Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Basin_kniga_2

.pdf
Скачиваний:
37
Добавлен:
24.03.2015
Размер:
7.9 Mб
Скачать

ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ

лом.

По признакам правомерности сделка отличается от целенаправленных неправомерных действий, т.е. действий, ведущих к причинению ущерба другим лицам. Такого рода действия также порождают гражданские права и обязанности, связанные с необходимостью возмещения причиненного ущерба, но они возникают не из сделки, а из факта причинения ущерба – из деликта (гл. 47 ст.ст. 917-952 Гражданского кодекса).

Правомерность поведения как необходимое качество сделки вовсе не требует, чтобы все виды сделок были прямо предусмотрены законом, напротив, вполне возможны сделки, законом не предусмотренные; требуется лишь, чтобы они не противоречили закону, не нарушали его запретов (ст. 7 ГК). Закон, например, специально не регулирует договорные отношения между спонсором и тем, кому он оказывает помощь, но такой договор вполне возможен. Более того, Гражданский кодекс (ст. 381) разрешает заключать смешанные договоры, в которых содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законодательством. Типичным примером такого рода является инвестиционный договор.

Сделки порождают гражданские права и обязанности у того, кто их совершает. По этому признаку они отличаются от административных актов – действий компетентных органов власти или управления, которые могут порождать гражданские права и обязанности для лиц, подчиненных этим органам. Например, решение компетентных органов по управлению государственным имуществом обязывает либо, напротив, запрещает продление договора, согласно которому часть здания государственного предприятия была сдана в аренду сроком на три года. По этим же признакам сделка отличается от судебного решения, порождающего, изменяющего либо прекращающего гражданские права и обязанности лиц, на которых распространяется такое решение.

Сделки – это сознательно совершаемые действия, в них проявляется воля того, кто действует. Следует различать внутреннее содержание воли лица, совершающего сделку (его истинные наме-

201

Памяти Ю.Г. Басина

рения), и внешнее выражение воли (слова, произнесенные либо изложенные на бумаге, жесты, более сложные действия).

Поскольку об истинном устремлении воли можно судить лишь по тому, что говорит или делает лицо, предполагается, что внешнее изъявление воли соответствует ее внутреннему содержанию.

Однако в случаях, когда доказано расхождение между действительным намерением лица и внешним проявлением его воли (например, покупатель, плохо зная язык, на котором объясняется с продавцом, ошибся в обозначении цены покупаемой вещи), большее значение придается действительной воле (действительным намерениям).

Так как сделки – это всегда волеизъявления, совершать их могут лишь лица, воле которых закон придает юридическое значение. Следовательно, недееспособные граждане не могут совершать сделки, а лица с ограниченной дееспособностью вправе совершать лишь такие сделки, которые разрешены для них законом (ст. 22 ГК).

Закон (ст. 148 ГК) различает два вида сделок: односторонние сделки и договоры. Односторонняя сделка выражает волю одного лица и действует независимо от того, как относятся к ней другие граждане или юридические лица. Односторонней сделкой, например, будет отказ кого-либо от принадлежащего ему права, прекращение выданной доверенности, завещание и т.п. Она, как правило, порождает (одна или вместе с другими юридическими фактами) права у других лиц, которые могут даже не знать о таких правах, пока не будут уведомлены о них. Например, завещание после смерти завещателя порождает права наследников. Но такая сделка не может возложить обязанности на третьих лиц, кроме тех обязанностей, которые возникают из предоставляемых прав (например, завещательный отказ – ст. 1057 ГК).

Нередко односторонняя сделка порождает простое обязательство, в котором лицо, совершившее сделку, становится должником, а лицо, в пользу которого совершена односторонняя сделка, –

202

ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ

кредитором (напр., выдача простого векселя).

Иногда односторонняя сделка прекращает обязательство, по которому лицо, совершающее сделку, является кредитором, а лицо, в пользу которого совершена односторонняя сделка, – должником (например, прощение долга – ст. 373 ГК).

Большинство сделок выражают согласованную волю двух или нескольких лиц, т.е. являются договорами (ст.ст. 378-405 ГК). Для признания сделки договором необходимо не просто совершение действий двумя или более лицами, даже если такие действия направлены в конечном счете к достижению единой цели, а чтобы они были взаимно согласованными: каждый из участников совершает действия, которые осознанно признает или даже одобряет другой участник. Если же подобные действия автономны, и каждый участник действует самостоятельно, не ставя в известность другого участника, налицо будут две последовательно совершаемые сделки, но не договор (напр., составление завещания и принятие наследником завещанного ему наследства после смерти завещателя).

