Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ШОС.docx
Скачиваний:
13
Добавлен:
31.03.2015
Размер:
59.3 Кб
Скачать
    1. Недостаток практического сотрудничества

ШОС играет очень важную роль в борьбе с терроризмом и поддержании региональной стабильности, но отсутствие практического сотрудничества по-прежнему заметно. Квентин Пил в «Financial Times» назвал ШОС «собакой, которая не лает». Некоторые описывают ШОС как «бумажного тигра» (т.е. неопасного противника) и попросту называют ее говорильней. Спустя всего десятилетие после ее появления, аналитики уже заявили, что организация не имеет особой значимости. Ради своего долгосрочного развития, ее члены должны искать новые сферы и средства и на практике осуществлять антитеррористическое противодействие.

  1. Перспективы антитеррористического сотрудничества в рамках шос

Как и у всех организаций, в частности многосторонних, у ШОС уже были свои взлеты и падения во время своего сравнительно короткого десятилетнего периода деятельности. Она выполняет задачи организационного развития, поддерживает связи с другими многосторонними группами и расширяет и углубляет сферу своей деятельности в регионе. ШОС и впредь будет воздерживаться от блоковой политики, идеологических и конфронтационных подходов для решения проблем международного и регионального развития. Государства-члены будут продолжать тесное и всестороннее сотрудничество в рамках организации в целях укрепления ее роли как гаранта мира, стабильности и процветания в регионе. Таким образом, целями организации будут:

  • Укрепить взаимное политическое доверие и расширить практическое сотрудничество между государствами-членами

  • Повысить эффективность взаимодействия в борьбе с терроризмом. Государства-члены должны создать систему предварительного планирования сотрудничества в области противодействия террору

  • Построить постоянно действующий военный механизм борьбы с террором; вооруженные силы государств-членов и правоохранительные органы со специальными полномочиями в борьбе с терроризмом должны быть объединены, чтобы справиться с милитаризацией террористических группировок

  • Повысить уровень сотрудничества; увеличить число участников путем построения механизма «6+N», который может создать основу для укрепления взаимного доверия и двустороннего сотрудничества между шестью государствами-членами и другими партнерами.

  1. Заключительные комментарии

Последние десять лет были для ШОС сложным и выло текущи периодом построения, продвижения и принятия последовательных решений. На будущее организации следует смотреть с терпением, оптимизмом и уверенностью. И поскольку ее государства-члены имеют довольно много общих интересов, особенно по вопросам поддержания стабильности, противодействия терроризму и ведения торговли, ШОС будет продолжать функционировать и развиваться и соответственно укреплять и углублять взаимодействие в борьбе с террором.

Резюме

Статья «Шанхайская организация сотрудничества и взаимодействие в борьбе с терроризмом» − это статья из цикла «AsiaPaper», опубликованная Институтом безопасности и политики развития. «AsiaPaper» является периодическим изданием и фокусирует свое внимание на актуальных современных темах. Институт базируется в Стокгольме в Швеции и сотрудничает с исследовательскими центрами по всему миру. Он утвердился в качестве ведущего исследовательского и политического центра, обслуживающего большое и разнообразное по своему составу сообщество аналитиков, ученых, политических наблюдателей, руководителей предприятий и журналистов. При помощи проводимых прикладных исследований, публикаций, изысканий сотрудников, открытых лекций и семинаров, институт работает в качестве координационного центра для академических, политических и общественных дискуссий.

Полковник Чжао Сяодун, ученый и военный юрист Академии военных наук Народно-освободительной армии Китая (НОАК) в КНР, был приглашен стокгольмским институтом в качестве научного сотрудника с 1 мая по 15 июня 2012 г.

Актуальность выбранной им темы объясняется, прежде всего, тем, что терроризм по своим масштабам, последствиям, интенсивности, разрушающей силе и жестокости, превратился ныне в одну из самых страшных проблем человечества и глобальных угроз безопасности. Это зло не обошло стороной и страны СНГ. И если в прежние годы в этих странах исследования терроризма носили в основном научно-теоретический характер и ориентировались на зарубежный опыт, то к середине 90-х гг.они приобрели высокую практическую значимость. К результатам таких исследований проявляют интерес сотрудники отечественных органов правоохраны и спецслужб,  на плечи которых ложится основная и самая опасная часть работы по борьбе с террористами. Однако совершенно неправильно считать, что только органы безопасности и внутренних дел ответственны за положение дел в области устранения этих угроз. Эта задача многоплановая, она требует решения на общегосударственном, а по отдельным вопросам − и на международном уровне.

В Центральной Азии, система безопасности которой неразрывно связана с глобальной системой безопасности, проблема терроризма стоит особенно остро. Международный терроризм, религиозный экстремизм и этно-национальный сепаратизм, организационная преступность, незаконный оборот наркотиков и оружия, нелегальная миграция нашли благоприятную почву на территории этого региона. В Центрально-азиатском регионе оперируют международные террористические организации или их подразделения, радикально настроенные исламские фундаменталисты, экстремистские группировки, что вызывает обеспокоенность, как государств региона, так и всего мирового сообщества. Территориальная близость к Афганистану также является дестабилизирующим фактором.

