Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1 курс / История медицины / Исторический_опыт_медицины_в_годы_Великой_Отечественной_войны_1941

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
2.34 Mб
Скачать

«Исторический опыт медицины в годы ВОВ 1941–1945 гг.»

ЛЕЧЕНИЕ ВЕНЕРИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Бетехтин М. С.

Московский государственный медико-стоматологический В университет, Москва, Россия

ойна и послевоенный упадок способствуют распространению инфекционных заболеваний, в том числе и венерических болезней. Борьба с ними во время Великой Отечественной войны позволила минимизировать их негативные последствия в армии и среди

гражданского населения.

Организация лечебного обслуживания венерических больных в годы Великой Отечественной войны базировалась на двух принципах: 1) максимального приближения лечебной помощи к больным и 2) стопроцентной госпитализации больных сифилисом, мягким шанкром,затянувшимисяиосложненнымиформамиостройихронической гонореи.

Для их реализации на всех фронтах были учреждены штатные должности фронтовых и армейских венерологов. Фронтовой венеролог руководил работой армейских венерологов, фронтовых и армейских кожно-венерологических госпиталей. Армейский венеролог являлся ответственным руководителем и организатором лечебно-про- филактических мероприятий по борьбе с венерическими болезнями

вармейском районе.

Вструктуре заболеваемости венерических болезней почти 100% приходилось на сифилис и гонорею. Мягкий шанкр составлял незначительную долю.

Для лечения сифилиса применяли такие препараты, как новарсенол, арсеникоиды (промежуточные продукт синтеза сальварсана), мафарсен и осарсол. Лечение сифилиса проводилось комбинированными сальварсанно-висмутовыми или сальварсанно-ртутными курсами.

Независимоотметодалеченияузначительногоколичествабольных (47,1 %) для заживления шанкров потребовался срок в 21 и более

21

V III Всероссийска я конференция

дней. Это объясняется тем, что шанкры имели язвенный характер (86,3%) из-за снижения общей резистентности организма. В целях облегчения работы госпиталей и сокращения срока лечения с 1943 г. начали применять «уплотненный» метод лечения, заключающийся в увеличении суточной дозы мышьяковых и висмутовых препаратов в полтора раза, что позволило сократить длительность курса лечения до 35—40 дней вместо 65—67 дней.

Непосредственно перед Великой Отечественной войной изменились принципы лечения гонореи: прежние методы, в основном местного характера, пришли в очевидное противоречие с признанием гонореи общим заболеванием (Фронштейн). Гонорея оставалась одной из инфекций, на которые еще не распространились успехи специфической химической и биологической терапии. Великая Отечественная война началась в период изучения методов сульфаниламидотерапии. К противогонококковым препаратам относились: сульфидин (сульфапиридин), норсульфазол (сульфатиазол), сульфадиазин, глобуцид (сульфатиадназол), метилсульфазол, ультрасептил. Определеннойпроблемойсталасульфаниламиднаярезистентность,которая в 1944—1945 гг. была преодолена увеличением дозы препаратов и использованием дополнительных методов лечения (лечение скипидаром, молоком, серно-маслянной взвесью, применение гонококковой вакцины и аутогемотерапии). В течение Великой Отечественной войны появилось еще более мощное специфическое средство лечения гонореи и сифилиса — пенициллин.

Важным этапом лечебно-профилактической работы в области венерологии явилась санация демобилизуемых. Анализ данных прошлых войн и, в частности, первой мировой войны отчетливо указывал на резкое увеличение венерических заболеваний среди гражданского населения в первые годы после окончания войны.

Одной из основных причин этого является распространение венерических заболеваний демобилизованными. В целях предупреждения возможности распространения венерических заболеваний среди гражданского населения была заблаговременно разработана и проведенавжизньсистемапрофилактическихмероприятийпоотношению к демобилизуемым.

22

«Исторический опыт медицины в годы ВОВ 1941–1945 гг.»

