Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 курс / История медицины / Gritsak_Populyarnaya_istoria_meditsiny.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
5.14 Mб
Скачать

поврежденного, например, алкоголем. Наиболее трудным моментом в биоинженеринге является создание нервных клеток. Немногим более 10 лет назад ученые смогли срастить нервы разделенного спинного мозга крыс. Удачей стал тот факт, что животные не прекратили двигаться. Исследователи убеждены в необходимости подобных опытов, так как практическое применение этой методики позволяет излечивать поперечный паралич.

Первые попытки по созданию искусственного сердца предпринимались еще в 1950-х годах. Через 30 лет эксперимент предшественников был воспроизведен на человеке по имени Барли Кларк. Операция закончилась драматически; больной скончался, и подобные опыты более не повторялись. Несмотря на скептическое отношение к проблеме создания искусственного сердца, биоконструкторы не прекратили работу по его созданию. В американских лабораториях уже много лет ведутся удачные опыты на животных, но искусственный орган значительно отличается от настоящего, причем не в лучшую сторону. Имплантант способен перекачивать только 10 л крови в минуту против 30 л настоящего сердца. Он не поддается тренировке и не выдерживает более 50 лет.

Теоретические разработки биоконструкторов нашли практическое применение в медицине. Получили широкое распространение методы, позволяющие избавить больных от утомительных ежедневных инъекций. Страдающим сахарным диабетом вживляются клетки, вырабатывающие инсулин. При болезни Паркинсона доказана эффективность внедрения нервных клеток, способных вырабатывать нужный медиатор — химическое вещество, участвующее в передаче импульсов с нервного окончания на рабочий орган.

Геронтология

Согласно английской пословице, «каждому хочется жить долго, но никто не желает быть старым». Однако неумолимая природа ограничила существование человека 80 — 100 годами, последнюю треть из которых

он проводит болезненным старцем. По оценке немецкого медика Хассо Тальмана, Homo sapiens теоретически способен прожить 120 лет. Японские ученые увеличили возраст потенциального долгожителя до 250 лет, хотя не определили путей его достижения. Вопреки пессимистичному названию, геронтология (от греч. geron — «старик») является учением о молодости. Поставив целью постижение тайны долголетия, ученые-геронтологи обещают человечеству не просто продление жизни, а ее качественное преобразование, то есть возвращение пожилым людям здоровья и бодрости.

В начале XIX века средняя продолжительность жизни не превышала 50 лет, и люди, достигавшие этого возраста, считались стариками. Подобное отношение прекрасно выражено в романе Л. Толстого, где жизненной активностью отличаются только молодые герои. «Все гости совершали обряд приветствования никому неизвестной, никому неинтересной и ненужной тетушки. Она каждому говорила в одних и тех же выражениях о своем здоровье… Все подходившие, из приличия не высказывая поспешности, с чувством облегчения исполненной тяжелой обязанности отходили от старушки, чтоб уж весь вечер ни разу не подойти к ней» («Война и мир»). Тетушка, о которой шла речь, не могла быть старше 50 лет, но автор причислил ее к «мрачным старикам». В возрасте 45 графиня Ростова «была женщина, изнуренная детьми. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение». Через пять литературных лет автор назвал свою героиню «полумертвой старухой, не принимающей участия в жизни».

Доказательством некоторых успехов науки XX века служат статистические данные о росте продолжительности жизни, прежде всего

виндустриально развитых странах. На очередной конференции ВОЗ в 1963 году было утверждено единое отношение к возрасту: от 45 до 59 лет — средний, от 60 до 74 пожилой, а свыше — долгожительство.

Благодаря усилиям геронтологов продолжительность жизни человека прошлого столетия увеличилась в среднем до 52–74 лет в зависимости от места проживания и биологических особенностей. В качестве иллюстрации к статистике можно привести любопытную аналогию, касающуюся женщин XIX и XX веков. Например, если пожилая дама, подобная графине Ростовой, в 45 лет заканчивала свое существование

вкругу внуков, то ее ровесница, американская певица Мадонна (род. 1958) примерно в том же возрасте выходит замуж и только задумывается о детях.

_Луиза_Чикконе_(Мадонна)_

«Достаточно нескольких строк, чтобы изложить наши сведения о старости, так мало мы о ней знаем», — грустно признавался И. Мечников, хотя в то время он знал о процессе старения намного больше своих коллег. Знаменитый медик считается основателем геронтологии и первым медиком, попытавшимся узнать тайну долголетия посредством физиологии. Он символично занялся проблемой пожилого возраста в последние годы своей жизни, но подошел к ней с истинно научных позиций. Согласно его взглядам, запас прочности человеческого организма рассчитан на 120–150 лет.

Ученый предполагал, что старость и смерть приходят к человеку преждевременно, являясь следствием токсичного действия микробов кишечной флоры. Мечников рассматривал процесс воспаления в сравнительно-эволюционном аспекте, определяя сам феномен воспаления защитной реакцией организма, направленной на освобождение от инфекции. Следовательно, старость представляет собой обыкновенную болезнь, которую можно лечить с помощью «…правильной жизни, основанной на изучении человеческой природы и на установлении средств к исправлению ее дисгармоний…» Отождествление старости с болезнью встречалось в трудах Галена, видевшего причину дряхления организма в «естественном уменьшении влаги».

