Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2 курс / Нормальная физиология / Рогинский_Г_З_Развитие_мозга_и_психики.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
19.59 Mб
Скачать

43. Ящик различений (по Иерксу).

Для изучения своеобразия ощущений и восприя­тий животных многие исследователи использовала ящик различений (рис. 43). При этом животное помешается в пусковую камеру. Отсюда, толкнув висячую дверь, оно проходит ib следующую камеру В или W, в зависимости от положительного или отрицательного сигнала. Например, на красный сиг­нал оно получает в конце коридора пишу, а на бе­лый — электрический удар. Часто переставляя сигналы, можно выявить, каким образом животные различают внешние раздражители. В ящике различе­ний исследованы восприятия света, формы, вели­чины, расстояния и цвета. С некоторыми усложне­ниями этот аппарат был использован для изучения слуховых и обонятельных восприятий животных.

Многочисленные опыты и наблюдения выявляют необычайную остроту некоторых восприятий у жи-вотных. Различия между животными и человеком в этом вопросе отметил Энгельс, который писал: «Орлиный глаз видит значительно дальше челове­ческого глаза, но человеческий глаз замечает в ве­щах значительно больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно более тонким обонянием, чем человек, но она не различает и сотой доли тех за­пахов, которые для человека являются известными признаками различных вещей» (Ф. Энгельс. Диа­лектика природы, ГИЗ, 1930 г., стр. 65).

Огромное значение для познания поведения и психики животных имеют классические исследова­ния академика И. П. Павлова.

Изучая закономерности высшей нервной дея­тельности, И. П. Павлов открыл новые пути иссле­дования физиологических механизмов; восприятия, внимания, памяти и т. д.

Академик И. П. Павлов описывает сущность ус­ловных рефлексов следующим образом. «Вольем в рот собаки умеренный раствор какой-нибудь кис­лоты: это вызовет обыкновенную оборонительную реакцию животного: энергичными движениями рта раствор будет выброшен вон, наружу, и вместе с тем в рот (и потом наружу) обильно польется слюна, разбавляющая введенную кислоту и отмы­вающая ее от слизистой оболочки рта. Теперь — другой опыт: несколько раз любым внешним аген­том, например определенным звуком, подействуем на собаку как раз перед тем, как ввести ей в рот тот же раствор. И что же? Затем будет достаточно повторить один лишь этот звук, и у собаки вос­производится та же самая реакция, те же движения рта и то же истечение слюны» (Б.С.Э., т. 56. 1936 г., стр. 323).

Первый рефлекс — безусловный—унаследованный. Он образуется без всякого опыта, без предвари­тельной подготовки.

Второй рефлекс — условный — образуется в индивидуальном опыте животного и является временной связью условного раздражителя с безусловно реф­лекторной реакцией организма.

44. Схема установки по условным рефлексам (пищевая методика).

45. Схема установки по оборонительным рефлексам у собаки.

Условные рефлексы могут быть выработаны на базе пищевых, оборонительных и других безуслов­ных рефлексов, В этих случаях условные раздражи­тели (сигналы) приурочивались к кормлению собак (рис. 44) или к уколам лапы (рис. 45). Через неко-. торое время собаки выделяют слюну или отдерги­вают лапу, сразу реагируя на условный раздражи­тель еще до получения подкорма или болевого воз­действия. И. П. Павлов изучал, главным образом, пищевые, слюнные рефлексы.

В лабораториях академиков В. М. Бехтерева и И. С. Беритова были проведены исследования так называемых двигательных условных рефлексов. Здесь собаки по сигналу (условному раздражителю) бежали к кормушкам, установленным в другом конце комнаты, где и получали пищу.

Наряду с исследованием процессов возбуждения коры головного мозга И. П. Павлов объяснил и про­цессы торможения, т. е. ослабления и исчезновения условного рефлекса.

Торможение может быть вызвано сильными раз­дражителями, воздействующими на мозг во время опытов с условными рефлексами; например, внезап­ный яркий свет или громкий стук и т. п. подавляют и тормозят условные рефлексы.

Собака очень быстро перестает реагировать на сигналы, если они не подкрепляются пищей или болевыми раздражениями; условные рефлексы как бы угасают, тормозятся. Торможение наступает также в процессе различения разных условных сиг­налов. При этом некоторые сигналы не подкрепля­ются, что приводит к торможению центров коры мозга, воспринимающих эти неподкрепляемые сигналы.

И. П. Павлов установил, что явления торможения и сон представляют 'собою один и тот же процесс. В зависимости от особенностей торможения наблю­даются различные виды сна: обыкновенный и гипно­тический. Павлов не только объяснил явления сна, но и показал, как их искусственно вызывать. Гип­нотический сон является неполным торможением коры головного мозга. Некоторые участки коры остаются свободными от торможения, и через них осуществляется контакт гипнотизера с загипнотизи­рованным. В свете теории Павлова становится понят­ным физиологическое объяснение сновидений.

Сновидения возникают в результате возбуждения некоторых участков коры больших полушарий (в об­щем заторможенной) под влиянием действующих или действовавших раньше раздражителей. Напри­мер, шум, шекотанье, неудобное положение тела, боль и другие раздражения являются поводом для возникновения сновидений.

Раздражения эти во сне подвергаются причудли­вой и сложной переработке, которая обычно связана с прошлым опытом человека.

Много нового дает учение Павлова для понима­ния ненормально длительного сна (летаргия), сна с непроизвольными и неосознанными движениями (сомнамбулия) и др.