СУДЬБА АЛЕКСАНДРА СЕМЕНОВИЧА ШЛЫКОВА ЗАСЛУЖИВАЕТ УВАЖЕНИЯ

Биктимерова Н. Р., Гималтдинова Э. Х., Тарасова И. С.

ГБОУ ВПО «Челябинская государственная медицинская А академия», Челябинск, Россия

лександр Семёнович Шлыков участник Великой Отечественной войны с первого до последнего дня. Его подвиги и заслуги перед отечеством не остаются без внимания. Благодаря его знаниям, которыми он делится с подрастающим поколением, продолжает жить память о великих подвигах советского народа. Жизнь Александра Семёновича не была гладкой. Были и радости, и горести, но он всё преодолел, остался скромным, добрым, любящим жизнь и людей человеком. Родился в с. Ключи, Еткульского района Челябинской области 30 августа 1921 года. Семья была большая и дружная. Родители воспитали отличных помощников по хозяйству. Трудолюбивое и добросовестное отношение к порученной работе закладывалось с малых лет. До войны Шлыков поступил в Троицкий медицинский техникум, после окончания которого начинает учиться в Свердловском медицинском институте, откуда, он был призван с первого курса в армию в строительный батальон по приказу наркома обороны С. М. Тимошенко. Первый день войны он встретил в Прибалтике на границе с Восточной Пруссией, был ранен, попал в окружение, вы-

шел из него лечился в госпитале под Москвой.

Здесь ему посчастливилось участвовать в параде 7 ноября 1941 года в Москве на Красной площади. Парад начался в 8 утра. Маршал С. М. Будённый принял рапорт командующего парадом ге- нерал-лейтенанта П. А. Артемьева. Тогда, на параде удалось Александру Семёновичу увидеть стоящего на трибуне вождя народов — Иосифа Сталина.

После Москвы он отправился воевать в сторону Ленинградского шоссе, под деревню Крюково. Затем был город Истра. 5 декабря советские войска начали наступление в сторону Волоколамска. Затем в жизни Александра Семёновича был Северо-Западный фронт. Далее

23

V III Всероссийска я конференция

была Восточная Пруссия, Польша, Германия… Закончил войну под Ростоком. Об этом времени у него остались светлые воспоминания.

И вот теперь парад на Красной площади, теперь уже посвящённый Великой Победе. Участник Парада Победы 24 июня 1945 года Шлыков Александр Семенович шел по главной площади столицы. Он и его товарищи прошли через разрывы мин и снарядов. Перебирались через реки, штурмовали города, закрывали грудью амбразуры дотов, огнём и штыком прокладывая дорогу к логову врага.

В Параде Победы участвовали свободные полки действовавших фронтов, военно-морского флота, военные академии и училища… Парад Победы продемонстрировал всему миру несокрушимую мощь и воинскую доблесть Советских вооружённых сил.

После окончания войны Александра Семёновича долго не отпускали, предлагая продолжить карьеру военного. Отказавшись, он вернулся на Родину, где поступает на первый курс Челябинского меди - цинского института. Окончив вуз в 1953 году, он выбрал профессию хирурга. По направлению попал в Коркино, где проработал 10 лет. Затем его переводят в Челябинск на должность главного хирурга области. В областной клинической больнице он проработал 25лет. Организовал в городах и районах области 18 хирургических отделений и 8 травмпунктов.

Пенсионер республиканского значения, отличник здравоохранения. Награждён орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции, Отечественной войны 1 й степени, Красной Звезды, «Знак Почёта», 2 медалями «За отвагу» и другими.

В настоящее время Александр Семёнович находится на заслуженном отдыхе, но ещё очень активен и бодр. Он всегда готов поделиться своим жизненным опытом, так как считает своим долгом донести правду об этой страшной войне.

24

«Исторический опыт медицины в годы ВОВ 1941–1945 гг.»

ВЕТЕРАН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, ВРАЧ-ОФТАЛЬМОЛОГ ЭСФИРЬ АКИМОВНА УНИК.

Боева Е. В., Павлова А. А.

