Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1 курс / История медицины / Исторический_опыт_медицины_в_годы_Великой_Отечественной_войны_1941

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
2.34 Mб
Скачать

«Исторический опыт медицины в годы ВОВ 1941–1945 гг.»

К ИСТОРИИ СМОЛЕНСКОГО СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

Остапенко В. М., Нагорная С. В.

ВГОУВПО СГМА, курс истории медицины, кафедра философии

начале XX века в Европе существовала система высшего стоматологического образования. Частные зубоврачебные школы Российской Империи в это время ежегодно выпускали около 5 тысяч специалистов только со средним стоматологическим образованием зубного врача. Потребности 150 миллионного населения страны в оказании зубоврачебной помощи удовлетворялись далеко не в полной мере, и особенно — в провинции. Например, в г. Смоленске и крупных уездных городах губернии работали несколько частнопрактикующих специалистов. Но только в 1905 году при городской амбулатории начал вести бесплатный прием единственный на весь город и уезд зубной врач. Крестьяне, составлявшие более 80 % жителей губернии, лечились народными средствами, часто довольно невежественными. В процессе преобразования системы здравоохранения страны после Октябрьской революции 1917 была реформирована система зубоврачебного образования. При этом до середины

30 х годов кадровая проблема в стоматологии не была решена.

На медицинском факультете Смоленского государственного университета, организованного в 1920 г., курс стоматологии был открыт в 1929 г. Его возглавил доцент И. М. Старобинский, впоследствии — известный ученый и организатор в области высшего образования, автор более 100 научных работ, соавтор нескольких учебников по предмету. Ассистентом работал врач-стоматолог Э. И. Этинберг. В июне 1935 г. НКЗдрав принял решение об открытии 12 стоматологических институтов с 4 летним сроком обучения. Один из таких вузов по ходатайству областного исполнительного комитета и личного письма председателя исполкома Г. Д. Ракитова Наркомздраву Г. Н. Каминскому был открыт в Смоленске с 1 января 1936 г. Базой нового учебного центра стали кафедры и клиники Смоленского медицинского института (СГМИ). Для преподавания специальных

171

V III Всероссийска я конференция

дисциплин была создана собственная учебная база в Центральной зубной поликлинике и стоматологическом стационаре 2 ой советской больницы. На первый курс было принято 60 студентов. Занятия начались с 7 го февраля 1936 г.1 Первым директором института стал Э. И. Этинберг. Руководителяим профильных кафедр — профессора С. Е. Гельман (кафедра ортопедической стоматологии), М. Ф. Даценко (кафедра хирургической стоматологии) и Е. Е. Платонов (кафедра терапевтической стоматологии. По решению НКЗдрава были организованы также курсы переквалификации во врачей-стоматологов для зубных врачей, окончивших зубоврачебные школы в 1920 г. и имеющих десятилетний стаж работы. Только на базах стоматологических институтов в Москве и Смоленске такие специалисты имели возможность без отрыва от производства окончить платные годичные курсы.

К лету 1941 г. в Смоленском стоматологическом институте состоялось 2 выпуска врачей-стоматологов. В местной прессе отмечалось, что подавляющее большинство выпускников были отправлены на работу в учреждения Западной области. Планировалось укрепить материально техническую базу института: построить собственный учебный корпус для теоретических кафедр и новую поликлинику, расширить коечный фонд профильного стационара, а также значительно увеличить прием студентов. Но намеченные планы не удалось осуществить в связи с началом Великой Отечественной войны. Большинство сотрудников института в этот период находились в рядах Советской Армии. Часть профессорско-преподавательского состава была эвакуирована, и работала в учебных и лечебных учреждениях в тылу. В 1941—1943 гг. в результате военных действий Смоленск был сожжен и разрушен. К 25 сентября 1943 г., когда город был освобожден от фашистских захватчиков, уцелело менее 10 % зданий. Серьезно пострадали почти все учебные и клинические корпуса, общежития Смоленского медицинского института. При этом 29 октября 1943 г. СНК СССР вынес постановление о восстановлении СГМИ2. Для организации восстановительных работ с фронта был отозван директор института В. А Батанов. Предусматривалось

1  ГАСО. – Ф. 3284. – Оп. 2. – Д. 5. – Л. 28.

