Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
методическое пособие для проведения экскурсии.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
19.03.2015
Размер:
178.18 Кб
Скачать

3 Этаж.

Вестибюль 3 этажа

Стародавняя Русь, во всей красоте и подлинности своей, предстает в созданиях художника. Подобно летописцу, языком живописи и графики он повествует о былой славе народа и его тяжких испытаниях. Звучанию картин вторит характер интерьера, исполненный по проекту И.С. Глазунова. И колонны, с имитацией под малахит, и необычные люстры, роспись дверей травными орнаментами, яркость изразцов, даже и цвет стен, подобный кирпичной кладке, напоминают о древних традициях. Словно открывается окно в легендарную явленную Русь в картине «Озеро Светлояр». В технике коллажа гармонично объединены образы, написанные маслом и резной наличник конца XIX века, привезенный из Городца.

К коллажу Илья Сергеевич впервые обращается еще в 1960-е годы, как, например, в картине «Русский мужик», создающей образ исконного русского крестьянина, а затем в произведениях «Иван Грозный», «Борис Годунов», «Царевич Дмитрий», «Легенда о царевиче Дмитрии», «Князь Игорь», «Русская старина».

Картины И.С. Глазунова отражают важнейшие исторические события, дают ответы на наиболее сложные и противоречивые вопросы нашего прошлого. Знаменит его триптих: «Остров Рюген», «Рюрик, Трувор и Синеус», «Умила Новгородская, мать Рюрика». В 862 году на Русь были приглашены княжить трое братьев, варягов, как называли наемных воинов. Многие историки, начиная с XVIII века, ошибочно считали, что братья являлись норманнами. Однако, еще великий ученый М.В. Ломоносов, утверждал: Рюрик, Трувор и Синеус - славяне. Изучая многие исторические свидетельства, работая в архивах, И.С. Глазунов пришел к тому же заключению. Для него не подлежит сомнению, что остров Рюген – древнее славянское владения, мать Рюрика, Трувора и Синеуса, Умила продолжила род новгородского князя Гостомысла. И, значит, Русь никогда не приглашала править чуждых ей иноземцев, и славный род Рюриковичей – славянский род.

Уже в IX веке молодое русское государство одерживало первые победы. Его могучий образ запечатлен художником в произведении «Князь Олег и князь Игорь», в котором словно предстает перед зрителем сама величественное русское государство. Не только к воинской славе, но и к памятникам старины обращается Илья Глазунов, через них отражает дух народа. Предельно лаконично решение картины «Новгород Великий»: лицо крестьянки на фоне равнин и строгий Георгиевский собор Юрьева монастыря, постройка мастера Петра 1119 года.

Уникален дар Ильи Сергеевича Глазунова - через портрет характеризовать событие, дать вывод об эпохе. Об этом позволяет судить полотно «Юность Андрея Рублева». Во тьме горит свеча в руках отрока, как на фоне зловещих исторических событий горел свет его духа, его искусства.

Образы могущественных русских правителей, а также противоречивость их политики раскрыты в картинах «Иван Грозный» и «Борис Годунов», повествующих об эпохе XVI – начала XVII века. Иван Грозный - искусный политик и деспот, талантливый полководец, расширивший границы русского государства, и тиран. Тысячи невинных он подвергнул казни при опричнине, начиная с 1565 года. Полярные оценки его деяний даны в отечественной истории, литературе, живописи. Картина И.С. Глазунова выявляет сложность сильной и противоречивой личности Ивана IV. Решение образа восходит к древнерусским иконам, о чем говорят плоскостная трактовка лица и золото фона. В технике масляной живописи прекрасно передана фактура парчи, меха, драгоценных камней, что также раскрывает характер эпохи и образ сильного правителя. Но зловещ фон – кипит народная толпа, свершается очередная казнь на Лобном месте в Кремле. Правление Грозного явилось основой и для великих потрясений рубежа XVI-XVII веков, во многом связанных с именем Бориса Годунова, приближенного Ивана Грозного, личность которого раскрыта в одноименной картине. Стремясь к верховной власти, он, вероятно, отдает приказ убить малолетнего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, тем ввергая Русь в пучину новых испытаний Смутного времени. Событиям далеких дней посвящены произведения «Легенда о царевиче Дмитрии» и «Царевич Дмитрий».