Оренбургская государственная медицинская академия, Оренбург, М Россия

ы, молодое поколение XXI века, преклоняемся перед теми, кто победил в Великой Отечественной Войне 1941—1945 гг., перед теми, кто отстаивал независимость и свободу нашей Родины. Одна из участниц тех страшных событий — офтальмолог Э. А. Уник — единственный врач — ветеран в Оренбургской облас-

ти. Нам представилась возможность взять у нее интервью.

Э. А. Уник родилась 23 февраля 1922 года в Крыму, в городе Армянске, в семье медиков. Школу окончила в 1939 году с отличием в Евпатории и в этом же году была принята в Крымский мединститут

вгороде Симферополе. Так как ее родители и большинство родственников были медицинскими работниками, у Эсфирь Акимовны не возникло мысли об избрании другой профессии. Однако, в юность заслуженного врача России, Э. А. Эсфирь вторглась война. Училась

винституте 4 с половиной года без каникул: фронту нужны были врачи. Как бы со страниц давно ушедших дней о подвиге и героизме советских людей, в том числе и медицинских работников вспоминает Э. А Уник. Врачи госпиталя, где она работала, были ее ровесниками, а руководил ими опытный хирург Т. И Вольский.

Эсфирь Акимовна рассказывает, что в основном она работала в госпитале 3326, но по мере необходимости их направляли группами

вдругие части, где нуждались в помощи. Она с гордостью вспоминает работу в г. Херсоне (Украина), когда передовые части ушли из города, а тылы не подтянулись, и их, пять молодых врачей, какое-то количество сестер и санитарок отправили на машине в Херсон. На месте дислокации было пять пятиэтажек, заполненные ранеными. Каждый из врачей получила свой корпус, где день и ночь шла работа: обходы, перевязки, гипсование. Э. А. Уник была представлена к правительственной награде. За героический труд в период военных

25

V III Всероссийска я конференция

действий она награждена двумя боевыми орденами и 12 медалями. Свою награду — боевой орден «Красная Звезда» Эсфирь Акимовна получила через 31 год, он нашел ее в Оренбурге, где она поступила в клиническую ординатуру на кафедру глазных болезней при Чкаловском мединституте. Далее работала в районной больнице в Кувандыке, а после чего с 1951 года стала заведовать глазным отделением областной клинической больницы. В мирное время она продолжала лечить людей, по специальности врач — офтальмолога. В 1968 году ей было присвоено звание заслуженного врача РСФСР. За время работы Эсфирь Акимовна принимала участие в подготовке около 200 окулистов для городов и районов области, ею лично прооперированно свыше6000 больныхсразнымиглазнымизаболеваниями.В течении 13 лет, начиная с 1964 года, Э. А. Уник работала главным внештатным окулистом области и на протяжении всего времени была единственным ургентным хирургом в г. Оренбурге.

В свои 90 лет она прекрасный собеседник, увлекший нас в далекие эпизоды фронтовой и послевоенной жизни. Узнав, что мы хотим рассказать о ее подвиге на конференции в Москве, молодому поколению врачей Эсфирь Акимовна хотела бы пожелать: «Любить больных, считать их своими близкими.

Много работать над собой, чтобы достигнуть успеха, читать больше медицинской литературы, стремиться быть всесторонне развитыми людьми. Добивайтесь своим поведением того, чтобы о вас говорили не только как о хорошем враче, но и как о доброжелательном и интеллигентном человеке». Беседа с Эсфирь Акимовной оставила у нас неизгладимое впечатление.

26

«Исторический опыт медицины в годы ВОВ 1941–1945 гг.»

ВЕТЕРАН ВОЙНЫ ПРОФЕССОР М. А. ХЕЛИМСКИЙ

Бойко Т. А.

