Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
imo2.doc
Скачиваний:
100
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
474.62 Кб
Скачать

Глава 4. Особенности взаимодействия ведущих стран мира в хix веке.

Историческое время обладает одной чрезвычайно важной особенностью. Календарное время не всегда совпадает с логикой периодизации исторического процесса. Век исторический в этом смысле редко буквально совпадает с веком календарным. Показателен в этом плане пример XX столетия, которое по мнению целого ряда историков, политологов и философов началось значительно позже “календарного” рубежа, а закончилось существенно раньше (соответственно, в 1914 г. - год начала Первой мировой войны, изменившей политическую структуру мира; и в 1989 г. - в связи с падением Берлинской стены и началом эпохи стремительных трансформаций МО). В этом смысле XIX век не стал исключением из общего правила. Конец календарного XVIII столетия выступил своеобразной прелюдией или даже началом новой эпохи, когда была расчищена почва для существенных изменений в системе МО, произошедших на протяжении XIX в.

Начнем с того, что эпоха Великой французской революции и наполеоновских войн положила конец зыбкому ситуативно складывавшемуся балансу сил в Европе. Однако, подорвав основы “старого режима”, в нашем контексте старого режима европейского равновесия, наполеоновская Франция не смогла добиться полного континентального доминирования или обеспечить на длительный срок собственное преобладание в Европе. Революционные события во Франции, идеи Великой французской революции, оказали серьёзное влияние на европейское общество и на военно-политическое положение в Европе в XIX веке. Уже с весны 1792 года началась череда войн, растянувшаяся почти на четверть века и постепенно охватившая всю Европу. Длительные и кровопролитные войны истощили старый континент. Сокрушив Наполеона, ведущие европейские державы проявили очевидное стремление к достижению прочного мира на основе определенного баланса интересов стран-участниц антинаполеоновской коалиции, и прежде всего - Австрии, Британии, Пруссии и России. Дипломаты, монархи и политические деятели, ставшие свидетелями тектонических геополитических подвижек на европейской арене и кровопролитной, истощающей борьбы ведущих европейских держав, закономерно пришли к мысли о том, что установление общеевропейского равновесия нельзя доверять игре случая. Впервые в истории Европы, да и всего мира была предпринята целенаправленная попытка создания механизма поиска и институционализации своеобразного политического эквилибриума, такого международного порядка, который обеспечивал бы относительное равновесие ведущих европейских держав, закрепляя сложившийся на тот момент status quo. Контуры подобного относительно устойчивого миропорядка были согласованы на Венском конгрессе, открывшем новую страницу в истории международных отношений. Созданная в Вене система международных отношений оказалась достаточно стабильной, просуществовав с известными модификациями свыше полустолетия. Благодаря венской системе на несколько десятилетий Европу удалось избавить от фронтальных столкновений великих держав. Решающую роль в международных делах стала играть не война как средство выявления реального соотношения сил конкурирующих держав, а дипломатия и международное право. В результате судьбы мира, по крайней мере, в первой половине XIX в. вершились скорее не на полях сражений, а на дипломатических конгрессах.

Эпоха наполеоновских войн имела и еще одно не менее важное следствие. Революционная Франция выдвинула на авансцену истории политический принцип суверенитета народа. Одновременно в результате войн произошла радикальная перекройка границ в Центральной Европе, была осуществлена своего рода “консолидация” германских государственных образований, число которых уменьшилось на порядок - с более чем 300 до менее 30. Сочетание данных обстоятельств стимулировало развитие либерально-националистических движений сначала в Италии и Германии, а затем и в ряде других стран Европы. В этом смысле девятнадцатое столетие характеризуется превращением национализма в политический фактор и в фактор международных отношений. Пожалуй, самыми яркими примерами предстают процессы объединения Италии и Германии и возникновение новых государств на Балканском полуострове. Национальное государство окончательно становится не только политическим идеалом либеральной европейской интеллигенции, но и основным субъектом международных отношений на европейском континенте.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]