Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Сексология (доп.) / Судебная_сексология,_Збигнев_Старович.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
1.49 Mб
Скачать

Глава VI. Соматическое исследование

Наряду с анализом материалов дела и сбором сексологического анамнеза — объективное соматическое исследование освидетельствуемого лица также является непременным компонентом клинического и судебного сексологического обследования. Несмотря на то что данное положение вроде бы является очевидным, тем не менее нередко приходилось сталкиваться со случаями, когда при производстве судебно-сексологической экспертизы соматический статус подэкспертных не исследовался [*Инструкцией Министерства здравоохранения СССР о производстве судебно-медицинской экспертизы в СССР предусмотрено при проведении судебно-медицинского освидетельствования наряду с изучением материалов дела, медицинских документов, сбором анамнеза — обязательное объективное обследование подэкспертного, в том числе и с применением необходимых дополнительных (инструментальных лабораторных и др.) методов исследования и обследования освидетельствуемого врачами-консультантами соответствующего профиля. Проведение судебно-медицинского освидетельствования в случаях сексуальных преступлений (судебно-медицинская сексологическая экспертиза) и по ряду гражданских дел регламентируется соответствующими Правилами Министерства здравоохранения СССР]. Естественно, что порой это приводило к различным, в том числе и досадным для врача, проводившего первичную экспертизу, недоразумениям.

Для соматического исследования освидетельствуемого эксперт-сексолог должен в необходимом объеме владеть методами урологического, акушерско-гинекологического, дерматовенерологического, неврологического, психиатрического и терапевтического обследования. Объем соматического исследования в каждом случае определяется индивидуально и зависит от целей данной экспертизы и обстоятельств конкретного дела. Обычно это исследование включает в себя:

исследование общего физического развития (рост, конституция и т.п.);

исследование мужской половой сферы (половой член, яички, предстательная железа и т.д.);

исследование женской половой сферы (промежность, наружные и внутренние половые органы и т.д.);

исследование прямой кишки.

При необходимости соматическое исследование может быть расширено в объеме или проведено с участием специалистов в других областях медицины.

Объективное освидетельствование дает эксперту много важной диагностической информации. Например, наличие. у обследуемого неврологических заболеваний с нарушением движений в нижних конечностях может сопровождаться и расстройствами эрекции; расстройства чувствительности в некоторых областях тела (например, в области таза, половых органов, нижних конечностей) также могут возникать в результате неврологических или сосудистых заболеваний. Поэтому неврологическая часть соматического исследования обязательно должна включать исследование ряда рефлексов (брюшных, кавернозных, кремастерных, анального) и чувствительности некоторых областей тела (области таза, паховых областей и т.п.).

В некоторых уголовных делах существенное значение могут иметь размеры полового члена у подозреваемых лиц. Выявление у освидетельствуемого недоразвитого полового члена может иметь значение для выяснения механизмов девиантного поведения. Мы наблюдали случаи, когда недоразвитие полового члена по величине (микропенис) стал причиной возникновения у обследуемого педофильного поведения, а в одном случае был причиной сексуальной агрессии по отношению к женщинам, сопровождавшейся серией убийств. Иногда приходится встречаться с заявлением подследственного о том, что он не мог совершить изнасилование из-за малых размеров полового члена. Для разрешения подобных вопросов необходимо иметь представление о нормальной анатомии и физиологии половых органов. В большинстве случаев нормально развитый половой член в спокойном состоянии имеет длину от 6 до 10 см, а в состоянии эрекции его длина, как правило, существенно увеличивается. Однако степень эрекционного удлинения полового члена никоим образом не зависит от первоначальной длины полового члена в состоянии покоя[*Как показали результаты специальных исследований [377], у мужчин размеры полового члена в состоянии покоя и в состоянии эрекции достоверно не коррелируют не только между собой, но и с какими-либо другими антропометрическими характеристиками тела (рост, длина ноги и т.п.). Однако в быту широко распространено ошибочное мнение о наличии таких корреляций.]. Так, например, половой член в состоянии покоя длиной 7 см в состоянии эрекции может достигать длины 14 см, в то же время половой член длиной в состоянии покоя 12 см при эрекции также может иметь длину 14 см.

Половой член слишком большого размера может явиться источником возникновения половых расстройств у сексуальной партнерши (например, приводит к диспареунии или вагинизму) [367]. Слишком малый размер полового члена может затруднять достижение оргазма сексуальной партнершей. Однако в экспертной практике ситуации, обусловленные крайними вариантами размеров полового члена, довольно редки. Как правило, с ними приходится встречаться при бракоразводных делах, в которых причиной расторжения брака является наличие у мужа слишком большого или слишком малого по размерам полового члена. В практике экспертизы по уголовным делам наибольшее значение имеют те пороки развития полового члена, которые не обусловлены его размерами или только ими. В первую очередь это относится к таким широко распространенным аномалиям развития полового члена, как фимоз, укорочение уздечки полового члена, искривление оси полового члена в состоянии эрекции, различные формы гипо- и эписпадии[*Наличие порока развития полового члена, его татуировки и инородных тел полового члена (в том числе и искусственно вживленных “шариков”, “ушек”, “гантелек” и т.п.) в некоторых случаях может способствовать идентификации личности преступника.]. Наличие этих пороков может не только затруднять совершение половых актов, но и полностью исключать возможность их совершения [*Это положение имеет особое значение в делах об изнасиловании]. Значительно чаще приходится встречаться со случаями, когда наличие порока полового члена вызывает у мужчины чувство своей неполноценности и приводит к формированию сексуальных комплексов. Мы неоднократно наблюдали лиц, у которых порок развития полового члена явился пусковым моментом педофильного или гомосексуального поведения. У некоторых личностей подобная ситуация может провоцировать агрессивное поведение в отношении женщин.