Дальневосточный государственный медицинский университет, Б Хабаровск, Россия

ольшой ратный путь прошел профессор Марк Адольфович Хелмский — талантливый ученый и педагог, создатель мощной хирургической школы в Хабаровском государственном медицинском институте (ныне — Дальневосточный государственный медицинский университет). Он родился в 1898 году в местечке Долинское Одесской области, в 1919—1924 годах был студентом Одесского медицинского института, с 1931 года работал там же ассистентом и затем доцентом кафедры госпитальной хирургии, с 1935 года в течение трех лет был главным врачом 1 й клинической больницы в Одессе. С 1938 года, обладая уже значительным хирургическим и организационным опытом, М. А. Хелимский применял и обогащал его, работая военно-полевым хирургом на Хасане, Халхин-Голе, во время войнысбелофиннами.С первогодняВеликойОтечественнойвойны и до конца ее он был в действующей армии: служил начальником хирургического отделения медсанбата, ведущим хирургом специализированного госпиталя «голова» и двух полостных госпиталей. Фронтовыми дорогами прошел он на восток от Одессы до Северного Кавказа и затем на запад через Украину до Чехословакии. Оперировать приходилось часто под огнем неприятеля, с риском и опасностью для жизни, но с четко обозначенной целью: спасти жизнь ране-

ного бойца.

Фронтовая обстановка закаляла, учила ценить минуты и часы. М. А. Хелимским была налажена «конвейерная» система работы операционной, что позволяло ему за 18—19 часов работы в сутки произвести до 28—32 трепанаций черепа при проникающих ранениях, до 12—15 операций при ранениях органов живота, до 60—80 первичных хирургических обработок огнестрельных ран. В лечении раненых применялись новейшие достижения медицины: новые оперативные приемы, впервые появившиеся сульфаниламидные пре-

27

V III Всероссийска я конференция

параты и антибиотики. В годы войны Марк Адольфович не просто оперировал, а еще и наблюдал, изучал, творил. Среди многообразия военных травм особое внимание уделял повреждениям костей таза,

ик концу войны накопил большой фактический материал по этому мало разработанному, но крайне важному разделу военно-полевой хирургии. Он обобщил его в докторской диссертации (1948) и монографии, которая была высоко оценена главным хирургом Советской Армии профессором Н. Н. Еланским и отмечена дипломом на Всесоюзном конкурсе научных работ.

В1945 году М. А. Хелимский вернулся на прежнее место в Одесский медицинский институт, а в 1950 году прошел по конкурсу на заведование кафедрой госпитальной хирургии Хабаровского медицинского института, которой руководил в течение 20 лет до конца жизни. Суровый дальневосточный Хабаровск стал для него второй родиной. Здесь он особенно ярко проявил качества активного иссле- дователя,человекаширокихтворческихзамыслов,хирурга-новатора

инеутомимого труженика, беспредельно преданного своей профессии.НаучныеработыМ.А.Хелимскогопосвященыглавнымобразом вопросам военно-полевой хирургии и травматологии. Им выявлены новые симптомы переломов костей таза и дана их классификация, разработаны оригинальные методы операций при огнестрельных ранениях костей таза и тазовых органов, разработан способ профилактики жировой эмболии при операциях на костях, описан синдром молниеносной газовой гангрены, обосновано понятие «рецидив травматического шока». В ХГМИ он был бессменным куратором научной проблемы «Травма и травматизм». М. А. Хелимский — автор 120 научных работ, под его руководством подготовлены 6 докторских и 23 кандидатских диссертаций, свыше 250 научных публикаций, выполнены 2 работы оборонного значения. Во многих монографиях, руководствах и учебниках по хирургии и травматологии можно встретить ссылки на работы профессора М. А. Хелимского. Его трудовые и ратные заслуги отмечены тремя орденами (в том числе «Красная Звезда» и «Знак Почета»), многими медалями.

28

«Исторический опыт медицины в годы ВОВ 1941–1945 гг.»

СТОМАТОЛОГИ НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Борисенко К. А.

Кафедра госпитальной ортопедической стоматологии МГМСУ

началу Великой Отечественной войны была создана система оказания доврачебной, первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи раненым в челюстно-лицевую область..

«Казалось бы, что, имея проработанный, внимательно проанализированный и хорошо обобщенный метод работы в условиях современной войны, мы могли бы ожидать, что война, если она возникнет, не потребует коренного пересмотра наших установок. В действительности, однако, оказалось, что это не так.

