Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
imo2.doc
Скачиваний:
100
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
474.62 Кб
Скачать

5.4. Международные отношения накануне и в период Первой мировой войны.

Международные кризисы последнего предвоенного десятилетия и войны на Балканах способствовали крайнему обострению основных империалистических противоречий : англо-германских, франко-германских, русско-германских и русско-австрийских.

Накануне войны английский кабинет вступил в переговоры с Германией по колониальным вопросам. Было достигнуто соглашение о разделе португальских колоний в Африке (1913 г.) и соглашение о строительстве Багдадской железной дороги (1914 г.). Признав «специальные интересы» Англии в районе Персидского залива, германское правительство добилось концессии на постройку южного участка дороги от Багдада до Басры. Англичане перестали чинить препятствия Германии по финансированию Багдадской дороги. Британская дипломатия вела эти переговоры в целях замаскировать остроту англо-германского антагонизма, оттянуть момент столкновения с Германией. На практике эта политика приводила к поощрению германских стремлений к переделу мира и внушала Берлину иллюзорные надежды на то, что Англия не вступит в войну.

К началу 1914 года гонка вооружений в во враждующих лагерях достигла невиданных ранее размеров. Лидерство в ней оставалось за Германией. Накануне войны рейхстаг трижды принимал законы об увеличении состава армии в мирное время. Обладая наибольшими темпами развития экономики среди крупных империалистических держав Европы, Германия успела лучше и быстрее всех подготовиться к войне.

Мировая война началась 1 августа 1914 года и длилась до 11 ноября 1918 года. Масштабы её до конца 1917 года непрерывно расширялись.

Враждовавшие коалиции остро нуждались в новых союзниках, особенно Центральные державы. Они всячески пытались вовлечь в войну другие государства. И это Германии удалось.

В Турции еще до начала войны армия была вооружена немецким оружием и обучалась немецкими инструкторами. 2 августа 1914 г. турецкие руководители подписали тайный союзный договор с Германией, полагая, что с немецкой помощью можно восстановить могущество Турции, захватить ряд земель соседних государств. 11 августа в Константинополь прибыли два немецких крейсера. Германское правительство подкупило продажных сановников султана, которые организовали пиратский налет германо-турецкой эскадры на русские порты. 4 ноября 1914 г. Россия, 5-го и 6-го Англия и Франция объявили Турции войну. Главные силы турецкой армии в конце 1914 г. атаковали русских в Закавказье, но в Сарыкамышском сражении потерпели крупное поражение. Провалилось и наступление турок на Суэцкий канал, предпринятое в 1915 г.

Британские правящие круги в конце 1914 г. провозгласили аннексию Кипра и Египта и устремили свои взоры на Палестину, Месопотамию и другие земли. Захватнические планы на Ближнем и Среднем Востоке имели и другие великие державы. Длительные переговоры о разделе Азиатской Турции привели к подписанию нескольких тайных соглашений, которые, правда, не устранили взаимного недоверия.

Весной 1915 г. Англия и Франция обещали царской России особые права в зоне черноморских проливов. Вместе с тем, с февраля 1915 г. английская эскадра, поддержанная французами, несколько раз тщетно пыталась форсировать Дарданеллы. Десант в районе Галлиполи обернулся тяжелыми потерями британской армии и завершился эвакуацией экспедиционных сил. Весной 1916 г. капитулировал британский экспедиционный корпус, окруженный турками в Месопотамии.

Таким образом, Антанта не сумела быстро одолеть даже относительно слабого противника. Сказались раздиравшие ее противоречия и скверная координация действий в отличии от германского блока, где утвердилось доминирующее влияние немецкого верховного командования. Военно-политическое руководство Австро-Венгрии, Турции, Болгарии вынуждено было подчинять свои замыслы прямым указаниям из Берлина.

Неопределенной на начальном этапе войны оказалась позиция Италии. Война застала Италию в состоянии сильного внутреннего брожения и серьезных экономических трудностей. Сторонники сохранения нейтралитета опирались на немецкий капитал, контролировавший крупный «Банко коммерчиале» и другие банки и фирмы. «Нейтралистов» возглавлял опытный политик, бывший премьер Джолитти. Он полагал, что и без вступления в войну Италия достигнет значительных результатов.

