Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

2 курс / Нормальная физиология / ТКАНЕВАЯ ТЕРАПИЯ. ПЛАЦЕНТА

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
9.83 Mб
Скачать

тогенным действием в отношении клеток В-звена иммунной системы

ивыраженным противовоспалительным действием.

3.Цитостатическое и иммуносупрессорное действие циклофосфана проявляется активацией процессов ПОЛ и макроцитарного гемопоэза, нарушением метаболизма гликозаминогликанов и нуклеиновых кислот, приводящим к изменению гормонального статуса, повреждению системы эритрона, стромальных элементов гемопоэтических органов и кроветворения в целом.

4.Преднизолон повреждает строму кроветворных органов с угнетением в ней синтеза ДНК и гликозаминогликанов.

5.ПГАГ проявляет антагонизм в отношении повреждающего действия циклофосфана на кроветворение за счет стабилизации скорости ПОЛ, нормализации обмена гликозаминогликанов и нуклеопротеидов.

6.ПГАГ нивелирует негативное действие преднизолона на строму гемопоэтических органов.

7.Экспериментально обоснована целесообразность разработки на основе гликозаминогликанов новых лекарственных препаратов – стимуляторов гемопоэза.

Практические рекомендации

1.Препарат гликозаминогликуронанов плаценты человека перспективен для дальнейшего исследования в качестве потенциального корректора побочных эффектов противоопухолевых средств.

2.Определение параметров уровня ГАГ, интенсивности процессов их обмена, скорости ПОЛ, кислотной резистентности эритроцитов может быть использовано в клинике в качестве дополнительных прогностических тестов оценки состояния органов кроветворения в условиях воздействия неблагоприятных факторов.

Список научных работ, опубликованных по теме диссертации:

1. Выявление иммунотропного действия у препарата плацентарных гликозаминогликанов//Материалы 60-й научной конференции студентов и молодых ученых БГМУ. – Уфа, 1995. – С. 4-5. (Корженевский А. А.).

161

https://t.me/medicina_free

2.Препараты плацентарных гликозаминогликанов модулируют влияние циклофосфана и преднизолона на процессы лейкопоэза // Материалы 60-й научной конференции студентов и молодых ученых БГМУ. – Уфа, 1995. – С.5–6.

3.Разработка лекарственных методов коррекции мембранотоксического действия экотоксикантов // Тез. докладов международного симпозиума «Экология-95». – 1995. – С. А-35. (Мышкин В. А., Башкатов С. А., Волкова Е. С. и др.)

4.Коррекция препаратом плацентарных гликозаминогликанов состояния мембран эритроцитов, измененных под воздействием циклофосфана и преднизолона // Материалы 61-й научной конференции студентов и молодых ученых БГМУ, – Уфа, 1996. – с.18. (Валинурова Ю. Р.).

5.Фармакологическая коррекция уровня гликозаминогликанов ряда органов и тканей системы гемопоэза, измененного воздействиями преднизолона // Материалы научной конференции «Проблемы теоретической медицины». – Уфа, 1997. – С.67–70. (Башкатов С. А., Медведев Ю. A.)

162

https://t.me/medicina_free

О.М. ВАСЕНЕВА

Динамика морфологических изменений пересаженных под кожу тканей плаценты, селезенки и щитовидной железы в эксперименте

(К проблеме тканевой терапии)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата медицинских наук

Хабаровск 1958

163

https://t.me/medicina_free

Кафедра патологической анатомии и общей хирургии Хабаровского государственного медицинского института

Официальные оппоненты:

М.А. Хелимский, доктор медицинских наук, профессор М.А. Самотейкин, кандидат медицинских наук, доцент

Защита состоялась 03.02.1958

164

https://t.me/medicina_free

Метод тканевой терапии, предложенный в 1933 г. академиком В. П. Филатовым, показав свою несомненную лечебную эффективность, быстро вышел за пределы офтальмологии, на почве которой он возник и развился. В дальнейшем тканевая терапия получила широкое применение во врачебной практике как метод неспецифической стимуляции и терапии при различных заболеваниях.