2  Приказ Всесоюзного Комитета по делам высшей школы при СНК СССР и На родного Комиссара Здравоохранения РСФСР № 325/186-о от13.11.1943.

172

«Исторический опыт медицины в годы ВОВ 1941–1945 гг.»

возвращение в Смоленск всего профессорско-преподавательского состава и сохранившегося в Саратове эвакуированного оборудования, проведение ремонтно-восстановительных работ в уцелевших зданиях.1 Но распоряжение Наркомздрава об организации занятий на лечебном факультете с 1 марта 1944 года оказалось невыполнимым. Только некоторые кафедры начали свою работу в этот период. Слишком велики были потери. Ущерб, причиненный институту, по оценке специально созданной комиссии под председательством В. А. Батанова, составил более 42 млн. рублей2. Эта же комиссия занималась обследованием ущерба стоматологическому институту и изучением перспектив к его восстановлению. Но, как отмечено в документах, датированных 14. 06. 1944 г., «Составить акт по стоматологическому институту не представляется возможным, так как при тщательных поисках бывших его сотрудников в г. Смоленске, никого не обнаружено»3.

Воссоздать высшее стоматологическое образование в Смоленске стало возможным лишь в 1963г., когда в СГМИбыл открыт стоматологический факультет.

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ 2 ОЙ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ

Г. ЛЕНИНГРАДА В ГОДЫ БЛОКАДЫ (1941—1944 гг.)

Некрасов В. А., Аладжалова Е. А.

Северо-Западный государственный медицинский университет П им. И. И. Мечникова, Санкт-Петербург, Россия

осле того как замкнулось кольцо блокады вокруг г. Ленинграда 8 сентября 1941 года город и его жители оказались в тяжелейших условиях. Тяготы блокадного быта общеизвестны — голод, отсутствие электричества, водоснабжения, канализации, регулярные обстрелы и бомбардировки. Многие из сотрудников добровольцами

1ГАСО. – Ф. 3284. – Оп. 3. – Д. 1. – Л. 7.

2ГАСО. – Ф. 3284. – Оп. 3. – Д. 10.

3ГАСО. – Ф. 3284. – Оп. 3. – Д. 10. – Л. 3.

173

V III Всероссийска я конференция

ушли на фронт, в т. ч. главный врач Б.М. Добротин. Тем поразительней самоотверженная деятельность жителей блокированного Ленинграда.

2 ая психиатрическая больница, после разворачивания в ней оперативных коек в сентябре 1941 года стала крупнейшим городским психиатрическим стационаром, под руководством Т. Я. Хвиливицкого. В марте 1942 года значительная часть здания больницы была разрушена. Больница смогла возобновить свою деятельность в ограниченном объеме только в июне 1942 г., когда её возглавил М. Я. Ляховицкий.

В этих тяжелейших условиях сотрудники больницы не только самоотверженно выполняли свой профессиональный долг, но и продолжали заниматься научной работой. Диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук в годы блокады защитили: А. М. Лукина — в ноябре 1941 года, Б. М. Добротин — весной 1942 года, М. Я. Ляховицкий — весной 1943 года, Т. Я. Хвиливицкий — в 1943 году. Осенью 1941 года защитил диссертацию на степень доктора медицинских наук Е. С. Авербух, уже во время работы в других учреждениях в 1943 году ему был присвоено звание профессора. В годы блокады был собран материал для защищенных в послевоенные годы диссертаций Г. Б. Абрамовича «Поздние психозы на почве алиментарного истощения» (1949) и И. Ф. Хвиливицкой «Психическая заболеваемость и психиатрическая госпитализация в Ленинграде в годы войны и блокады» (1945).