На присоединении к Антанте настаивали «интервентисты», стремившиеся разделаться с Австро-Венгрией, овладеть землями на Адриатике и в Малой Азии. Немаловажную роль играло то обстоятельство, что французский капитал имел сильные позиции в промышленности Италии, а Великобритания эффективно действовала в сфере торговли. Возглавлявшееся Саландрой правительство твердо намеревалось не упускать представившийся «золотой случай». Премьер открыто провозгласил, что его кабинет будет руководствоваться «священным эгоизмом». Ведя одновременно переговоры с Антантой и центральными державами, он шантажировал обе воюющие стороны. Эта хитроумная тактика имела некоторый успех - в начале 1915 г. мировая общественность, плохо представлявшая истинные силы Италии, с напряженным вниманием ожидала дальнейших шагов Рима. Итальянский империализм стремился установить свой контроль над западной частью Балканского полуострова, помешать — в случае распада Габсбургской монархии — созданию единого и жизнеспособного югославского государства. Итальянские притязания стимулировались из Лондона. Англия и Франция сулили Италии Трентино, Триест и сферу экспансии на Балканах.

Германское правительство всячески пыталось удержать Италию от сближения с Антантой, почти ничего ей реально не обещая.

Тем временем в Италии кампания интервентистов принимала все больший размах. К хору пропагандистов «Великой Италии», таких, как писатель Д'Аннунцио, примкнул и Муссолини. До мировой войны он редактировал газету социалистов «Аванти», а в ноябре 1914 г. высказался за вступление в войну. Ренегата исключили из социалистической партии. Он основал новую газету «Пополо д'Италия»,- как позднее выяснилось, на французские деньги, - занявшую крайне правые позиции.

Весной 1915 г. переговоры Италии с Антантой пошли полным ходом. Англия и Франция сломили сопротивление русских дипломатов, долгое время возражавших против передачи славянских земель под эгиду Италии. 26 апреля в Лондоне был подписан секретный договор, обещавший Италии после войны ряд территорий Габсбургского государства, Албании и Турции. 3 мая 1915 г. Италия расторгла договор о Тройственном союзе, а 23 мая объявила Австро-Венгрии войну.

Почти год вело закулисные «торги» с Германией и Антантой правительство Болгарии. Правительство царя Фердинанда Кобургского и националистические фракции болгарской политической элиты мечтали о реванше за поражение во второй балканской войне и о присоединении обширных территорий соседних с Болгарией стран. Немецкая и австрийская дипломатия всячески разжигала болгаро-сербские противоречия, и в конце концов в сентябре 1915 г. Болгария официально примкнула к германскому блоку.

Еще в начале 1915 г. русский генеральный штаб предлагал осуществить силами всех держав Антанты большую операцию на Балканах. В случае успеха можно было полностью изолировать Турцию и облегать положение Сербии и Черногории. Однако западные державы так ничего и не сделали для спасения Сербии и Черногории. Что касается русского командования, то после катастрофических неудач в Польше оно уже было бессильно что-либо предпринять.

1 октября 1915 г. правительство царя Фердинанда объявило Сербии войну. Вскоре войска Австро-Венгрии, Болгарии и Германии общей численностью до 500 тыс. человек обрушились на сербскую армию, насчитывающую всего 250 тыс. Только тогда в Салониках высадилось несколько французских и британских дивизий. Однако создание Салоникского фронта уже не помогло Сербии. Вся ее территория была ок­купирована вражескими армиями. Остатки сербских войск, совершив тяжелый зимний переход через горы, достигли Адриатического моря и были перевезены судами Антанты на греческий остров Корфу. В начале 1916 г. подписало акт капитуляции правительство Черногории. Поражение Сербии позволило Германии установить прямую связь с Турцией.

Ресурсы союзных и оккупированных стран немецкое верховное командование и деловые круги старались целиком использовать в своих интересах. С 1915 г. развернулась пропаганда скорейшего создания большого таможенного блока под германским контролем. В нашумевшем памфлете «Срединная Европа» публицист Науманн ратовал за то, чтобы и Турция вошла в эту «Европу». Вскоре Германия навязала своим партнерам официальные переговоры по проблемам экономической интеграции.

Таким образом в 1915 году Тройственный союз превратился в Четвертной. Италия окончательно перешла на сторону Антанты, а к державам Центральной оси (Германии и Австро-Венгрии) присоединились Турция и Болгария. Однако расширение австро-германского блока не смогло обеспечить преимущества центральных держав в войне. Суммарный военный и экономический потенциал держав Антанты оказался выше, чем потенциал Тройственного союза. Слабая в военном и экономическом отношении Болгария, а также «дряхлеющие» империи – Австро-Венгрия и Турция, переживавшие период распада в результате нарастания национально-освободительного движения находящихся под их властью народов, не могли быть надежными союзниками Германии в осуществлении ее планов передела мира. Несмотря на целый ряд достаточно успешных войсковых операций как на западном, так и на российском фронтах, положение Германии к 1917 г. максимально осложнилось и победа противников австро-германского блока стала практически неизбежной. Тем не менее, боевые действия продолжались, нанося значительный урон воюющим странам с экономической и демографической точек зрения. В создавшихся условиях конфликтующие стороны стали искать возможности выхода из войны и уточнять проекты послевоенного устройства мира.

139

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]