Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
методическое пособие для проведения экскурсии.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
19.03.2015
Размер:
178.18 Кб
Скачать

Зал № 4. Зал монументальных картин

Центр экспозиции данного зала составляют монументальные всемирно известные картины Ильи Сергеевича Глазунова 1970 – 1990-х годов. Среди них особое место занимает «Мистерия ХХ века» (1977. 1999). «Картина, которую никогда не увидят русские», - так писали о ней в западной прессе в 1977 году. Тогда выставка на Кузнецком мосту в Москве так и не была открыта, поскольку И.С. Глазунов отказался исключить из экспозиции «Мистерию ХХ века». В советские годы экспонировать такую картину было крайне рискованно: ее автора едва не подвергли ссылке, и только спустя 10 лет «Мистерии ХХ века» была показана зрителям в Москве. В галерее представлен ее второй вариант 1999 года: художник изменил прежнюю композицию, расширив ее в правой части, обращая зрителей к событиям конца ХХ столетия.

На переднем плане, у рамы картины, представлены автопортреты художника 1977 и 1999 годов: Илья Глазунов, как и каждый, живший в ХХ столетии – участник мировых событий. Рядом с автопортретами художника даны символы зеркала – каждый может увидеть отражение своей жизни в событиях истории.

Мистерия - чудо, таинственный обряд, зрелище. На гигантской сцене разворачивается мрачный спектакль ХХ века, а его актеры – те, кто определял жизнь мира. Зритель словно проходит через все этапы мистерии, с первых лет ХХ века до конца столетия, о чем художник повествует с помощью многочисленных портретов, иносказательных деталей, через сложное построение пространства, цветовые сочетания. Зритель может судить о потрясениях России в первые десятилетия ХХ века, трагедии Второй мировой войны, политических событиях следующих десятилетий, забвении классических традиций в культуре ХХ столетия. Звучание картины, законченной в 1999 году, остается столь же мрачным, поскольку не меняется суть мировых событий.

Мистерия ХХ века – клокочущая пучина, готовая поглотить человека. Но все же перед зрителем предстают контрастные светлые детали, утверждающие возможность возрождения: бабочка, золотые колосья, крапива, первой прорастающей на пепелище. В центре композиции над пучиной взлетает крылатая богиня победы Ника Самофракийская, словно спасая вечную красоту и разум. Всем потрясениям противостоит главный образ произведения – Спаситель. Горний свет разрывает мрак мировой мистерии. Христос не покидает людей, даже забывших и предавших его, идет в мир, охваченный безумной оргией зла. И, может быть, люди пройдут по линии жизни - колючей проволоке, протянувшейся по диагонали картины, не будут ввергнуты в кровавый хаос, но приблизятся к Спасителю.

Как проявление мировой мистерии в России возможно оценить две другие монументальные картины данного зала, обращенные к событиям начала и конца ХХ века: «Разгром храма в Пасхальную ночь» и «Рынок нашей демократии».

«Разгром храма в Пасхальную ночь» (1999)

Большая по размерам картина «Разгром храма в пасхальную ночь» созданная И.С. Глазуновым в 1999 году одна из самых драматических картин в русской исторической живописи, которая поражает не только трагизмом своего содержания, но и глубоким реализмом и правдой жизни.

1918 год. Братоубийственная гражданская война в разгаре. В пасхальную ночь в храме собралось множество народа, отражающего все сословия России, куда врывается большевистская, разнузданная в своей жажде крови разноликая толпа бряцая оружием с лозунгом «Религия опиум для народа». Основной смысл картины выражен в беспощадном комиссаре в кожаной куртке, чей профиль напоминает Свердлова или Троцкого, с ненавистью глядящего на скульптуру распятия Христа Сына Божьего, словно он пришел свести счеты с ним. Среди священников в праздничных пасхальных облачениях, выделяется фигура с волевым жестом «Изыдите вон!»

В этой картине Илья Глазунов показал всю глубину трагедии православной церкви и начало беспощадного геноцида нашего народа и кровавую волну атеистического безумия.

