Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 курс / История медицины / Gritsak_Populyarnaya_istoria_meditsiny.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
5.14 Mб
Скачать

Возведение первых терм относится к I веку до н. э. Вначале они располагались в пригороде, на левом берегу Тибра, где ранее проходили военные смотры в честь бога войны Марса, а позже устраивались народные собрания. Место, получившее название Марсово поле, император Октавиан Август счел идеальным для устройства публичных бань. Здесь состоятельные граждане Рима мылись, парились, пировали, вели философские споры, занимались спортом, посещали небольшие театры, художественные галереи и даже читали книги.

Красочное описание римских купален того времени можно найти в письмах философа Сенеки: «Жалким бедняком сочтет себя человек, если в стенах его бани не сверкает огромных кругов драгоценного мрамора; если вода льется не из серебряных кранов… Теперь норой назовут баню, если она поставлена не так, чтобы солнце круглый день заливало ее через огромные окна, если в ней нельзя в одно и то же время и мыться, и загорать, если нельзя из ванны видеть и поля, и море». Целебное действие горячей воды и приятного общества описал известный римский поэт в стихотворении «Похвала баням»:

Даров источник многих в банях мы найдем:

Смягчить мокроту могут, влагу тела взять,

Избыток желчи гонят из кишок,

Смягчают зуд, приятен и докучен он,

И обостряют зренье; если ж кто-нибудь

Стал плохо слышать, уши прочистят тем,

Забывчивость уносят, память же хранят,

Для размышленья разум проясняют вмиг,

Кбеседе оживленной направляют речь,

Атело все блестит от омовенья…

Общественные бани представляли собой колоссальный комплекс сооружений, где каждый посетитель мог насладиться водой горячей (кальдарий), теплой (тепидарий) и холодной (фригидарий). Богатая обстановка терм делала их похожими на музеи. Стены отделывались мраморными плитами, трубы для обогрева горячим воздухом или

водой укладывались внутри стен и под полом. В термах имелись отдельные помещения для раздевания, занятий гимнастикой, места для натирания маслами, парильни, бассейны с холодной и теплой водой. Залы украшали колонны и скульптуры из белого мрамора; высокие потолки расписывали лучшие мастера, специально приглашавшиеся со всех концов империи. Настенные рисунки, помимо остальных богов, непременно представляли Асклепия и Гигиею.

Строительство терм считалось престижным занятием; в разное время их возводили императоры Нерон, Тит, Каракалла. Отличаясь пристрастием к произведениям искусства, Каракалла оставил себе памятник в виде терм, названных его именем. Грандиозное сооружение, оборудованное гидравлическими, нагревательными и дренажными устройствами, было рассчитано на 1600 купальщиков. Главное здание окружали сады и гимнастические площадки. Плавательный бассейн располагался в центральном зале под высоким бетонным сводом, державшимся на четырех огромных столбах. В развалинах некогда роскошных терм Каракаллы обнаружены изваяния Геракла, богини Флоры, а также скульптурная группа под названием «Фарнезский бык». Термы Тита украшала скульптурная группа «Лаокоон».

Римский полководец Марк Агриппа прославился не только как соратник Октавиана Августа. Он известен постройками водопровода, Пантеона и терм в столице, которые были переданы в бесплатное пользование гражданам. После него богатые римляне, желая завоевать признание сограждан, дарили им вечное право бесплатно пользоваться своими банями. К началу нашей эры число «народных» терм достигало 170, а в IV веке их было около 1000. Каждое заведение вмещало одновременно до 10 — 100 тысяч человек.