Кроме того, всякий договор порождается, как минимум, двумя односторонними действиями: предложением одной стороны заключить договор (такая односторонняя сделка именуется офертой) и согласием другой стороны принять предложение (односторонняя сделка – акцепт – гл. 23 ГК).

По другим основаниям сделки могут делиться и на иные виды. Важное практическое значение, например, имеет различие между каузальными и абстрактными сделками.

Судьба каузальной (causa – причина, основание) сделки целиком зависит от основания, в силу которого она совершалась. Отпадение основания лишает юридической силы уже совершенную одностороннюю сделку. Так, покупатель произвел предоплату купленного товара, но продавец товар не поставил. Отпадает право продавца на полученные от покупателя деньги.

Юридическая же сила абстрактной сделки не зависит от ее основания, если сама сделка выражала подлинную волю того, кто

203

Памяти Ю.Г. Басина

ее совершил. Например, покупатель рассчитался за полученный товар, передав продавцу вексель на сумму стоимости товара. Если впоследствии выяснится, что товар оказался недоброкачественным, вексель не может быть истребован обратно, напротив, права по векселю сохраняют силу и для векселедержателя, и для всех последующих держателей, которым вексель будет передаваться, и для того, кто обязан его оплатить.

Практическое значение имеет различие между основной и дополнительными (акцессорными) сделками (договорами).

Акцессорные сделки дополняют, обеспечивают, уточняют основную. Судьба акцессорной сделки зависит от судьбы основной, если иное не вытекает из закона, существа сделки либо соглашения сторон.

Дополнительной можно назвать сделку о залоге (подпункт 1 п. 1 ст. 322 ГК), гарантию и поручительство (п. 1 ст. 336 ГК), задаток (п. 1 ст. 338 ГК) и некоторые другие.

В арбитражной практике был случай, когда три раздельных исполнителя обязались выполнить для заказчика общую работу с общей суммой оплаты. Затем они заключили между собой соглашение о взаимном разделе получаемой оплаты. Вскоре заказчик отказался от услуг одного из исполнителей, который, однако, требовал от других исполнителей передачи ему доли в оплате в размере 35% ее суммы, ссылаясь на то, что в соглашении о разделе оплаты ничего не было сказано о последствиях прекращения действия договора в отношении одного из исполнителей. Такие требования нельзя признать обоснованными ввиду акцессорного характера соглашения о разделе оплаты.

Итак, сделка – это родовое понятие, а договор – видовое. Всякий договор – сделка, но не всякая сделка – договор. В обиходной и даже официальной практике договор обозначается и другими терминами: контракт, соглашение сторон. Но все это – договоры. Договоры составляют преобладающее количество сделок.

Ст. 150 Гражданского кодекса посвящена сделкам, совершенным под условием, т.е. условным сделкам. Термин «условие»

204

ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ

применительно к сделке может иметь два значения. Первое – это элемент сделки, определяющий права и обязанности сторон. Такими, например, будут условия об имуществе, сдаваемом внаем, и о размере наемной платы. Второе – это обстоятельство, в зависимости от которого возникают или прекращаются права и обязанности сторон, служащие содержанием сделки. Такое обстоятельство носит дополнительный характер по отношению к основному содержанию сделки.

Ст. 150 ГК придает термину «условие» второе значение. Сделка, в которой возникновение или прекращение основных прав и обязанностей сторон поставлены в зависимость от такого условия, является условной. Например, стороны договорились о куплепродаже мотоцикла, если его хозяин поступит в институт в другом городе. Это обстоятельство (поступление или непоступление) является условием, а договор купли-продажи – условным.

Условие должно относиться к будущему. Если обстоятельство, с которым стороны связали осуществление прав и обязанностей, уже произошло до совершения сделки, даже если ее участники этого не знали, оно не влияет на сделку.

Условием могут быть природное явление, действия других лиц, действия сторон по сделке и т.п. Но нельзя в качестве условия определять такие акты поведения, которые носят противозаконный или аморальный характер.

По своему характеру условие может быть положительным (обстоятельство наступит): вещь будет изготовлена, если подрядчик найдет в магазинах требуемый материал; либо отрицательным (обстоятельство не наступит): рукопись статьи будет представлена в журнал, если автора не командируют за рубеж.