С 9 ноября 1942 года возобновились регулярные научные конференции врачей больницы, на которых обсуждались доклады врачей, новые способы лечения, структура заболеваемости и смертности, много внимания уделялось инфекционной патологии, в связи с высоким риском эпидемий, проводились клинические разборы, в т. ч. с приглашением профессоров института им. В. М. Бехтерева. Всего за годы блокады состоялось 51 врачебная конференция: в 1942 г. — 3, в 1943 г. — 40, в 1944 г. — 8.

Из них докладам и сообщениям по различным проблемам клинической медицины было посвящено 10 заседаний (напр. «Токсикология отравляющих веществ» — Л. П. Романов, «О холере» — Н. А. Клюпфель), обсуждению рефератов монографий — 2 (напр. реферат монографии А. Л. Эпштейна «Сон и его расстройство» —

174

«Исторический опыт медицины в годы ВОВ 1941–1945 гг.»

Н. С. Лаврененко), патологоанатомическим разборам — 12 (пат. анатомы больницы — А. М. Демидова и Н. Б. Подсыпалина), клиническим разборам больных — 16 (бессменно проводились главным врачом больницы М. Я. Ляховицким), вопросам организации работы больницы — 7 заседаний

Врачами больницы впервые был опробован фенамин для лечения психозов истощения и разработаны рекомендации для его использования при этом показании, так же были высказаны предположения о его механизме действия. Проводилась апробация тиосульфата натрия при лечении различных интоксикационных психозов и так же разрабатывались рекомендации по его использованию.

Врачи больницы принимали участие и в городских конференциях, которые организовывали общество невропатологов и психиатров совместно с Психоневрологическим институтом им. В. М. Бехтерева, дважды выступали на них с докладами (А. М. Лукина, М. Я. Ляховицкий).

Поразительным представляется, что годы блокады стали одним из самых плодотворных в научном отношении периодом 140 летней истории больницы. Научный подход, внимание к деталям, постоянное желание повысить качество врачебной работы — все это характеризует деятельность всех сотрудников 2 ой психиатрической больницы в тяжелые годы блокады.

175

V III Всероссийска я конференция

МЕДИКИ 5 ГО ОТДЕЛЬНОГО ДОРОЖНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ПОЛКА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Останин А. А.

В Московская академия экономики и права

опросы истории тыловых частей и, в частности, дорожных войск обобщены в значительном количестве изданий. Однако история боевого пути 5 го дорожно-эксплуатационного полка не была предметом отдельного научного исследования. Контекстные упоминания о полке можно найти в печатных изданиях: газетах, журналах, монографиях. Вопросы, связанные с боевым путем полка, затрагивалисьнекоторымиисследователямиприведениипоисковойработыпо розыску и установлению судьбы военнослужащих подразделения, а также краеведами. В настоящей работе описаны некоторые аспекты

участия медиков из 5 го ДЭП в Великой отечественной войне.

Виюне 1941 года дислоцировавшаяся во 2 м военном городке города Бийска воинская часть была развернута в 5 й отдельный дорож- но-эксплуатационный полк. В своем составе полк имел штаб, взвод противовоздушной обороны, дорожно-комендантский батальон и мостостроительный дорожный батальон (по шесть рот в каждом батальона), а также отдельную роту кабельно-шестовой связи. В состав мостостроительного батальона входили автомобильная, техническая, строительная, дорожно-комендантская роты, кабельно-шес- товая рота связи и рота регулирования движения; дорожно-комен- дантский батальон состоял из ДКР (дорожно-комендантских рот). Каждая рота имела 186 человек, 6—7 грузовых автомашин (кроме автомобильных рот). Помимо приписного состава из города Бийска и прилегающих районов, в основном работников Чуйского военизированного тракта и Бийского управления дороги, в состав полка были зачислены многие медики-сибиряки.

Виюле 1941 года полк был направлен в Смоленскую область, где в районе Вязьма, Ельня, Спас-Деменск решал различные задачи по ремонту и строительству дорог, наладке связи и регулированию

176

«Исторический опыт медицины в годы ВОВ 1941–1945 гг.»