В результате террористической деятельности всевозможных группировок в некоторых странах Азии за последние годы резко обострилась внутриполитическая ситуация («мартовская революция» в Кыргызстане в 2005 г., убийство оппозиционного лидера Алтынбека Сарсенбайулы в феврале 2006 г. в Казахстане); возрос уровень криминализации; увеличилось количество различных массовых акций протеста, некоторые из которых вылились в открытое противостояние граждан против представителей власти. Особенно такое обстоятельство характерно для Кыргызстана, где произошла смена сперва правящей элиты, затем, в ноябре 2006 г., Конституции страны. В 2006 г. в Кыргызстане зафиксировано 726 несанкционированных митингов, пикетов и шествий. В среднем в республике проходило до двух акций протеста в день.

В настоящий период перед странами Центральной Азии угроза терроризма по-прежнему остается актуальной и исходит от международных террористических организаций «Исламское движение Узбекистана», «Союз исламского джихада» и других, которые намереваются дестабилизировать общественно-политическую обстановку в регионе. Их цель – свержение конституционной власти и построение «Халифата». В этой связи, ШОС, а точнее, ее компетентная структура РАТС (Региональная антитеррористическая структура) пытается контролировать ситуацию в регионе и не допускать усиления и распространения терроризма на данном пространстве.

РАТС сфокусирована исключительно на терроризме, и борьбе со связанной с этим незаконной международной деятельностью, такой, например, как отмывание денег и финансирование террористических организаций.Китай, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан – полноправные члены ШОС; Индия, Иран, Пакистан, Монголия и, после саммита глав государств членов ШОС в Пекине – Афганистан, являются наблюдателями ШОС. Беларусь, Шри-Ланка и, с июня 2012 г., Турция – «диалоговые партнеры» организации.

Больше всего вкладывают в бюджет РАТС Россия, Китай и Казахстан, поэтому они имеют наибольшее количество своих сотрудников. Другие страны помогают, как могут, например – Республика Кыргызстан, которая не в состоянии на данный момент из-за сложной экономической ситуации вкладывать много. Однако заместитель директора РАТС Алексей Крылов утверждает, что в какой-то степени в работе РАТС участвуют все 13 стран. Он указал на то, что, Шри-Ланка, например, делится ценной информацией о террористах-смертниках.

РАТС помогла организовать множество различных семинаров, конференций и других мероприятий, которые содействовали обмену взглядами и опытом стран-участников. Например, на одной из последних встреч участники дискутировали о том, как лучше всего обеспечить безопасность на массовых публичных мероприятиях, таких, например, как Олимпийские игры или международные конференции.

Однако РАТС приходится сталкиваться проблемами при составлении сводного списка террористических образований. Дело в том, что каждое правительство имеет собственное определение терроризма. Так, например, правительство Китая официально не считает Аль-Каиду террористической организацией, а Индия – не считает таковой «Хизб ут-Тахрир». Результатом этого является то, что страны-участники ШОС пока не могут договориться о понимании причин терроризма и средствах борьбы с ним.

Эти расхождения стали причиной того, что странам ШОС потребовалось несколько лет для составления «Антитеррористической конвенции». Конвенция, которая была подписана в июне 2009 г. и ожидает своей ратификации правительствами стран-участниц.

Формальные отношения с антитеррористическими отделами ЦРУ и Организации Договора коллективной безопасности остаются на минимальном уровне, например, это обмен наблюдателями за учениями друг друга.

Тем не менее, опосредованное сотрудничество может иметь место – через связи ШОС с ООН, ОДКБ и Интерполом, так как США являются членом во всех этих организациях. Конференция по национальной безопасности в Санкт-Петербурге, которая пройдет в 2013 г., и в которой примут участие 87 стран, представляет собой еще одну возможность, где сотрудники РАТС могли бы встретиться с представителями ФБР и ЦРУ.

Вопрос кибер-безопасности поднимался на каждой встрече ШОС за последние несколько лет, а недавние события в Северной Африке и на Среднем Востоке только повысили интерес к кибер-угрозам. В этой связи проблема борьбы с терроризмом не утрачивает своей актуальности и вновь и вновь поднимается исследователями НИИ и «фабрик мысли».

1 The Shanghai Cooperation Organisation, “The Executive Committee of the Regional Counter-Terrorism Structure,” http://www.sectsco.org/EN/AntiTerrorism.asp (accessed May 7, 2012).

2 The Shanghai Cooperation Organisation, “The Shanghai Convention on Combating Terrorism, Separatism and Extremism,” May 7, 2009, http://www.sectsco.org/EN/ show.asp?id=68 (accessed May 7, 2012).

3 The Shanghai Cooperation Organisation, “Astana Declaration of the 10th Anniversary of the Shanghai Cooperation Organisation,” June 15, 2011, http://www.sectsco.org/EN/show.asp?id=294 (accessed May 7, 2012).