Последователи И. П. Павлова методом условных рефлексов: детально изучили особенности восприятий собак. Этот метод дает возможность объективно ис­следовать своеобразие восприятий разных животных.

В сущности, условные рефлексы лежат в основе многих методов, применяемых для изучения восприя­тий животных. Так, например, в аппарате различе­ний животные также получали пищевое подкрепле­ние при одном сигнале и не получали его при дру­гих сигналах.

Посредством условно-рефлекторного метода про­верено и уточнено учение о функциях .отдельных центров коры головного мозга,

Для этого у собак вырабатывались условные реф­лексы на определенные раздражители, и после раз­рушения некоторых центров коры головного мозга выявлялись изменения условных рефлексов.

В зависимости от изменений и выпадений реф­лекторной деятельности определялись функции разру­шенных участков мозга. Применяя в некоторых своих опытах слишком сильные условные раздражи­тели, И. П. Павлов установил, что в таких случаях происходит торможение не только условных, но и безусловных рефлексов. Собаки падают на брюхо, дрожат, отказываются от пищи.

Такие же состояния наблюдались у собак в слу­чаях необходимости различать почти сходные сигна­лы, из которых один подкреплялся пищей, а дру­гой — болевым раздражителем.

Слишком сильное напряжение тормозного про­цесса вызывает у собак срыв условных рефлексов и приводит к нервному заболеванию, которое про­является в длительном преобладании торможения у одних собак или чрезмерного возбуждения у других.

Такие болезненные реакции собак наблюдались даже после одного только воздействия необычайно сильного раздражителя.

Например, во время наводнения 1924 года для спасения собак, сидевших в конурах, их подтягивали на цепи к выходу (в воде), пригибали к полу и вы­таскивали таким образом из воды наверх.

После этого у некоторых спасенных собак не только исчезли на долгое время условные реф­лексы, но эти собаки и в дальнейшем не реагиро­вали на условные сигналы и проявляли движения испуга и страха, если в их присутствии лили воду из крана или булькали ложечкой в стакане воды.

Исследования И. П. Павлова, М. К. Петровой и других его учеников • дали возможность опытным путем вызывать нервные заболевания у собак. Вместе с пониманием этих явлений возник вопрос о новых методах лечения. В этом направлении про­должаются опыты над животными и наблюдения в клиниках над людьми.

И. П. Павлов разработал теорию о типах нервной системы у различных собак. Изучение типов нервной системы дает возможность более глубоко понять за­кономерности высшей нервной деятельности и выяс­нить вопрос о роли унаследованных и приобретен­ных форм поведения у животных.

Даже очень краткое перечисление работ И. П. Павлова выявляет их огромное значение для понимания (с точки зрения материалистического мировоззрения) многих вопросов физиологии и психологии.

С 1936 г., после смерти И. П. Павлова, исследо­вания высшей нервной деятельности продолжаются в Физиологическом институте Академии наук им. Павлова в Ленинграде под руководством акад. Л. А. Орбели, в институтах и лабораториях десят­ков городов СССР. Широко проникло учение И. П. Павлова и в зарубежные страны.

Учение об условных рефлексах объясняет сущ­ность дрессировки животных. Дрессировка основана не на «сообразительности», а на условных связях, которые вырабатываются между сигналом и дей­ствиями животных. Танцы медведей, акробатические действия собак, сложные движения дрессированных животных в цирке по существу обусловлены системой условных рефлексов.

46. Опыт над „умным" Гансом по изучению ею .способностей" к счету.

Около 30 лет тому назад много спорных и раз­ных оценок вызвали «читающие» лошади из Эльберфельда и так называемый «умный Ганс». Эти лошади отвечали на вопросы, выстукивая ответы по особой азбуке, где буквы обозначались цифрами (рис. 46).

Особые «способности» к математике обнаружил «Ганс», который «решал» задачи даже по высшей математике.

Авторитетные ученые, обследовавшие «умных лошадей», выяснили, что животные реагировали на мало заметные движения дрессировщиков.

Дрессировка подавляет и изменяет инстинктив­ное, врожденное поведение животных. Это было из­вестно еще в глубокой древности. Существует поучи­тельное предание о спартанском законодателе Ликурге. Стремясь доказать спартанцам важность вос­питания смелых, сильных и инициативных людей, Ликург взял двух щенят одного помета с одинако­выми наследственными данными и воспитал их в разных условиях. Один щенок был приучен к са­мостоятельной жизни: он дрался с другими соба­ками, отыскивал себе корм, бегал по улицам и т. п., другой был воспитан в темной яме. Когда собаки выросли, Ликург выпустил их на зайца на площади перед народным собранием.

Собака, выросшая во мраке и бездействии, упала на брюхо и завизжала. Другая бросилась на зайца, быстро его догнала и загрызла. Так Ликург наглядно показал решающее значение воспитания в подавле­нии и изменении унаследованных способностей.

В настоящее время, в связи с изучением явлений в их развитии, особенно интересны такие эксперименты над животными, в которых выясняется взаимосвязь и взаимодействие между унаследованными и индиви­дуально приобретенными особенностями поведения.

Однако сложное поведение животных не сво­дится только к инстинктам и рефлексам. Правильно по этому поводу указывает Энгельс, что «у живот­ных способность к сознательным, планомерным дей­ствиям развивается параллельно развитию мозговой системы и достигает у млекопитающих высокой сту­пени развития (Ф. Энгельс. Диалектика природы, ГИЗ, 1930 г., стр. 69).

Среди других животных особенно выпукло та­кого рода способности выступают у человекообраз­ных обезьян.