движения. В октябре 1941 года полк попал под немецкую операцию «Тайфун» и с многочисленными потерями отступил к Наро-Фомин- ску. Зимой 1942года полк был преобразован в 5отдельный дорожноэксплуатационный батальон. Многие красноармейцы и командиры полка были направлены в другие части. Отсутствие доступа к документам 5 го дорожно-эксплуатационного полка препятствует установлению точного количества медицинских работников, входивших

вштат 5 ДЭП в 1941—1942 годах. Вместе с тем по источникам открытого доступа: изданные книги, сайты в сети Интернет obd-memorial. ru и podvig-naroda. ru можно говорить о следующем.

Медицинский пункт полка возглавлял уроженец города Рыбинска младший врач 3 ранга Швецов Виктор Никитович (Николаевич). Швецов В. Н. в конце 1941 года попал в плен, откуда был освобожден в сентябре 1943 года. Погиб в бою в ноябре 1943 года. Фельдшер одной из рот Косова Клавдия Яковлевна попала в плен, но была освобождена в 1942 году. Старшина медсанчасти полка уроженец Костромской области Сергеев Алексей Афанасьевич 23.12.1942 года умер

вплену. Некоторые воины полка, в том числе военный врач Филимонова Раиса Георгиевна и фельдшер Земцов Александр Павлович были сначала зачислены в число пропавших без вести, но позднее были найдены и направлены к месту службы.

Осудьбе многих медиков полка ничего не известно по сей день. Так числятся пропавшими без вести военный врач 3 ранга Татарникова Нина Андреевна, младшие врачи Крышань Михаил Лукич, Смольникова Екатерина Степановна, Сосык Татьяна Семеновна, врач лаборатории Гавриленко Яков Яковлевич, санинструктор Малахов Петр Иванович, фельдшер Кудрявцева Раиса Владимировна, зубной врач Короткова Анастасия Федоровна.

Многие из медиков, воевавших в составе 5 ДЭП в 1945 году, встретили Победу в боевом строю. Так фельдшер ДЭП Кафанова Мария Степановна в звании лейтенанта медицинской службы, в составе 6 батальона 27 автомобильного полка 10 автомобильной ордена Кутузова бригады 3 Белорусского фронта 20.05.1945 года была награждена орденом Красной Звезды.

Врач-лаборант 5 ДЭП Демина Елена Ивановна даже оставила воспоминания, опубликованные в Башкирском издании «Девичья юность познавалась в боях».

177

V III Всероссийска я конференция

НАУЧНАЯ РАБОТА ЗАВЕДУЮЩИХ КАФЕДРОЙ ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ ЧЕЛЯБИНСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА —

ФРОНТУ

Панфилова Ю. Н., Пашкина М. А., Выползова Е. В.

Челябинская государственная медицинская академия, Челябинск, Россия.

Им, тем, кто создавал наш ВУЗ в военные лихие годы, И кто на фронте воевал, пройдя лишенья и невзгоды,

Кто в медсанбате и больнице от смерти сотни жизней спас, П Решив хирургом стать однажды, мы посвящаем наш рассказ.

ервым заведующим кафедрой оперативной хирургии был Брук Александр Маркович. Окончил Военно-медицинскую академию в г. Ленинграде в 1930 году. Хирургическую деятельность начал

в1930 году в клинике Военно-медицинской академии профессора Федорова. Затем работал военным врачом — хирургом 16, 18, 13 погранотрядов и управления войск НКВД до 1937 года. Параллельно с этим с 1934 по 1937 год работал ординатором и ассистентом хирургическойклиникиМинскогомедицинскогоинститутапосовместительству, а в 1937 году после демобилизации — ассистентом той же хирургической клиники и главврачом клинической больницы до 22 июня 1941года. Сначала войны работал главным хирургом госпиталя № 1729 в течение полутора лет, а с марта 1943 года до сентября 1944 года — главным хирургом эвакогоспиталей Курганской облас - ти. Все время вел научную и педагогическую работу.