Ст. 150 ГК различает сделки, заключенные под отлагательным условием, и сделки, заключенные под отменительным условием. В первом случае права и обязанности вступают в силу не в момент совершения сделки, а при наступлении условия. Приведенный выше пример о купле-продаже мотоцикла как раз и служит иллюстрацией такой сделки. Если отлагательное условие так и не

205

Памяти Ю.Г. Басина

наступит, сделка прекращает свое действие.

При сделке, заключенной под отменительным условием, права и обязанности сторон наступают со дня совершения сделки, но прекращаются при наступлении условия. Например, собственник дома сдает комнату внаем при условии ее освобождения, если сын собственника после окончания учебы вернется домой. Конечно, все расчеты за время, истекшее до наступления условия, должны быть завершены. При ненаступлении отменительного условия сделка превращается в безусловную.

Условием может быть только такое обстоятельство, наступление которого вероятно, но не обязательно. Если условие объективно наступить не может, то сделка является либо несуществующей, либо безусловной. Напротив, обстоятельство, которое обязательно наступит, делает сделку не условной, а срочной. Например, собственник предоставляет другому лицу возможность пользоваться имуществом до наступления весны.

Срок также может иметь для сделки и отлагательное, и отменительное значение, поскольку с ним нередко связываются возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей участников сделки (гл. 6 ГК).

Участники сделки вправе действовать в соответствии со своими интересами, вправе содействовать или препятствовать наступлению либо ненаступлению выгодного или невыгодного для них условия. Но они не должны применять незаконные или аморальные средства, содействующие либо препятствующие условию, не должны действовать недобросовестно (ст. 8 ГК). Так, гражданин согласился продать пианино соседу по дому, если того возьмут на работу в филармонию аккомпаниатором. Затем нашел более выгодного покупателя и, чтобы освободиться от первого, помешал его устройству на работу в филармонию, использовав родственные связи с ее директором. Поскольку продавец своими недобросовестными действиями воспрепятствовал наступлению условия, ставшего ему невыгодным, условие считается наступившим.

Напротив, если сторона в сделке недобросовестно содейству-

206

ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ

ет наступлению выгодного условия, оно считается ненаступившим. Подрядчик обязался отремонтировать жилой дом, если ему не придется выехать в командировку в другой город. Затем ему подвернулся более выгодный заказ, и он, чтобы избавиться от первого заказчика, устроил ложный вызов из другого города и добился командировки, хотя уже было решено послать туда другого работника. При изложенных обстоятельствах условие следует считать ненаступившим.

Особыми видами сделок являются биржевые, предусмотренные ст. 156 Гражданского кодекса.

Под биржевыми понимаются сделки, заключаемые на бирже. Они в основном порождают такие же права и обязанности между участниками, какие порождает соответствующая сделка, заключенная в общем порядке, и подчиняются общим законодательным правилам о действительности и недействительности сделок. В то же время они отличаются рядом существенных особенностей, которые касаются правового положения участников биржевых сделок, предмета сделок, порядка их заключения и оформления, обеспечения их исполнения и разрешения биржевых споров.

Как правило, биржевая сделка заключается через посредника (брокера, дилера). В заключении сделок с ценными бумагами участвуют обычно профессиональные участники рынка ценных бумаг (кастодиан, центральный депозитарий, регистратор), номинальный держатель ценных бумаг и др.

Биржевые сделки подлежат регистрации.

Предметом товарных биржевых сделок могут быть биржевые товары – как реальные, так и могущие быть поставленными в будущем (форвардные сделки). Допускаются сделки, предметом которых служат стандартные контракты на будущую поставку или на будущую передачу прав и обязанностей (фьючерсные или опционные сделки). На бирже возможны специальное формы расчетов и методов обеспечения реального исполнения биржевых сделок.

Споры, связанные с заключением сделок на товарной бирже, могут рассматриваться биржевой арбитражной комиссией, реше-

207

Памяти Ю.Г. Басина

ние которой может быть оспорено в суде.

Порядок заключения биржевых сделок и их особенности определяются законодательными актами (прежде всего, Указом Президента РК, имеющим силу Закона, от 7 апреля 1995 г. «О товарных биржах», Законами от 5 марта 1997 г. «О рынке ценных бумаг», «О регистрации сделок с ценными бумагами в Республике Казахстан»), уставом биржи, а также надлежаще утвержденными правилами биржевой торговли.

Форма сделки

Сделка может восприниматься и потому приобретает юридическое значение лишь после того, как будет облечена в установленную законом форму, в которой проявляется волеизъявление.