Уже в первые недели после наглого нападения Гитлера на нашу страну мы убедились в необходимости срочного пересмотра ряда положений челюстной травматологии» писал Д. А. Энтин, главный стоматолог Красной Армии, генерал-майор медицинской службы.

Вматериалах, опубликованных в 1939—1942 гг., он делится опытом лечения челюстно-лицевых ранений, выдвигая ряд предложений по улучшению этой помощи. На флоте эту работу возглавлял В. М. Уваров, флагманскими стоматологами были С. М. Давидсон, А. П. Клименков, И. Л. Лившиц. Главными стоматологами фронтов были назначены Л. Р. Балон, М. К. Гейкин, Я. М. Збарж, И. П. Калинейко, А. А. Кьяндский, Л. Ю. Кацнельсон, А. М. Рарог, В. В. Фиалковский и др. Стоматологическую помощь в госпитальных базах фронта оказывали В. И. Заусаев, М. М. Макиенко, Г. И. Семенченко и др. В армейском звене работали Е. И. Гаврилов, В. П. Забелин, Н. Н. Ежкин, Г. М. Иващенко, В. И. Кулаженко, П. И. Попудренко и др.

Восажденном Ленинграде организацией оказания стоматологической помощи занимались. А. А. Лимберг и П. П. Львов.

Всентябре 1941 г. все эвакогоспитали тыловых районов страны были переданы в ведение Наркомздрава СССР и ВЦСПС. Для руководства ими были созданы управления эвакогоспиталей, возглавляв-

29

V III Всероссийска я конференция

шиеся опытными специалистами И. Г. Лукомским, А. И. Евдокимовым, Б. Н. Быниным.

В основе лечебно-эвакуационного обеспечения на фронте и в тылу лежала единая система этапного лечения раненых с эвакуацией по назначению, последовательностью и преемственностью медицинской помощи на каждом этапе. На совещаниях стоматологической подсекции Ученого медицинского совета при Главном военносанитарном управлении РККА, научных армейских и фронтовых конференциях, пленумах госпитального совета Наркомздрава СССР

обобщался положительный опыт лечения пострадавших, рассматривались пути его распространения в медицинской службе фронтов.

Изучение этого опыта позволило решить ряд вопросов военной челюстно-лицевой хирургии и ортодонтии. Было признано эффективным раннее оперативное сопоставление отломков при переломах челюстей в случаях безуспешного или малоэффективного эластического вытяжения. Применялись более результативные методы хирургического лечения при огнестрельном остеомиелите челюстей. Проводились ранние пластические операции при наличии свежих рубцов вившемся воспалительном процессе (Г. А. Васильев, Н. М. Михельсон, М. В. Мухин и др.). В некоторых случаях делались местные пластические операции при первичной хирургической обработке ран и довольно часто при гранулирующих ранах. Были пересмотрены взгляды на сроки костно-пластических операций на нижней челюсти и доказана возможность и целесообразность костной пластики нижней челюсти спустя 2—4 мес. после травмы, а иногда и сразу после заживления раны и исчезновения признаков воспаления (Э. А. Александрова, Е. М. Жак, М. П. Жаков, Н. М. Михельсон, М. В. Мухин, И. М. Оксман и др.).

Опыт лечения больных с челюстно-лицевыми ранениями в условиях военных действий нашел отражение в многочисленных публикациях: «Военная челюстно-лицевая хирургия» (Д. А. Энтин, 1941), «Огнестрельные ранения лица и челюстей и их лечение» (А. А. Лимберг, 1941), «Лечение челюстно-лицевых повреждений в тыловых госпиталях» (В. М. Уваров, 1942), «Травматические остеомиелиты» (И. Г. Лукомский, 1942), «Пластические операции на лице» (А. Э. Рауэр, Н. М. Михельсон, 1943) — удостоена Государственной премии

СССР в 1946 г., «Восстановительная хирургия лица и других орга-

30