Разрабатывая проблему кератопластики и обладая высокой клинической наблюдательностью, В. П. Филатов подметил интересный факт – просветление бельм вокруг пересаженного трансплантата. Однако этот факт, многократно отмечаемый А. Ф. Шимановским, Эльшингом и его учениками, Коппом и другими, не привлек к себе их внимания. Основываясь на факте, известном в области культуры тканей, что подсадка к переставшей расти культуре ткани кусочка того же вида возобновляет и усиливает рост первой культуры, В. П. Филатов в 1933 г. высказал предположение, что в случае помутнения трансплантата следует поднять его жизнедеятельность путем подсадки рядом с ним консервированной на холоду роговицы, связав таким образом и феномен просветления бельма вокруг пересаженной роговицы при кератопластике.

Испытывая большие затруднения в получении энуклеированных глаз для пересадки роговицы и основываясь на наблюдениях А. Ф. Шимановского, Эльшнига, Коппа и др., применявших неконсервированный трупный материал, В. П. Филатов 6 мая 1931 г. начал проводить пересадку трупной роговицы.

В дальнейшем В. П. Филатов установил, что пересаженная трупная роговица, предварительно консервированная на холоду, оказывала болеесильноепросветляющеедействие,чем свежая.Восстановление прозрачностибельмавторобъяснялтем,что из новоготрансплантата роговицы в первый поступают такие вещества, которые производят на него возбуждающее действие, что и ведет к усилению регенеративных процессов. Учитывая, что помутнения роговицы – бельма – являются следствием воспалительного процесса, пересадку стали применять при различных заболеваниях роговой оболочки.

Далее В. П. Филатов начал применять подсадку консервированной на холоду кожи при различных кожных заболеваниях, достигнув значительных успехов при лечении волчанки. Этот факт заставил предположить, что лечебный эффект свойственен и другим тканям. В. П. Филатов в монографии «Тканевая терапия» писал: «Я не ограничился применением для лечебной пересадки только роговичной тканью. Я стал применять с лечебной целью и различные другие ткани… и расширил круг применения их, т. е. стал применять тканевое лечение при различных заболеваниях организма»

(1943, стр. 3).

165

https://t.me/medicina_free

Таким образом, открытие В. П. Филатовым тканевой терапии было исторически подготовлено предшествующим развитием биологии и медицины.

Заслуга В. П.Филатовасостоитвтом,чтоониегоученики(И. А.Вассерман,Е. А.Вербицкая,И. Г.Ершкович,Е. А.Петросянц,Н. А.Пучковская, В. В. Скородинская и др.) впервые доказали целебные свойства тканей в клинике и эксперименте и создали новый метод лечения и стимуляции при различных заболеваниях.

Для метода тканевой терапии В. П. Филатов и его школа разработали способы приготовления, сохранения и применения тканей. Они предложили для подсадки различные гомо- и аутопластические ткани животного и растительного происхождения: кожу, плаценту, печень, мышцы, нервные стволы, сетчатку, брюшину, хрящ, слизистые и сосудистые оболочки, экстракты листьев растений (алоэ, осенние листья клена), отгон лиманной грязи, инъекции водных экстрактов, плаценты, листьев алоэ и т. д.

В последующие годы многие ученые и практические врачи, широко применяя лечебный метод подсадок тканей по Филатову, предложили некоторые видоизменения его способа как в приготовлении, сохранении тканей для подсадки, так и в технике их введения в организм больного.

Несмотря на модификации, методы применения тканей для подсадки по принципу можно объединить в следующие группы:

I.Применение консервированных тканей (В. П. Филатов – 1937–50, Г. Ф. Скосогоренко – 1941, Н. Ф. Гамалея – 1947, Д. П. Сабанеев – 1947, Г. Е. Румянцев – 1950, Г. Ю. Мильнер – 1950, Е. Ф. Клюквина – 1953

идругие).

II.Применение свежих тканей (Г. А. Бердичевский – 1937, А. П. Кры-

мов – 1944, Д. Н. Думбадзе – 1945, Л. С. Хавкин – 1947, П. Е. Шкурман – 1950 и др.).