Ст. 151 ГК различает устную и письменную формы сделки. Письменная форма, в свою очередь, может быть простой или но-

тариальной.

Сделки, совершаемые на словах, считаются заключенными в устной форме. К ним относятся и те сделки, в которых воля проявляется через непосредственные, так называемые конклюдентные действия лица (напр., передача продавцу денег за отобранный товар), и те сделки, воля на совершение которых выражена в форме молчания. Но такое значение молчанию придается лишь в случаях, прямо установленных законодательством или соглашением сторон. К примеру, торговая фирма по рекламному объявлению заказала выполнение строительных работ, договорившись с исполнителем, что в течение недели представит ему проект с указанием предполагаемых сроков и общей стоимости строительства, и, если в течение 10 дней исполнитель не выскажет заказчику возражений против его условий, договор будет считаться заключенным.

Закон определяет, в каких случаях сделка должна заключаться в письменной форме. Но для возможностей применения устной формы заключения сделки нет столь же определенных законодательных указаний. В данном случае действует общедозволительное правило: устная форма сделки допустима всегда, кроме случа-

208

ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ

ев, когда она противоречит определенным нормам законодательства или соглашению сторон.

Устная форма сделки согласно ст. 151 ГК применима в случаях, когда сделка исполняется при самом ее совершении. Сумма сделки, служащая пределом допустимости ее устной формы (п. 1 ст. 152 ГК), здесь не устанавливается. Можно купить вещь, стоящую миллионы тенге, не заключая письменной сделки, но при условии, что стороны, договорившись, сразу же передают друг другу и вещь, и покупную сумму. Если, однако, та же вещь продается в кредит либо с предоплатой, сделка купли-продажи должна быть совершена в письменной форме.

Устная форма сделки облегчает положение участников при возникновении споров о том, действительно ли заключалась сделка и какими были ее условия. Эти обстоятельства могут доказываться любыми правомерными средствами, в том числе свидетельскими показаниями.

П. 3 ст. 151 ГК относит к сделкам, заключенным в устной форме, также сделки, подтвержденные выдачей жетона, билета или иного подобного знака. Заключение и содержание таких сделок могут доказываться свидетельскими показаниями. Подтверждающие знаки могут упоминать или не упоминать имена участников сделки. Однако если подобный знак не только называет участников, но и содержит их подписи, сделку следует считать заключенной в письменной форме.

Изменение, исполнение или прекращение сделки обычно оформляются таким же образом, каким оформляется заключение сделки. Но в некоторых случаях в силу прямого указания нормативных актов или по желанию сторон, не противоречащему законодательству, договор, заключенный в надлежащей письменной форме, исполняется путем совершения действий, т.е. совершения сделок без составления письменного документа, оформляющего каждое действие (п. 5 ст. 191).

Так, исполнение письменного договора поставки, предусматривающего завоз покупателю товаров по часовому графику, может

209

Памяти Ю.Г. Басина

оформляться путем отметок в графике, выдачей подтверждающего знака и другим подобным образом. Передача денег по договору займа оформляется письменно, обычно путем выдачи должником расписки кредитору, а исполнение договора – возвращением расписки без какого-либо письменного оформления.

В отличие от ст. 151 Гражданского кодекса, согласно которой устная форма сделки допускается в весьма широких пределах, ст. 152 намечает более строгие границы необходимости письмен-

ной формы сделок:

в случае их осуществления в процессе предпринимательской деятельности, кроме сделок, исполняемых при самом их совершении, если для отдельных их видов иное специально не предусмотрено законодательством или не вытекает из обычаев делового оборота;

на сумму свыше ста расчетных месячных показателей, за исключением сделок, исполняемых при самом их совершении;

в иных случаях, предусмотренных законодательством или соглашением сторон.

Целесообразность письменной формы определяется тем, что она более достоверно подтверждает и наличие сделки, и ее содержание. Это может обеспечить более надежную защиту интересов участников сделки и более точную систему бухгалтерского учета.

Сделки, совершаемые в процессе предпринимательской деятельности, требуют письменной формы независимо от того, осуществляют ли такую деятельность оба участника сделки либо только один из них.

Гражданское законодательство, дополняя ст. 152, предусматривает ряд конкретных видов сделки, которые также должны заключаться в письменной форме (ст.ст. 294, 331, 337, 544, 709, 772,

825 ГК).

Обычно письменная сделка заключается путем составления одного документа, который подписывается сторонами или их представителями, если иное не вытекает из обычаев делового оборота.

210

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]