Противоречива и нередко мрачна история Древней Руси, но гармоничны, несравненные в красоте своей, создания ее искусства, отражения духа народа. Его воплотил художник в одном из своих знаменитых созданий – «Русская красавица». Глядя на картину, можно вспомнить и жемчужные оклады икон, и узорочье народного костюма и искусство резчиков. Закономерно, что на многих и отечественных, и зарубежных выставках именно это произведение Ильи Глазунова оценивали как эмблему русского искусства ХХ века. Такова подлинная Русь, память о которой не должна угаснуть.

Зал № 10

Зал древнерусского и народного искусства

В зале, убранство которого напоминает и древний бревенчатый храм, и боярские хоромы, и крестьянский дом, представлены произведения древнерусского и народного искусства из собрания И.С. Глазунова, многие из которых он спасал в советское время. Иконы находил в заброшенных деревнях и храмах, реставрировал их - возвращал к жизни. Экспозиция зала позволяет судить об Илье Сергеевиче как о замечательном собирателе. Вспоминаются слова самого художника: «Я – не коллекционер, искусство – это моя жизнь».

Главный центр зала составляют иконы, с XV до начала XX века. Самые древние из них датируются XV-XVI столетиями – временем расцвета русской иконописи: «Спас Оплечный» (Московская школа, XV в.), «Святой Николай Чудотворец» (Московская школа, середина XVI в.). Оба образа выполнены на высоком художественном уровне, характерны для русской иконописи данного периода. Важно, что в экспозиции представлены образцы разных стилевых направлений, созданные в различных регионах. Также XVI веком датируются иконы деисусного чина, происходящие с Русского Севера: «Архангел Михаил», «Архангел Гавриил», «Апостол Петр». Образ «Архангел Михаил с предстоящими» (Кострома, XVII в.) выражает идею предстания святых о нуждах государства и людей перед Господом, но также идею единения русского государства, как и собор святых, означает их единение. Пример редкой иконографии XVII века - «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (Среднее Поволжье, конец XVII в.).

Один из самых распространенных, чтимых на Руси образов – святой Николай Чудотворец. В старину почти в каждом русском храме можно было видеть икону, ему посвященную. В данной экспозиции представлены иконы: «Святитель Николай в житии» (Русский Север, XVI в.) и «Св. Николай Чудотворец» (рубеж XVII – XVIII вв.) Примером сложной техники может служить оклад иконы «Богоматерь Смоленская» (Поволжье, рубеж XVII – XVIII вв.), исполненный в технике «единой нити основы» с помощью стекляруса. Эта техника отчасти близка вышивке и кружевоплетению, когда стеклярус, а иногда бисер, жемчуг нанизывают на проволоку, укладывают ее ровными рядами на фоне иконы и закрепляют нитями.

Высокохудожественными образцами так называемого позднего времени (XVIII – начала ХХ века), отчасти сохраняющими традиции допетровской Руси, следует назвать иконы «Архидиакон Стефан» (Русский Север, рубеж XVII – XVIII вв.), «Воскресение Христово и Сошествие во ад» (Стефан Соколов, 1738 г.), «Огненное восхождение Святого Преподобного Илии Пророка» (Ростовские земли, XIX в.). Напротив, о явном влиянии светского искусства в поздней иконописи позволяют судить образы: «Праотец Мельхиседек» - некогда боковая дверь иконостаса (начало XVIII в.), «Рождество Христово» (XIX в.). «Святая царица Елена» (С.-Петербург, начало ХХ в.) – икона, исполненная под влиянием стиля модерн.

Значимы представленные в экспозиции меднолитые и эмалевые иконы, остающиеся и в наши дни недостаточно изученными. Меднолитые иконы, кресты, складни получили распространение на Руси со второй половины XVII века – времени реформ патриарха Никона и начала гонений на старообрядцев. Постепенно медное литье стало характерно для крестьянской, простонародной среды в целом. Центрами его производства являлись Москва, Гуслицы, Поморье.

К малоизученной странице русского искусства относится деревянная скульптура. Ныне собрания очень немногих российских музеев имеют такие памятники, которые можно видеть в экспозиции галереи Ильи Глазунова: «Честная глава Иоанна Предтечи» (XVIII в.), «Святой Николай Чудотворец» (начало XIX в.), «Христос в темнице» или «Спас в терновом венце», или «Спас в полунощи» (XIX в.), и многие другие.