Воктябре 1940 года накануне войны защитил в Минском медицинском институте кандидатскую диссертацию на тему «Холодная стерилизация перчаток в условиях операционной и военно-полевой обстановки», безусловно, имевшей большое практическое значение

вгоды войны. Статья, посвященная этому вопросу была издана в № 6 и 7 журнала «Хирургия» в 1941 году.

178

«Исторический опыт медицины в годы ВОВ 1941–1945 гг.»

Ссентября 1944 года по январь 1946 года работал доцентом кафедры факультетской хирургии Челябинского медицинского института, в это же время являлся заместителем директора института по клиникам. С января 1946 года был избран и утвержден заведующим кафедрой оперативной хирургии ЧГМИ. Работал над докторской диссертацией. Автор 34 научных трудов.

С1952 по 1959 год кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии Челябинского медицинского института заведовал Назаров Павел Васильевич, кандидат медицинских наук, доцент.

В 1920 году поступил в Пензенский медицинский техникум, по окончании которого в 1924 году был призван в ряды Красной Армии. По демобилизации из армии в 1926 году поступил в Казанский университет на медицинский факультет, окончил который в 1931 году. По окончании поступил на должность роторного врача в Мордовской АССР.

Проработав 3,5 года, переехал в город Казань, где вначале работал ординатором урологической клиники, а затем ассистентом.

После защиты кандидатской диссертации был избран в 1938 году ассистентом кафедры и проработал до 1941 года. С 1941 по 1945 год был в рядах действующей армии, а в 1946 году демобилизовался и вернулся на место прежней работы. Награжден двумя орденами и медалями.

Обобщив свой опыт работы в тыловом госпитале, опубликовал статью об огнестрельных ранениях грудной клетки в № 1 и 2 журнала «Хирургия» в 1942 году. Эти сведения имели важное значение для хирургов тех лет. В дальнейшем эту данные, а также весь фронтовой опыт Павел Васильевич использовал для преподавания.

179

V III Всероссийска я конференция

УЧЕНИКИ АКАДЕМИКА АМН СССР В. Ф. ЗЕЛЕНИНА

НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В Паренькова О. Р., Пашков К. А., Тополянский А. В.

ыдающийся московский терапевт, один из основоположников кардиологии в СССР Владимир Филиппович Зеленин (1881— 1968) к началу Великой Отечественной войны был пожилым человеком и не участвовал в боевых действиях; эвакуированный из Москвы в Омск вместе со 2ММИ, он консультировал больных в Ом-

ском эвакогоспитале. На фронт ушли его ученики.

Мирон Акимович Лясс (1899—1946) работал под руководством В. Ф. Зеленина аспирантом Медико-биологического института, а затем — ассистентом госпитальной терапевтической клиники 2 ММИ (1930—34). Вместе с учителем он выпустил монографию «Пороки сердца» (1932). В дальнейшем он заведовал терапевтическими кафедрами в Иркутском и Витебском медицинских институтах. В годы Великой Отечественной войны он был одним из видных руководителей терапевтической службы Красной Армии: работал на командных должностях главного терапевта 33 й армии, Карельского

и3 го Прибалтийского фронтов. После окончания войны его военномедицинская служба продолжилась в качестве главного терапевта Главного военного клинического госпиталя им. Н. Н. Бурденко.

В1941 г., когда немецкие войска подошли к подступам столицы, добровольцами ушли в народное ополчение доцент кафедры госпитальной терапии 2 ММИ ближайший ученик В. Ф. Зеленина Израиль Борисович Лихциер (1908—1983), в дальнейшем — начальник терапевтического отделения эвакогоспиталя, и Виталий Григорьевич Попов (1904—1994), аспирант, затем старший научный сотрудник Медико-биологического института, которого В. Ф. Зеленин всегда выделял как самого способного из научной молодежи; начальник медицинской части подвижного полевого госпиталя, он попал в плен

истал заметной фигурой Сопротивления. Исаак Борисович Кабаков (1902—1976) работал под руководством В. Ф. Зеленина в Медикобиологическом институте, затем заведовал кафедрой внутренних бо-

180