Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 курс / История медицины / Gritsak_Populyarnaya_istoria_meditsiny.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
5.14 Mб
Скачать

Острым серпом отрезать отсохшие старые ветви.

Чем наделяли их солнце, дожди, что сама порождала

Вольно земля, то вполне утоляло все их желанья.

Большею частью они пропитанье себе находили

Между дубов с желудями… (Книга V)

Великолепно изложенная поэма «О природе вещей» стала энциклопедией того времени, отразив передовые позиции римлян в области философии, истории, естествознания, психологии и медицины. Ею восхищались (Цицерон и Вергилий), ею раздражались (Отцы Церкви), справедливо подозревая гений автора и его опасность. Произведение древнеримского мыслителя определило мировоззрение И. Ньютона и М. Ломоносова.

Лукреций осмелился обсуждать вопросы медицины и естествознания с точки зрения атомизма. Сложным стихотворным слогом он изложил собственное мнение о строении живых организмов из атомов. Высказав мудрую мысль о постепенном формировании флоры и фауны, о различиях организмов и передаче признаков по наследству, о вымирании слабых и выживании сильнейших, римский поэт попутно дал характеристику отдельным болезням. Метко описаны причины распространения инфекций в следующих строках:

Ну а теперь, отчего происходят болезни, откуда

Может внезапно прийти и повеять поветрием смертным

Мора нежданного мощь, и людей, и стада поражая,

Как указал я уже, из которых одни животворны,

Но и немало таких, что приводят к болезни и смерти,

К нам долетая. Когда они вместе сойдутся случайно

И небеса возмутят, зараженным становится воздух.

Весь этот гибельный мор. Все повальные эти болезни

Или приходят извне и, подобно туманам и тучам…

…Сверху чрез небо идут, иль из самой земли возникают

Вместе сбираясь, когда загнивает промокшая почва…

Новая эта беда иль зараза, явившись внезапно,

Может иль на воду пасть, иль на самых хлебах оседает,

Или на пище другой для людей и на пастьбах скотины,

Иль продолжает висеть, оставаясь в воздухе самом;

Мы же, вдыхая в себя этот гибельно смешанный воздух,

Необходимо должны вдохнуть и болезнь, и заразу.

Фразой «гибельно смешанный воздух» Лукреций, вероятно, представил миазматическую концепцию появления заразного заболевания. С открытием микробов эта гипотеза будет признана ошибочной. Однако, заметив стремительность распространения инфекционного заболевания через воду и пищу, он обозначил элементы контагиозной теории (от лат. contagieux — «заразный»). Это учение получило развитие в трудах итальянского ученого Д. Фракасторо.

Передовые мысли Тита Лукреция Кара определили направление деятельности римского врача Асклепиада родом из Вифинии. С его именем связано утверждение материалистической тенденции в теории, рациональной установки в практике и основания методической школы. Выгодно отличаясь от живодера Архагата, медик из Вифинии рекомендовал коллегам простое правило: «лечить надежно, скоро и приятно». Имея глубокие анатомические знания, Асклепиад ввел в

медицину трахеотомию. Ранее не применявшийся способ представлял собой вскрытие трахеи и введение в ее просвет специальной трубки, что способствовало восстановлению дыхания при отеке гортани.

Эллинский врач был полностью освобожден от общественных обязанностей. Его привлекали на службу лишь в случае эпидемии и на время военных походов, но только в добровольном порядке. Зависимость от государства значительно отличала медика-римлянина от его коллеги в Древней Греции.

Развитие медицинского дела в Римской империи продолжилось закреплением высокого статуса врача посредством введения института архиятров. Вначале была утверждена должность archiatri palatini (старший придворный врач), при которой совмещалось лечение и

некоторые административные функции. Затем в Риме и отдельных провинциях республики появились archiatri provinciales — главные медики населенного пункта, взявшие на себя заботу о здоровье воинов и местных чиновников. Городские архиятры сплачивались в союзы, но находились под неусыпным наблюдением властей и правительства. Процедура выборов и назначений проходила в столице, напоминая экзамен. После тщательной проверки знаний кандидат обретал право носить почетное звание «государственный врач».

