая холодная рассудительность».

О правомерности утверждения «каков лидер – такова и группа»: «Это идеальная модель, так должно быть. Если ли$ дер сформировался естественным образом в этой группе, так оно и есть, если он не введен откуда$то искусственно».

4. Криминал.

В группировке были участники, склонные к криминалу, но не все, и настрой на криминальность нельзя считать ти$ пичной для группы. То же касается и соседних группиро$ вок, в том числе «Тридцатки». «У нас в группе всякие были. Были и конкретные воришки, а были просто те, кому нечего было делать, но они никогда не переступали черту. Да везде так, есть определенная часть криминализированная, потому

283

Ижевск. Автозавод. 1980 е годы

что в идеале в группировку должны входить все молодые люди, группировка стремится к этому, но часть молодых людей с раннего детства криминализирована».

Сергей отметил, что о связях группировки с криминаль$ ным миром ему неизвестно, если они и были, то только «на уровне паровоза; наверное, это было необходимо». Сам «па$ ровоз» не сидел, о вербовке группировщиков в серьезный криминал неизвестно. Впоследствии «в криминал ушли только самые активные, кто этого хотел, кто к этому стремился».

«Из тех, кто активно и регулярно участвовали в жизни группировки, большая часть состояла на учете в детской комнате милиции. Просто после драки их отлавливали и по$ том отпускали. В этом никто из членов группировки не ви$ дел ничего страшного, это такое попутное… Сопутствующая норма. Многие это считали даже неким этапом жизненным: попасть в милицию, посидеть, романтика, были такие гор$ дые».

Сергей склонен не считать отношения с милицией враж$ дебными: «Вражда – это когда люди воспринимают друг друга на равных, а группировки состоят ведь из молодежи. Да, молодежь материт милицию, как только может. Понятие “мусора” появляется в это время, может раньше. Но в этом возрасте как$то еще никого не садят. То есть каждый про$ ходит профилактическую работу в милицию и выходит с бравадой, что он отсидел, там, один, два, три дня. И что он теперь крутой, гораздо круче, чем был до этого».

Милиция вела работу в школе, поскольку участники груп$ пировок были в основе своей школьники. «В нашей школе была очень суровая такая дама Валентина Ивановна Шути$ хина. Это была маленькая хрупкая женщина, а$ля Людмила Гурченко, но очень бойкая. Полностью соответствовала сво$ ей фамилии Шутихина, шутки у нее были такие, что валя$ лись все.

Она была из детской комнаты милиции, знала всех в лицо, с каждым была знакома, со всеми его проблемами, ходила к

284

Ижевск. Автозавод. 1980 е годы

ним в гости домой. И она действовала так, что она вникала в проблемы каждого, начиная с самых активных и отъявлен$ ных, и заканчивая теми, кто вообще туда попадал [случай$ но]. И позиция у нее была такова, что она болела за них. Понятно, что она была главной грозой всех местных автори$ тетов, но она была главным защитником. И к ней относились очень уважительно. Она была таким представителем власти, милиции на месте».

5. Пацаны и «чужие».

По оценке Сергея, неприязнь к кому$либо со стороны группировки, как правило, была обусловлена его личными качествами, а не принадлежностью его к какой$либо груп$ пе: «Если [только] у кого$то из членов группировки были какие$то личные счеты с кем$то конкретно, относящиеся не к этой группировке. А групповой неприязни не было, не припомню». В частности, отсутствовала неприязнь по наци$ ональному признаку: «еще так вопрос не стоял, не было такого».

Об отличниках: «Если ты нормальный адекватный отлич$ ник, к тебе тоже нормальное отношение, если ты не ботаник

ине букварь. [Адекватный отличник это] тот, которому по барабану все эти оценки, это не является самоцелью, не является вообще главным в жизни. Главное в жизни – дру$ зья и двор. Школа – это просто для нормальной деятельно$ сти нервных клеток, поддерживать просто себя в готовности

ивсё. Чтобы идти в школу и не дрожали коленки как у некоторых, идешь и всё, и радуешься». Впрочем, пацанов$ отличников в школе практически не было: «Девочки были отличниками».

О«ботаниках»: «Они живут своей жизнью, если они не мешают жить группировке, если они не надевают яркую фирменную одежду, то кому они нужны». Если же ботаники одеваются модно, одежду могут отнять: «с ними, да, ведется работа». «Ботаник должен быть, в первую очередь, не очень

285

Ижевск. Автозавод. 1980 е годы

хорошо физически развит, это было сразу видно по его по$ ходке такой, по отрешенности взгляда, да и так как все учились в одной школе, все примерно знали, кто есть кто».