III.Применение химически обработанных тканей (Н. И. Краузе – 1940, И. Г. Бабенин – 1948, С. И. Ильенков – 1948, И. А. Полиевктов – 1948, Б. Л. Радзиховский – 1951 и др.).

IV.Применениетканей,высушенныхпутемдегидратации(Н. С. Харченко – 1945, М. Б. Фабрикант – 1947 и др.).

Величина имплантата, количество и сроки повторных подсадок различными авторами определяются по разному. Так, Г. И. Сегаль

иС. С. Северин (1950) определяют дозу подсаживаемой ими ткани щитовидной железы в 16–20 г на одну подсадку. П. И. Титова (1948), В. Н. Нехаева (1948), В. М. Угрюмов и М. С Архангельский (1950), Б. А. Варсава (1951), Л. Л. Немец и М. Л. Хенвен (1952) применяли ткани весом от 2–3,5 до 4–5 граммов. 3. С. Сосонкин и С. Я. Билинкис (1949) подсаживали ткани по методу Филатова размером 6–9 см², толщи-

166

https://t.me/medicina_free

ною 0,5 см; Л. С. Хавкин (1947) использовал имплантат величиною 4×5 и 1×2 см и т. д.

Количество подсадок колебалось от 1–2 до 9–15. При этом многое зависело от характера и степени выраженности патологического процесса, а также индивидуальных особенностей больных (возраст, сенсибилизация и т. д.). Так, для лечения трофических язв количество подсадок, необходимых для полного терапевтического эффекта, колебалось от 1 до 8 (Л. С. Хавкин – 1947, П. И. Титова – 1948, А. А. Циома – 1949), при стриктурах уретры – от 2 до 4 (А. В. Айвазян – 1950), стриктурах пищевода – от 3 до 12 (С. А. Баккал и Л. Б. Школяр – 1950). Количествоподсадокдля леченияязвеннойболезнижелудкаи 12 перстной кишки было в пределах от 2 до 6 (А. П. Крымов – 1944, Б. В. Коржевин – 1953 и др.): заболеваний кожи – 3–4, а в отдельных случа- ях–9–12(Е. Л.Зубченко–1953,Ю. В.Королев–1953);травматической эпилепсии – до 10 (В. М Угрюмов и М. С. Архангельский – 1950) и т. д.

Из приведенных выше данных видно, что одной подсадки для достижения терапевтического эффекта и закрепления его далеко недостаточно, необходимо повторять их.

В вопросе об интервалах между повторными подсадками до настоящего времени нет единого мнения. Эти сроки широко колеблются от 1–2 недель (А. П Крымов – 1944, В. Н. Нехаева – 1948, А. А. Циома – 1949, А. В. Айвазян – 1950, М. Б. Фабрикант и Н. С. Харченко – 1950

идругие), до 3–4 недель и более (Л. С. Хавкин – 1947, Е. С. Фридман – 1948, С. А. Баккал и Л. Б. Школяр – 1950, Н. Т. Скринский – 1953). Применение инъекционного метода позволяет более точно установитьдозировкувводимогопрепарата.Промежуткивременимеждуотдельными инъекциями определяются от 2–3 до 7–8 дней. Количество инъекций, необходимое для получения эффекта, колеблется от 2–3 до 15–30. Повязки с тканевыми мазями, применяемые при лечении язв и ран, А. Г. Сосновский (1950), А. И. Окулова (1950) рекомендуют сменять через 2 3 6 7 дней.

Рожденный офтальмологией метод тканевой терапии оказался ценным и для других отраслей клинической медицины. Накопленный большой фактический материал свидетельствует о терапевтической эффективности этого метода при заболеваниях глаз, нервной системы, кожных, внутренних, хирургических, гинекологических, детских

идругих заболеваниях.

Почти все работы, посвященные тканевой терапии, в основном касаются вопросов клинического применения, механизма действия и характера наступающих при ней биохимических сдвигов в организме.