Немного позже высокий статус archiatri populares получили народные медики, то есть те, кто обслуживал население. Их знания использовались преимущественно во время эпидемий, хотя в хрониках упоминались архиятры, работавшие при объединениях ремесленников, в цирках, театрах и термах. Знаменитый врач Гален, также грек по происхождению, первые годы своей врачебной деятельности посвятил обслуживанию гладиаторов в школе Пергама. Изредка archiatri populares выступали в качестве судебных медиков. В 44 году до н. э. врач Антилл принимал участие в дознании по делу убийства Юлия Цезаря. Архиятры получали жалованье от государства, но им не запрещалась частная практика.

В организованные имперские времена подготовка медиков проходила в специальных школах, учрежденных в Риме, Афинах, Александрии, Антиохии и в других крупных центрах. Слушатели изучали анатомию, вскрывая животных, а клиническая практика проходила в военных госпиталях. В качестве преподавателей в школы привлекались городские архиятры. Права и обязанности обучающихся регулировались указами императора. Им запрещалось участие в пирах, подозрительные знакомства и лень. Нарушителей строго наказывали, вплоть до порки. Однако самым неприятным считалась ссылка в родной город. Помимо государственных медицинских школ, в городах Римской империи действовали частные учебные заведения; одно из них принадлежало Асклепиаду.

Потомки смогли составить мнение о состоянии медицины Рима во многом благодаря пунктуальности Авла Корнелия Цельса. Не имея образования и государственного звания, он всю жизнь лечил рабов, полагая, что такое занятие лучше утраты опытного специалиста. Ему принадлежит заслуга в составлении энциклопедического свода знаний, собранных в трактате «О медицине». Римский врачеватель работал совместно с группой переводчиков, уделив особое внимание хирургии, но еще глубже затронул хирургию александрийскую. Труд Цельса обогатил мировую медицину научной терминологией. Великолепный

классический язык его сочинений, по словам философа Плиния, является «золотой латынью».

Плиний Старший — самый знаменитый представитель энциклопедического направления в научной литературе, писатель, ученый и государственный деятель. Из многочисленных трудов ученого сохранились только 37 книг сборника «Естественная история». Обобщив известные знания по естественным наукам, в том числе и медицине, Плиний Старший был одним из последних римских энциклопедистов. В I–II веках кропотливое авторское изложение сменилось компилярными трудами. Латинское слово «compilatio» буквально означает «ограбление». Снижение уровня научных знаний вылилось в составление книг на основе чужих произведений без самостоятельной обработки источников. Сочинения, произведенные таким методом, не представляли особой ценности, ибо в них не отражалась авторская мысль.

Под именем Плиний Старший (23–79 годы) получил известность Гай Плиний Секунд, родившийся в Цизальпинской Галлии. Старшим его назвали современники, так как он приходился дядей другому известному писателю, прозванному Плинием Младшим. Римский энциклопедист провел юность в Верхней Италии; усердно служил в коннице, участвуя в военных походах. Побывал на Дунае, в Бельгии, Испании. Длительное пребывание в разных странах дало ему возможность собрать сведения о войнах римлян с германцами. Обосновавшись в Риме, он получил хорошее образование. Позднее Плиний был назначен прокуратором в Нарбонской Галлии. Дружба с сыном Веспасиана (император из рода Флавиев) определила дальнейшую судьбу: он занял пост государственного чиновника, но вскоре перешел на должность главы мизенского флота.

Место службы Плиния находилось недалеко от Помпеев, где в 79 году произошло извержение вулкана Везувий. Для того чтобы лучше рассмотреть грозное явление природы, ученый подошел на корабле слишком близко к берегу и «погиб жертвою своей любознательности». Подробности его гибели изложены Плинием Младшим в письме к Тациту. Племянник сообщал о необыкновенном трудолюбии дяди: он работал в дороге, в бане, за обедом, после обеда, отнимая время от сна. Пропавшее наследие Плиния состояло из 160 книг «мельчайшего письма, с выписками и заметками». Кроме «Естественной истории», наиболее известны труды «О кавалерийском метании», «Биография Помпония Секунда», «Германия», сочинения по риторике, грамматике, около 30 книг по истории. Все произведения представляют автора

человеком, обладавшим высокой нравственностью, страстно любящим науку, преклоняющимся перед величием естества.