Не было актуальным также понятие лоха: «Были какие$ то отдельные недоумки, но лохов не знаю. Были отдельные уже люди, наши сверстники, ну, может, немного старше, немного тронувшиеся рассудком. Ну, один там Лева Порт$ нов, его лев укусил в третьем классе, и он тронулся рассуд$ ком. В зоопарке он решил покормить, руку в клетку засу$ нул, лев его и оттяпал. Но это не лох, это просто немножко неумный человек. Или там у нас Гера был, тоже имена$то такие, он был похож на Зверева, с такими же манерами, с таким же голосом. Его тоже воспринимали как человека, отдельного от всех».

Не было противостояния с «неформалами»: «Получалось, что у нас неформалы и были частью группировки, потому что это сейчас как$то неформалы отличаются от простого криминального мейнстрима. А тогда – ну что такое нефор$ мал? Ну, тот, кто выкрасит волосы. Ну, оденет, там, косуху в заклепках. Это и есть самый благодатный контингент для группировки. В Центре, может быть, неформалы были дру$ гими. Там могли быть отморозки богатые, которые никак не подходили под группировочные стандарты. Такие безбашен$ ные товарищи, которым в жизни всё давалось легко, и не заложилось стержня в голове».

Гомосексуалистов в районе известно не было, и поэтому вопроса об отношении к ним не стояло. Впрочем, известно было о насилии гомосексуального характера: «Гомосексуа$ листов не было среди наших сверстников, могли быть только, наверное, постарше, которые сидели. А наши сверстники, ну да, они могли давать насильно в рот другим сверстни$ кам более слабым или вообще маленьким детям, были и такие, насильно именно, но это еще не говорит об их ори$ ентации, это говорит о том, что это просто отморозки сек$ суальные».

286

Ижевск. Автозавод. 1980 е годы

О практике денежных поборов с «не$пацанов» Сергею неизвестно, но он, в принципе, не отрицает такой возможно$ сти: «Наверное, ботаники и были».

Справедливо суждение, что пацан ищет конфликт пре$ имущественно со сверстниками, но объясняется это так: «Ну, конечно, со старшими – это вообще нерационально искать конфликт – либо со своими, либо с младшими. С младшими конфликт – как повод для агрессивного вымогательства и прочего».

Несмотря на сказанное выше, практиковались нападения на заведомо младших посторонних с целью отнять ценные вещи или деньги («Конечно, все детские годы практикова$ лось»). Нападали на улице, например, «если он один или если они двое, но они помладше, разница ведь огромная, даже если год разница. Это сразу видно». Приемы разводки были «в основном прямые, без всяких там отхождений и увиливаний. Выворачивайте карманы и гоните всё, что есть». Но при этом считалось «высшим пилотажем», если жертва отдавала вещи или деньги сама. Ошибочным поведением для жертвы было следование указаниям нападающего: «Ну, жер$ тва если идет и делает то, что ее просят, это уже ошибка, наверное. Даже если у тебя пустые карманы и тебя просят их вывернуть или просят тебя попрыгать (раньше же деньги в основном были металлические, и они действительно были деньгами, поэтому просили попрыгать). Но даже если у тебя пустые карманы, зачем прыгать? Что, заяц что ли?»

6. Межгрупповые конфликты.

Как уже говорилось, на первых порах «санитары» не мог$ ли противопоставить соседним группировкам серьезную силу. К этому времени относится запомнившаяся Сергею экстре$ мальная ситуация, связанная с сильной группировкой «Трид$ цатка»:

«Ее боялись все. Если “Тридцатка” куда$то пришла, то всё, мочили всех. Потом у этой “Тридцатки” появились свои

287

Ижевск. Автозавод. 1980 е годы

какие$то символические признаки, они любили ходить драться в черных брюках и белых рубашках, в чем$то походило на нацистов, и день рождение “Тридцатки” был 20 апреля, в день рождения Гитлера. Как$то всё это перемешивалось, потому что они, подобно каппелевской армии, шли в психи$ ческую атаку по чужой улице, проходили маршем вот в этом облачении, чем, скорее всего, вполне деморализовыва$ ли соперников, потому что действовало страшно, со стороны это очень здорово смотрится. Численность таких групп была минимум человек 30, но до 100 и больше. Это зависело от того, какова цель вылазки, и от серьезности ее подготовки.