Получаемые при объективном обследовании данные могут быть использованы для дифференциальной диагностики и других, помимо пороков развития половых органов, органических и функциональных сексуальных расстройств (например, диспареунии, вагинизма, гипосексуальности и т.д.).

В некоторых случаях поводом для расторжения брака является сексуальная неприспособленность супругов, обусловленная значительной разницей в соотношении размеров половых органов партнеров (например, слишком большой по отношению к влагалищу жены половой член мужа, или наоборот). Судебная трактовка таких дел требует большой осторожности, так как внешняя правдоподобность подобных доводов может скрывать совершенно другие мотивы расторжения брака[*Такими скрываемыми сексуальными мотивами могут быть, например, наличие у одного из супругов (чаще у мужа) гомосексуального, девиантного или инцестного поведения]. В большинстве случаев не встречается настолько значительной разницы в размерах половых органов супругов, при которой могла бы наступать сексуальная неприспособленность. Как мужчины, так и женщины в границах статистической анатомической нормы имеют малые, средние и большие по размерам половые органы[*В судебно-медицинской сексологической практике имеют значение следующие размерные величины половых органов: длина и наибольший диаметр полностью эрегированного полового члена; длина, ширина и объем влагалища при физиологически максимально возможном растяжении его стенок, а также максимальный диаметр входа во влагалище]. Данные изучения физиологии полового акта свидетельствуют о том, что партнеры, имеющие различные типы размерных соотношений половых органов, довольно легко достигают оптимального сексуального приспособления благодаря применению соответствующей техники совершения полового акта [367, 378][* В определенной мере этому способствуют и широкие адаптационные возможности влагалища: значительная растяжимость его стенок и сводов — при адаптации к крупному половому члену, а развитие в процессе совершения полового акта оргастической манжеты способствует приспособлению к половому члену небольших размеров]. Действительная сексуальная неприспособленность партнеров в результате несоответствия размеров половых органов встречается исключительно редко. Примером этого может послужить то, что в нашей обширной 16-летней практике встретилось только 8 случаев чрезмерно большого полового члена мужчины по отношению к распространенному типу строения половых органов женщины, 22 случая весьма объемного влагалища (преимущественно у много рожавших женщин), а также 14 случаев недоразвития влагалища. Все эти случаи не имели отношения к судебным делам.

Нередко встречаемые у обследуемых татуировки на коже полового члена большей частью являются проявлением субкультуры исправительных учреждений или некоторых молодежных контингентов. Однако последствием такого татуирования может быть повреждение обильно расположенные в этой области нервных рецепторов, что, в свою очередь, приводит к ослаблению специфической генитальной чувствительности. Определенный интерес для эксперта-сексолога представляет психологическая интерпретация тематики довольно широко распространенных татуировок тела. По мнению R.Fried [91], специально изучавшего этот вопрос, на основе анализа тематики татуировок можно установить у данного лица все имеющиеся позиции и защитные механизмы в отношении секса — нарциссизм, мазохизм, садизм, чувство неполноценности, чувство всесильности, чувство вины, тенденцию к агрессии. Кроме того, что некоторые татуировки прямо указывают на определенные сексуальные предпочтения их владельца[*Например, строго специфические татуировки наносят себе некоторые гомосексуалисты, особенно отбывавшие наказание за совершение преступлений. В последнем случае этим лицам в местах лишения свободы такие татуировки могут быть нанесены и насильственно], содержание почти всех татуировок, по мнению автора, характеризует подсознание их обладателя. Часто встречаются татуировки символического содержания. Например, татуировки с изображением львов, орлов, драконов и т.п. — отображают подсознательную потребность их обладателя приобрести черты характера, присущие этим животным, — отвагу, жестокость, выносливость и т.п. Содержание татуировок может выявить у обследуемого лица богатое воображение, неразрешившийся комплекс Эдипа, сексуальное беспокойство. У многих сексуальных преступников содержание татуировок выявляет нарциссические черты. Татуировки у женщин чаще указывают на расположение определенных эрогенных зон либо свидетельствуют о наличии эксгибиционистских черт. В то же время сам процесс татуирования не имеет подсознательной связи с сексом. Об этом могут свидетельствовать, например, некоторые “профессиональные” татуировки, широко распространенные среди моряков, летчиков, военных и т.д.[*Подробные сведения о методах проведения и возможностях соматического обследования в ходе судебно-медицинской сексологической экспертизы мужчин (как обвиняемых, так и потерпевших) в связи с различными видами сексуальных преступлений — см. список литературы № 357, 358, 381, 396.].