«Правильная жизнь», по Мечникову, обоснована и систематизирована в виде ортобиоза — своеобразного «кодекса долголетия», признанного современниками автора и широко распространенного в наши дни. Подавая пример собственной жизнью, ученый гарантировал долгое существование человеку, счастливому в единственном браке, некурящему, не употребляющему спиртные напитки. В качестве залога бодрой и беззаботной старости служил прочный жизненный стереотип: приятный труд и активный отдых, отсутствие «грешных мыслей» и поступков, доброжелательность и здоровое питание, основу которого составляла… простокваша.

Целебное действие кислого молока Мечников видел в подавлении гнилостных процессов, происходящих в кишечнике. Тогда идеи ученого вызывали в лучшем случае настороженность, впрочем, как все новые теории. Широкие философские взгляды на эту проблему изложены в книгах «Этюды о природе человека» (1903) и «Этюды оптимизма» (1907). Автор верил в победную силу науки и культуры, способных помочь человечеству справиться с природой. Подготовка счастливой старости должна начинаться с молодого возраста, когда в людях преобладает «инстинкт жизни». В свою очередь, наличие совершенно естественного «инстинкта смерти» определяет не страх перед кончиной, а бесстрашное окончание бытия.

Несмотря на то, что вопрос старения поднимался медиками еще в античные времена, до XIX века бытовало мнение об износе внутренних органов. Врачи сравнивали человеческий организм с машиной, ветшающей в процессе интенсивного труда. Оттого рекомендации давались прямо противоположные тем, которые предлагал Мечников: меньше работать и больше отдыхать, то есть усиленно сберегать драгоценную энергию. Подобные взгляды исповедовал Аристотель, считавший причиной дряхления организма «постепенное расходование прирожденного жара».

Теория полноценного питания в новом качестве возродилась в теории долголетия, разработанной патофизиологом А. А. Богомольцем (1881– 1946 годы). Украинский академик заложил в основу старения нарушение обменных процессов. Если работа клеток и тканей происходит надлежащим образом, то человек чувствует себя здоровым, бодрым, полным сил, что, собственно, является молодостью. Однако с возрастом обменные процессы меняются; снижается их интенсивность, в итоге приводящая к болезням тела и души. Недуги пожилого человека более длительны вследствие потери интереса к жизни и равнодушия к собственной личности. Поэтому главной составляющей активного долголетия Богомолец считал сбалансированное питание, снабжающее организм элементами, необходимыми для правильного обмена веществ.

Анализируя мнения о долгожительстве, можно заметить единство по многим позициям. В частности, никто из античных, средневековых или современных медиков не отрицал благоприятного действия положительных эмоций. Еще в XVIII веке немецкий врач Кристоф Вильгельм Гуфеланд (1762–1836 годы) повторял Гиппократа, называя хорошее настроение основным условием долголетия. В книге

«Искусство продлить человеческую жизнь» (1797) Гуфеланд призывает читателей избегать конфликтов, не омрачать себе жизнь мрачными мыслями, радоваться каждому прожитому дню и не мечтать о неосуществимом.

Начиная с 1920-х годов теоретическая геронтология определялась открытиями в химии, физике, антропологии, евгенике, психологии. К середине века ученые могли назвать более 250 гипотез старения, условно разделенные на «теории ошибок» и учения о естественном угасании. Идея относительно нарушений в биосинтезе белка, спонтанно возникающих в человеческом организме, предложена английским биохимиком Лесли Оржелом. Его мысли умозрительно подтвердил австралийский вирусолог Фрэнк Бёрнет: изношенная иммунная система неверно считывает генетическую информацию, вырабатывая антитела против белков собственного организма, что приводит к постепенному разрушению тканей.

Противоположные концепции предусматривают наличие некоего запрограммированного «гена жизни» («гена смерти») определяющего темпы разрушения внутренних органов. Эта теория гораздо более оптимистична, так как работу гена можно ускорить или замедлить посредством особого биологического процесса — витаукта, играющего в организме роль вечного двигателя. Поговорка «двигайся побольше, проживешь подольше» словно обращена к витаукту, активизация которого напрямую зависит от количества движения. После серии экспериментов сотрудники Киевского института геронтологии доказали, что такие спутники старости, как нарушение сна, одышка, головокружение, нарушение сердцебиения и кровообращения появляются уже после 5 — 10 дней, проведенных в неподвижности.

Доказав естественную причину возрастных изменений, современные геронтологии не склонны ассоциировать старость с определенным заболеванием. Мнение ученых лучше всего высказал английский писатель Сомерсет Моэм, лирично совместив позиции науки и философии: «У старости есть свои удовольствия, не меньшие, чем удовольствия молодости, только иные. Философы вечно толкуют нам, что мы рабы своих страстей; так разве не великое дело освободиться от их власти. Как ни парадоксально звучит, у стариков больше времени: Плутарх и Катон начали изучать греческий язык в восемьдесят лет. Старость берется за дела, от которых молодость уклоняется, потому что они, якобы, потребуют слишком много времени. К старости лучше становится вкус, и можно наслаждаться искусством и литературой без той личной предубежденности, которая в молодости окрашивает наши