Такая группировка шла однажды мимо нашего двора. Если она идет, все тихо сидят и не дергаются, и не вякают. А у нас был один псих, вот этот фарцовщик, который пя$ тью годами ранее продал мне коньки. Мы сидели на ска$ мейке, никого не трогали, мы еще никогда ни в чем не участвовали, в серьезных этих делах. Просто сидели и смот$ рели, как марширует эта армия рядом с нами во дворе пятиэтажного дома. Значит, три одноклассника и этот Ви$ таля. Он был старше на три года, и он жил в этом подъезде на четвертом этаже. И вот когда они маршировали строем, Виталь закричал: “Тридцатка козлы!”. И убежал. У нас была какая$то доля секунды, чтобы посмотреть в глаза всей этой “Тридцатке” и предпринять какое$то действие. Есте$ ственно, Виталия они не видели, они видели нас троих, сидящих на этой скамейке. Через пару сотен доли секун$ ды мы побежали в этот же подъезд, потому что Володька наш жил на пятом этаже этого подъезда. Когда мы бежали по третьему, “Тридцатка” уже была на первом этаже. К счастью, их было очень много, и они друг другу могли ме$ шать. В общем, добежали до пятого этажа, у Володьки ключа не было, стали звонить, там никто не открывает. И закры$ ли дверь за собой буквально когда их авангард уже бежал с четвертого на пятый этаж. К счастью, напротив двери Володькиной была лестница на чердак и, наверное, нас спас$

288

Ижевск. Автозавод. 1980 е годы

ло только то, что они подумали, что мы убежали на чердак и закрыли за собой дверь, потом что они туда очень долго ломились, стучали в эту крышку люка, которая ведет на чердак, орали, матерились на весь подъезд. Если бы они видели, в какую квартиру мы забежали, этой квартиры точно не было бы сейчас. Сестра у него – она, может, се$ кунду открывала, но для нас эта секунда – полжизни дли$ лась, потому что эта секунда была последней в жизни, по крайней мере, здоровой жизни».

Со временем группировка «санитаров» укрепилась, «по$ этому пришло время, когда “Тридцатка“ не смогла так раз$ гуливать по нашей улице, потому что у нас образовалась своя группировка, у них там был свой паровоз, своя иерар$ хия, они между собой уже договаривались».

Уличные группировки «воевали все со всеми. Иногда до$ говаривались, создавались коалиции. То есть группировки одного района объединялись для похода в какой$то еще дру$ гой район. Ходили на Центр, еще на Машиностроитель. Для похода на Центр объединялись с “Тридцаткой”, то есть со своим районом». Более масштабных объединений с другими районами не производилось – «это очень сложно, это уже такая крупнокалиберная политика».

Центр же города на районы походов не устраивал: «Центр – он активно действовал в своем районе, Центру приходи$ лось защищаться, потому что там было очень много детей такого среднего уровня достатка, может быть, даже высо$ кого. Это, как правило, отморозки, но среднего уровня дос$ татка, характерного для сталинских домов. Их там было много, и они, прежде всего, контролировали эту часть го$ рода. А Центр – это часть города, через которую проходят вольно или невольно участники других группировок, кото$ рых издалека было видно. Знали всех в лицо, при том, что счет шел на сотни человек, город$то маленький всё равно. Так же как вы в своем полумиллионном городе знаете очень много лиц, узнаете их каждый день на улице, примерно

289

Ижевск. Автозавод. 1980 е годы

так же, видно, что идет гопник, по лицу видно, не по сим$ волам, а по лицу».

Некоторые группировки могли выставить на драку более ста человек (не считая ситуаций, когда несколько группи$ ровок объединялось). Впрочем, численность была не един$ ственным фактором победы: «При массовых драках большие количества иногда компенсировались, при хорошем каче$ стве можно было побеждать и в полтора, и два раза превос$ ходящую группировку».

Драки с другими группировками происходили примерно раз в месяц, по разнообразным причинам («из$за кого$то конкретного, кто$то там неправильно пообщался с предста$ вителями другой группировки и всё»)

Часть конфликтов между группами происходила случай$ но и не имела продолжения: «Идет одна группа, встречает другую случайно и завязывается драка». Бывали и длитель$ ные «войны»: «Ну, постоянно вот есть непримиримая часть соперников, с какого$нибудь Машиностроителя, с другого конца города. Какой смысл искать с ними мир или общие интересы? Поэтому они и являются постоянным соперником». Назначенные заранее драки проводились на нейтральной тер$ ритории. О местах проведения драк договаривались “парово$ зы”, предварительно попытавшись урегулировать конфликт».

Ущерб после драк: «Отбитые кулаки, побитые лица и от$ битые яйца. Многие лишились своих функций, кто$то с од$ ним яйцом остались. Это профессиональное».

Имели место драки, в которых противники ничего не имели друг против друга, это были спонтанные драки.

В случае конфликтов о стрелках договаривались парово$ зы. Для стрелок выделялись «места, как правило, либо заб$ рошенные, либо не окультуренные, было много строек ря$ дом. У нас всё просто решалось – окраина города, дорогу перейди и тут лес, поляны, пустыри, овраги. В любой груп$ пировке есть человек, который выступает в роли дипломата. Обычно это паровоз».

290