Собственно естественная история рассматривает животный мир и человека как его представителя. Лекарства животного происхождения описаны в книгах XXVIII–XXXII. В разделе о растительном царстве сказано об уходе за деревьями, об употреблении трав с лечебной целью, подробно описаны их целебные свойства. Затронув вопрос о неорганической природе, камнях и металлах, Плиний попытался обосновать ее приспособленность к нуждам человека. Здесь рассказано о получении лекарственных средств из металлов, об использовании камня в искусстве и медицине. Кроме того, множество разделов посвящено истории, астрономии, географии, сельскому хозяйству.

Обзору медицинских знаний посвящены книги XXIII–XXVII. Среди сведений об аномалиях человеческой природы содержатся факты рождения двойни и тройни, младенцев с врожденными уродствами. Эти данные дополнены размышлениями о передаче характерных признаков по наследству. Помимо строго научных взглядов, Плиний рассмотрел мистические воззрения и народные поверья, что не противоречило энциклопедической традиции времен Античности. Плиний пересказал суеверия, описав птицу феникс и гиппокентавра, которого якобы лицезрел в мумифицированном виде.

Упадок государственности в обширной Римской империи сказался на развитии римской науки и культуры. Еще в I веке до н. э. начала зарождаться идея христианства, а с торжеством этой религии естествознание медленно возвращалось к идеализму. Созерцательномагические тенденции особенно ярко прослеживались в поздней античной астрономии, впитавшей в себя два противоположных направления. С одной стороны — достижения вавилонской математической астрономии, с другой — эллинская астрология. Таким образом, придворные римские астрологи начала тысячелетия не утруждали себя наукой, ограничиваясь составлением гороскопов.

Период поздней Античности характеризуется ожесточенной борьбой философских школ Демокрита и Платона, отстаивавших, соответственно, материалистические и идеалистические взгляды. В медицине подобная двойственность проявилась в деятельности великого медика Галена. Философские «шатания», свойственные римской науке эпохи империи, отражены в работах древнегреческого ученого Клавдия Птоломея (90 — 160 годы). Создатель учения о

геоцентрическом движении планет одновременно являлся астрологом, изучавшим влияние небесных тел на человека, континенты и природу.

Учение Птолемея подробно изложено в его основном произведении — астрономической энциклопедии, известной под арабским названием «Альмагест». Здесь приведены сведения по тригонометрии, дано решение сложных математических задач. Ученый разработал стройную математическую теорию движения планет вокруг неподвижной Земли, что позволило вычислить их положение на небосводе. Вкупе с идеей движения Солнца и Луны она составила Птолемееву систему мира.

В трактате «Тетрабиблис», целиком посвященном астрономии, автор поставил вопрос: какое знание достижимо астрономическими средствами и как далеко оно простирается? В заключение размышлений о влиянии Солнца на Землю Птолемей сделал интересный вывод: «…бросаемые науке упреки в неспособности к предсказанию, хотя и звучат вполне правдоподобно, лишены оснований. Ошибки тех, кто в своей практике не слишком строго следует наставлениям, привели ко всеобщему убеждению, что даже сбывшиеся предсказания зависят от случая, а это неверно. Ибо такого рода случаи свидетельствуют о бессилии, но не самой науки, а тех, кто эту науку практикует».

Автор «Тетрабиблиса» пытался оправдать ложные воззрения придворных астрологов, сравнивая их прогнозы с врачебными ошибками. «Ведь и с философией дело обстоит точно так же, — утверждал Птолемей, — нам не следует лишать ее своего внимания по той причине, что среди тех, кто занимается ею, встречаются люди недостойные… Нам не следует отвергать все предсказания по той лишь причине, что они иногда бывают неверными. И подобно тому, как мы не усматриваем ничего ошибочного в действиях врача, который, осматривая больного, говорит и о самой болезни, и об особенностях его характера, в нашем случае мы не должны возражать против астрологов, берущих за основу вычислений родовую принадлежность, страну, воспитание или какие-нибудь другие из имеющихся случайных качеств».

Римская империя прославилась высоким уровнем военной медицины. Беспрерывные завоевательные войны требовали постоянной армии, а войска, в свою очередь, нуждались в профессиональных полевых врачах. Согласно указу сената, в каждом легионе на 1000 солдат имелось 4 хирурга; без медика не мог выйти из гавани ни один корабль. Полковой медик снабжал воинов обязательным перевязочным