Обращают на себя внимание предметы мебели неорусского стиля. Поражает гарнитур, созданный по проекту В.М. Васнецова, декорированный чеканными накладками сказочных мотивов, мебель из мастерских Талашкина и Абрамцева, а также гарнитур, сделанный по проекту И.Я. Билибина, в росписи которого несложно узнать его иллюстрации к сказке А.С. Пушкина о царе Салтане. И формы данного гарнитура, и характер росписи, стилизованы под старину. Как писал сам Иван Яковлевич Билибин, образцами для иллюстраций послужило крестьянское искусство, которое он изучал, живя в деревнях Русского Севера, средней полосы России. Размещенные по периметру зала резные доски-причелины (от старославянского чело – лоб) являют характерные образцы народных орнаментов. Еще сто лет назад их можно было видеть во многих деревнях, сегодня причелин остается все меньше, они – признанные музейные экспонаты.

Итак, в собрании И.С. Глазунова представлены характерные образцы древнерусского и народного искусства, крупицы былой красоты Руси, которые не должны быть забыты. Коллекция составлена им в советские годы, когда иконы сжигали, забивали ими окна храмов, когда разрубали топорами скульптуру, выбрасывали редчайшие предметы мебели. Илья Сергеевич в своем искусстве продолжает древние традиции, что доказывают его знаменитые исторические картины, исполненные в технике коллажа, созданные им образы Спасителя, Богоматери, Святой Руси.

Зал № 11

Образ Христа – «любимый и желанный русской душой», как писал о нем философ И.А. Ильин. Во времена Древней Руси, в XIX веке и ныне религиозное искусство – стержень национального творчества, традиции которого продолжает И.С. Глазунов. Его картины – лик Отечества, взыскующего Господа. Образ святой Руси создан в пейзаже «Горица» (Горицкий монастырь, основанный на Вологодчине в 1544 году и сохранившийся до наших дней), где художник выражает свое понимание Севера - исконной русской земли. Со стародавних времен и доныне в северном крае остаются древнейшие заветы в вере, искусстве, быте. Сколько гармонии и спокойствия заключено в пейзаже «Воспоминания о детстве» - это светлый образ родной земли, от которого неотделим образ Спасителя и его учение.

Обращаясь к сюжетам Ветхого и Нового Завета, Илья Глазунов создает не иллюстрации, но запечатлевает свои раздумья о вечных темах: вере и предательстве, жертвенности и лицемерии, страдании и искуплении. Об этом говорят его картины: «Поцелуй Иуды», «Христос в Гефсиманском саду», «Искушение», «Каин и Авель». Трактовка лика Спасителя продолжает и традиции иконописи, и классической живописи, а также художник опирается на малоизученное историческое свидетельство - Туринскую плащаницу, на которой был запечатлен прижизненный лик Спасителя.

Картины «Легенда о Великом Инквизиторе» и «Голгофа» отражают образы последнего романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», но, несомненно, намного превосходят значимость обычных иллюстраций. «Легенда о Великом Инквизиторе» - провозглашение победы Христа. Его лик, центр композиции, будто изнутри озарен торжеством веры – выделен светом во мраке. Личину инквизитора, звериную маску, не в силах озарить полностью даже свеча, а на дальнем плане показан еще один источник света – разгорается костер, вершится казнь. Там мог быть сожжен и Спаситель. Контрасты светотени исключительно важны в этом произведении, поскольку раскрывают атмосферу духовного борения, выражают идею. Христос победил, и на Руси побеждает его учение – христианство.

Ныне Россия должна вновь обрести свою веру, о чем повествует картина «Возвращение». Художник продолжает тему «Возвращения блудного сына». Обезглавлен святой мученик, как и наша держава, если лишена своих корней: веры, истории, культуры. Образ обезглавленной России известен еще по проповедям оптинских старцев. В живописи его впервые создает И.С. Глазунов. Но возможно воскресение: к руке мученика припадает отрок, значит, вера Христа не будет забыта в России.

«Голгофа» - путь Спасителя к страданиям и смерти - в понимании художника уподобляется крестному пути Отечества, который приводит его к Распятию в ХХ веке. Образ распятой России создан в пейзаже «Русская земля». Вновь, как и в старину, изранена наша земля, напоена кровью и слезами. Но человек все же взывает к Богу, по-прежнему стоит древний белокаменный храм, начинается заря ясного дня, и в облаке угадывается силуэт святого воина – покровителя Руси: архангела Михаила или святого Георгия. Значит, придет возрождение, и создания художника звучат, подтверждая слова Евангелия от Иоанна, взятые им как эпиграф к его книге «Россия распятая»: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».