Однако здесь остается еще много неясного. До сих пор полностью не решен вопрос о химическом составе «биогенных стимуляторов» (В. П. Филатов), недостаточно клинически и экспериментально изучен

167

https://t.me/medicina_free

вопрос об изменениях в организме человека, наступающих после подсадок тканей. Также недостаточно теоретически обоснован и механизм действия тканевой терапии.

Интересующие нас вопросы о динамике морфологических изменений как в самом имплантате, так и характере реакции окружающих тканей на имплантат в литературе освещены сравнительно мало. Между тем изучение этих вопросов является важным, с одной стороны, потому, что они являются частью большой медико-биологиче- ской проблемы тканевой терапии, с другой – имеют практическое значение, так как позволяют сделать выводы о более целесообразных сроках повторных подсадок, тем более что эти сроки различными исследователями порою выдвигаются эмпирически или на основании только клинических впечатлений.

При изучении литературы, посвященной динамике морфологических изменений подсаженных тканей у человека, мы встретились лишь с одной работой А. И. Зеленского (1948). А. И. Зеленский впервые изучил динамику изменений ткани плаценты, приготовленной по методу В. И. Филатова при ее имплантации больным детям. По данным автора, ранние гистологические изменения сводятся к аутолизу белковой жидкости интервиллозных пространств и ее последующему рассасыванию. С 5–6-го дня наступает аутолиз самой пересаженной ткани с последующимеерассасыванием.Судлинениемсрокапроцессыаутолиза нарастают, плацента теряет свою структуру и превращается в гомогенную массу. Аутолиз идет неравномерно, наряду с аутолитическими процессамивстречаютсяучастки,сохраняющиеморфологическиепризнаки ткани. На границе с окружающей тканью отмечаются скопления лейкоцитов и «гигантских клеток инородного тела», которые, как полагает автор, принимают участие в процессах рассасывания плаценты.

М. Н. Торопова и Н. В. Цукерман (1952) указывают, что полное рассасывание тканей наступает к 50 му дню после подсадки, часть имплантата может прорастать сосудами, вокруг развивается реактивное воспаление. Ткань после высушивания и на 6–8 й день после подсадки сохраняет свою структуру. Она окружена лейкоцитами, макрофагами и гистиоцитами. В прилежащей зоне – явления дистрофии плаценты.

Э. К. Татеосова (1953) на основании своих наблюдений приходит к выводу, что изменения в кусочках тканей при подсадках наступали только через 3 месяца, когда кусочки превращались в детрит. Что же касается рассасывания тканей, то полный процесс его не наступает даже к 6 месяцам пребывания кусочка у реципиента (кролика). Со стороны окружающих тканей реакция «на подсадку» происходит по типу инкапсуляции инородного тела без особых воспалительных инфильтратов, но с образованием «гранулем инородного тела».

168

https://t.me/medicina_free

3. Е. Хохлова (1954) пыталась на основании морфологических исследований внутренних органов при подсадках кусочков ткани селезенки и кожи найти объяснение механизму действия тканевой терапии. Автор указывает, что тканевая терапия оказывает как общее, так и местное влияние на патологический процесс. Местная реакция тканей на подсаживаемый кусочек была представлена лейкоцитарным валом (в первые 1–3 дня), позже – через 3–7 дней – грануляционным валом и в конце 3 й недели – образованием соединительнотканного рубца. 3. Е. Хохлова отмечает, что наиболее яркое выражение положительного эффекта при тканевой терапии имеет место на 7–21-й день, начиная с 1–3-го дня подсадки.

Цзоу Энь-ло и Ван Сы-гун (1945) морфологическим методом оценивали эффективность тканевых подсадок в эксперименте. Ими указано, что максимальное действие подсадок наступает на 14 й день, начиная с 3 го дня, затем к 21 му дню оно заметно снижается.