«Рынок нашей демократии» (1999)

Картина «Рынок нашей демократии» отражает времена, наступившие после развала СССР, повлекшего за собой крушение великой державы нищету народа, наркоманию, проституцию, растление и продажу детей, новый класс плутократии, чеченскую войну, унижение русского народа. В левом верхнем углу художник изобразил масонскую пирамиду, сложенную из флагов государств всего мира после второй мировой войны, а за ней нью-йоркские небоскребы башен-близнецов в клубах взрыва и летящие самолеты. Художник как провидец написал эту картину в 1999 г. за несколько лет до американской трагедии, которая потрясла весь мир, и положила начало провозглашенной США политике борьбы с терроризмом. Б.Н. Ельцин дирижирует оркестром перед нашими войсками покидающими навсегда побежденную когда-то Германию. В центре картины персонаж германской мифологии Валькирия стремится одеть венок благодарности «лучшему немцу», автору идеи перестройки, сидящему как победитель на Бранденбургских воротах Михаилу Горбачеву. Словно выходит за раму пожилая русская женщина с рукой, протянутой за милостыней, а за ней плакат 1941 года «Родина мать зовет!»

Илья Глазунов единственный художник, который отразил и снова в одной картине наше смутное время духовное и социальное бытие России конца ХХ века.

«Вечная Россия» (1988)

Картина «Вечная Россия» создана Ильей Глазуновым в годовщину тысячелетия крещения Руси в 1983 году. Снова сочетание дерзкого новаторства и виртуозной классической формы свидетельствующее о мировоззрении мыслителя и художника, сумевшего в одной картине воплотить историю русского народа от воспетой древними ариями в Ригведе и Авесте священной горы Хараити до начала продуманного геноцида нашего народа, который ознаменовала революция 1917 года. В центре картины распятие и кажется, что Христос хочет обнять весь русский православный мир, который смотрит на нас с картины Ильи Глазунова глазами великих праведников Божиих, царей, императоров, полководцев и великих творцов русской культуры писателей, мыслителей, философов, музыкантов, художников. Эта картина широко известна и любима нашим народом и в наши дни русской смуты она словно излучает энергию и волю, напоминая о славных деяниях наших предков создателей великой, вечной России.

Образы к произведениям русской классической литературы

(вестибюль 1-го этажа)

Эпоха XIX века в России раскрыта И.С. Глазуновым через образы к произведениям русской классической литературы: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.Н. Островского, Н.С. Лескова, П.И. Мельникова-Печерского, А.А. Блока, А.И. Куприна и других писателей. Центральное место среди них для художника занимает творчество Федора Михайловича Достоевского. В понимании Ильи Сергеевича Глазунова Достоевский – «самый оптимистичный писатель», поскольку, отражая вечную борьбу добра и зла, света и тьмы, Бога и сатаны, он утверждает, что возрождение человека возможно, даже если тот «дошел до крайней черты вседозволенности». В мировоззрении Достоевского и Глазунова немало общего. Именно поэтому образы художника непревзойденны по глубине и точности выражения замысла писателя, а критики нередкого называют Глазунова «Достоевским в живописи».

Илья Сергеевич, как никто другой из современных художников, создал иллюстрации ко всем основным произведениям писателя, продолжая работу с середины 1950-х годов до наших дней. Впервые к осмыслению художественными средствами его произведений, к созданию образов «людей-идее носцев», «философских мыслеобразов», Илья Глазунов обратился в 1956 году. Еще будучи студентом, он создал графические иллюстрации к роману «Идиот»: глубокие психологические характеристики - «Князь Мышкин», «Настасья Филипповна» и «Рогожин». Образ Мышкина напоминает слова писателя о романе «Идиот»: «Главная идея – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете…». В экспозиции зала представлены и новые графические композиции И.С. Глазунова, как, например, «Петербург» 2008 года.

Как разнолики создания Достоевского, так контрастны и произведения Глазунова. Художник воссоздает утонченное волшебство «Белых ночей», сумрачно-трагическую атмосферу романа «Бесы», драматизм «Преступления и наказания». Какой невыразимой силы и кротости полон образ Алеши Карамазова, одного из главных героев романа «Братья Карамазовы». Воззрения самого Достоевского, его понимание народного духа отражает мудро-просветленный лик старца Зосимы: «Братья, не бойтесь греха людей, любите человека и во грехе его, ибо сие уж подобие Божеской любви и есть верх любви на земле».

Многогранностью образов отличается решение портретов самого Достоевского. В картинах И.С. Глазунова писатель предстает на фоне Петербурга, «умышленного города», неотделимого от его созданий, также как и от творчества И.С. Глазунова. В образах Ильи Глазунова к произведениям русской классической литературы, приобретающих вневременное звучание, поражает лаконизм исполнения и глубина трактовки, что ясно раскрывает суть происходящего с человеком, с Отечеством.