Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
методическое пособие для проведения экскурсии.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
19.03.2015
Размер:
178.18 Кб
Скачать

Цикл «Поле Куликово»

Память ратных подвигов Руси воскрешает цикл «Поле Куликово», в котором одно из центральных мест занимает монументальное полотно «Два князя». Оно звучит подобно гимну во славу Руси-победительницы. 1380 год – переломная эпоха в нашей истории. Уже более 150 лет длилось господство татаро-монгол, до основания уничтожены грады, тысячи которых не были восстановлены, и даже летописи не сохранили их названий. Но русские воины поднялись на великую Куликовскую битву, этапы и значимость которой раскрывают картины Ильи Глазунова. Он справедливо говорит: «Если бы я не стал художником, то, наверное, был бы историком», что подтверждают его произведения, дающие исторические, философские заключения.

В произведениях «Хан Мамай», «На рассвете» предстают главные персонажи сражения: хан Мамай и князь Дмитрий Иванович, после битвы названный народом Донским. Контраст их образов, выявленный в особенностях линейного, тонального, цветового решений, в трактовке многозначных деталей, предвещает победу Руси. О грядущем сражении повествует композиция «Княгиня Евдокия. Проводы войска», напоминая, как стекалась рать под Коломну, когда на борьбу поднялись более 150 тысяч наших воинов. 8 сентября 1380 года состоялась великая битва. В картине «Временный перевес Мамая» с непревзойденной силой реализма художником передан накал сражения, о чем в летописи говорится: «Копья ломались как солома, стрелы падали дождем, кровь же лилась как вода». К решающему моменту битвы обращена работа «Засадный полк». Во главе с князем Владимиром Андреевичем и воеводой Дмитрием Волынским-Боброком засадный полк не дал татаро-монголам одолеть наших воинов, во многом предрешив победу. Использование засадного полка - новаторский прием, который с тех пор нередко применялся в военной стратегии.

Велика заслуга в одержанной победе и св. Сергия Радонежского, образ которого раскрыт в картинах «Канун», «Сергий Радонежский и Андрей Рублев». Радонежский чудотворец благословил на битву князя Дмитрия, в наше войско святой Сергий дал иноков-богатырей: Александра Пересвета и Ослябю, ставших отважными войнами. Художник подчеркивает: понятие монах-воин свойственно Руси.

Целостным заключением об эпохе является картина 2006 года «Нашествие. Детство Андрея Рублева». Одна из ее деталей - икона, пронзенная стрелой, на которой столь страшно Богоматерь отделена от младенца, как расколото княжеской усобицей Русское государство. Но на выжженной земле предстает образ ребенка, Рублева, который станет «светлым светочем» земли русской, создателем икон и фресок. Еще более столетия наша земля будет претерпевать гнет татаро-монгол, но Куликовская битва преобразила Русь, она поверила в свои силы, стародавние заветы предков, что проникновенно утверждено в картинах.

Зал № 3

Об исключительной многогранности творчества Ильи Сергеевича Глазунова позволяет судить экспозиция данного зала, где представлены произведения, посвященные важнейшим для автора темам, идеям. «Вид Кирилло-Белозерского монастыря с Фаворской горы» являет вневременной образ Святой Руси. Радостным звучанием наполнена весенняя земля - пейзажный фон автопортрета художника 1999 года. Именно такой хотел бы он видеть возрожденную Русь ныне. Произведения И.С. Глазунова, посвященные старине: «Кирилло-Белозерский монастырь», «Легенда о граде Китеже» приобретают вневременной философский характер: звучат призывом к обретению исторической памяти, к возрождению нашей веры, искусства, а, значит, России.

Меняется характер исторических событий, меняется и звучание произведений художника, как, например, картины «Канун. 1917 год». Такова дворянская усадьба, утонченный образ ее красоты, перед губительными потрясениями революции, а результаты кровавой смуты отражены в произведении «Коммунисты прошли»: поруганы храмы, забыты иконы, и народ лишен духовных сил. Город ХХ века подобен живому персонажу, властному и отстраненному в однообразии многоэтажных сооружений, что раскрывают широко известные произведения цикла «Город»: «Горбун», «После спектакля», «Дворник». Трагизма звучания достигает художник в картине «Закат» 2004 года, где нищей, умирающей показана деревня наших дней.

И.С. Глазунов словно раскрывает перед зрителем страницы истории, а также собственной жизни, создавая портреты близких ему людей: жены Н.А. Виноградовой-Бенуа и детей. Нина Александровна происходит из древнего и славного рода Бенуа, среди представителей которого известны архитекторы, графики, живописцы. Она – также художник, вместе с И.С. Глазуновым работала над оформлением ряда театральных постановок, премьеры которых сопровождал неизменный триумф. Памяти жены посвящена картина «Наш Санкт-Петербург», поражающая изысканностью цветовой гаммы и тонкостью поистине музыкального звучания, столь свойственных «Миру искусства», художественному объединению рубежа XIX-XX столетий.

Дети И.С. Глазунова также стали художниками, работают в традициях реализма. Иван Ильич возглавляет мастерскую историко-религиозной живописи и кафедру композиции в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, основанной в 1987 году Ильей Сергеевичем. Вера Ильинична – выпускница той же Академии. Звучание портретов дополняют детали дальнего плана. Фоном портрета Веры Ильиничны является пейзаж имперского Петербурга, неотделимого от истории рода и Бенуа, и Глазуновых. Фон портрета Ивана Ильича – древнерусская икона «Деисус», что закономерно, поскольку основным направлением его творчества следует назвать религиозную живопись.

Емкие, лаконичные заключения Ильи Сергеевича Глазунова раскрывает одно из центральных произведений зала, сложнейшая историческая, религиозная картина «Христос и Антихрист». Она является несомненным новаторством, поскольку в истории мирового искусства Христа и Антихриста никто не изображал рядом. Спаситель дарует людям добро и созидание, Антихрист - зло и разрушение. Их суть выражают нимбы: светлый кресчатый нимб у Сына Божьего, что соответствует традициям византийского и древнерусского искусства, черный, с изображением пентаграммы и числа зверя, у Антихриста. Но похожи их лики: зло нередко является в мир, скрытое маской добра, светлый облик обращается кромешной сутью. В первом соборном послании святого апостола Иоанна Богослова говорится: «…Придет антихрист, и теперь появилось много антихристов…Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами». Не искореним из народной памяти образ адского воплощения, как нескончаемо долготерпение народа в надежде на торжество Христа. Сколько вопросов и ассоциаций, сложных и мучительных, рождает картина. Для каждого они будут различны, но навряд ли найдется тот, кто останется равнодушен к этим образам. Вечна борьба Христа и Антихриста, а потому полыхает негасимое пламя за ними. Господь сказал: «Врата адовы не одолеют…» Туманной пеленой скрыт «сын дьявола», как говорили об Антихристе отцы церкви Христовой, как писал о нем святой Иоанн Златоуст, а Сын Божий ближе к нам, словно идет к людям, и художник утверждает свою веру в победу светлых, созидательных начал.