Описанные различными авторами гистологические изменения в имплантате и окружающих тканях в принципе не противоречат друг другу. Имеется лишь некоторая разница в сроках рассасывания и образования соединительнотканной капсулы вокруг имплантата. Так, сроки рассасывания тканей, по данным М. Н. Тороповой и Н. В. Цукермана (1952), равны 50 дням, О. П. Афанасьевой (1940) – 135 дням, Э. К.Татеосовойиногдадажечерез6месяцевне наблюдалосьполного рассасывания. Сроки организации кусочка и образования вокруг соединительнотканной капсулы, по данным 3. Е. Хохловой (1954), равны 21–30 дням, Э. К. Татеосовой (1953) – от 15 дней до 3 месяцев и т. д.

К недостаткам морфологических работ большинства авторов относится то, что они очень мало пользовались другими тестами объективного исследования, какими являются изучение гематологических сдвигов у подопытных животных, температурной реакции, клинических проявлений местной реакции и т. д.

Учитывая, что вопросы динамики морфологических изменений имплантата и сроки повторных подсадок в литературе освещены недостаточно, мы поставили перед собой задачу проследить динамику морфологических изменений при подсадках тканей плаценты, селезенки и щитовидной железы с учетом влияния их на здоровый организм экспериментальных животных – кроликов.

Нами проведено экспериментально-морфологическое изучение динамики гистологических изменений пересаженных под кожу кроликов кусочков гетерогенных тканей плаценты, селезенки и щитовидной железы, приготовленной по методу В. П. Филатова. Помимо изучения морфологических изменений имплантата и характера реакции окружающих тканей, проводилось клиническое наблюдение за животными (общее состояние, температурная реакция, динамика морфоло-

169

https://t.me/medicina_free

гического состава периферической крови, вес, местные проявления

ит. д.). Это позволило в известной мере выявить реакцию организма здоровых животных на тканевые подсадки.

Сопоставляя морфологические данные с общими и местными изменениями организма животных в различные сроки после имплантации тканей, мы смогли установить время наиболее активного влияния тканевых подсадок, а также выявить некоторые критерии относительно сроков повторных подсадок.

Сцелью сравнительной оценки данных, полученных нами в эксперименте, а именно: гематологических сдвигов периферической крови, температурной реакции и местных проявлений, мы использовали 26 историй болезни 25 больных, находившихся на лечении в клиниках Хабаровского мединститута.

Всего нами проведено три серии опытов.

I серия состоит из экспериментов на 23 животных, которым произведена подсадка консервированной ткани плаценты с последующим широким иссечением имплантата в сроки от 5 до 39 дней.

II серия охватывает опыты на 21 животном, которым была произведена подсадка консервированной ткани селезенки с последующим широким иссечением имплантата в сроки от 6 до 104 дней.

В III серии использовано 20 животных, которым произведена подсадка консервированной ткани щитовидной железы с последующим широким иссечением имплантата в сроки от 5 до 65 дней.

Ткань плаценты мы получили из центрального родильного дома

иродильного отделения 301-го военного госпиталя г. Хабаровска от рожениц в возрасте 23–29 лет; ткань селезенки – на бойне Хабаровского мясокомбината при убое крупного рогатого скота 6-летнего возраста; щитовидныежелезы–всудебно-медицинскойэкспертизеулиц молодого возраста (17–19 лет), погибших от травмы или в связи с другими несчастными случаями ипосле смерти которых прошло неболее 10 часов.

Заборматериала,приготовлениеи подсадкапроизводилисьпо методу В. П. Филатова согласно инструкции (приказ министра здравоохранения СССР № 100 от 1 февраля 1951 года).

Размер подсаживаемого кусочка – 1×1×0,5 см.

Подопытныхкроликовподбиралипримерноодинаковыхпо возрасту и весу. Животные доставлялись для эксперимента за 10–15 дней с тем, чтобы они могли адаптироваться к новой для них обстановке. За 3–4 дня до подсадки в области передне-боковой поверхности грудной клетки эпилировались волосы, производились термометрия, взвешивание и общий анализ крови.

Подсадки проводились в асептических условиях. По передней подмышечной линии у края реберной дуги (слева или справа) рассекалась кожа на протяжении 1,5–2 см. Затем тупым путем с помощью

170

https://t.me/medicina_free