Катон, признавая целебное действие некоторых трав, все же отрицал лекарственную терапию. Будучи ярым противником греческой медицины вкупе с греческим образом жизни, он считал лечение прерогативой неженок. При поддержке большинства римлян подобные воззрения препятствовали развитию медицины. В ранний период республики врачеванием занимались рабы родом из Греции, Малой Азии, Египта. Однако необходимость в эскулапах все же имелась: каждый обеспеченный римский гражданин стремился обзавестись рабом-медиком, используя его труд в своей семье и предоставляя сородичам. Высокий профессионализм подневольного врача создавал авторитет хозяину. Постепенно такого рода специалисты стали заниматься свободной практикой, что представлялось рабовладельцу чрезвычайно выгодным делом. Свидетельством доходности

медицинской практики служит надпись на могиле некоего Публия Децимия:

«Отпущенник Публия, врач-терапевт, хирург, окулист. Он за свое отпущение на свободу дал 50 000 сестерциев. Он за севират в республике дал 2000 сестерциев. Он дал на сооружение статуй в храме Геракла 30 000 сестерциев. Он дал на мощение общественных дорог 37 000 сестерциев. Он за день до своей смерти оставил имущества на… сестерциев». Несмотря на то, что последняя цифра не сохранилась, по предыдущей записи можно предположить немалую величину оставшегося имущества.

_Баня_Форума_в_Помпеях._І_век_до_н. э._

Частью формирования врачебного дела в Древнем Риме являлось узаконивание отношений вольноотпущенного врача и его владельца. Медику вменялось в обязанность бесплатно лечить хозяина, его домочадцев, рабов, друзей, отдавая долю своих заработков. Однако реально он оставался рабом, поэтому испытывал презрение со стороны горожан. В числе свободных медиков греческого происхождения первым упоминается Архагат, рожденный в Пелопоннесе. Он появился в Риме примерно в 220 году до н. э. и сразу заслужил уважение граждан. Едва начав врачебную деятельность, грек Архагат получил римское гражданство, хорошее обеспечение, здание для проживания и приема больных. Заслужив лавры лекарственной терапией, грек неосмотрительно начал практиковать прижигания и болезненные хирургические операции, за что был прозван живодером, а затем лишился клиентуры.

Престиж греческой медицины в Риме был восстановлен лишь спустя несколько столетий, когда медицинское дело оказалось в поле зрения правителей. В 46 году до н. э. Юлий Цезарь принял закон, разрешавший местным и приезжим врачам-чужестранцам получать римское

гражданство. Со временем положение римских медиков еще более укрепилось. На время проведения военной кампании эскулапа вместе с сыновьями освобождали от воинской повинности. Большие права и льготы привлекали в республику врачей из других стран, что часто приводило к переизбытку специалистов определенного профиля. Необходимость узкой специализации обусловила появление таких профессий, как стоматолог, окулист, уролог, хирург. Более того, разделение имело место даже в рамках определенной специальности. Например, были врачи, которые лечили только мочевой пузырь, или хирурги, производившие только камнесечение или устранение грыжи.

Мировоззрение римских мыслителей испытало огромное влияние древнегреческой философии. Материалистические тенденции Левкиппа, Демокрита, Эпикура получили продолжение в трудах римского поэта Тита Лукреция Кара (I век до н. э.). Его философская поэма «О природе вещей», представленная в форме нравоучительного эпоса, является своеобразной модификацией идей сенсуалиста Эпикура (341–270 годы до н. э.). Автор касается преимущественно физики, лишь упоминая этику и теорию познания: «…о великих вещах помогают составить понятье малые вещи, пути намечая для их постиженья». (Книга II)

Шесть книг поэмы Лукреция включают в себя учение о душе, о человеке, о чувственных восприятиях, о происхождении языка. Среди разнообразных тем рассматриваются космогония, история развития человеческого рода и атомистическая теория мироздания, отвергавшая вмешательство богов в земные дела. Согласно Лукрецию, путь от первобытного состояния к формированию общества начался с огня и образования семьи. Культура и возникновение языка ускорили этот путь. Происхождение религии объясняется вполне естественными причинами. Во-первых, фантастические образы, увиденные во сне, становились предметом культа. Во-вторых, необъясненные явления природы приписывались небесным созданиям. Последним доводом послужило доказательство трусости и лени «диких» обитателей планеты, не решавшихся бороться с природой.

Долго, в течение многих кругов обращения солнца,

Жизнь проводил человек, скитаясь, подобно дикому зверю.

Твердой рукой никто не работал изогнутым плугом,

И не умели тогда ни возделывать поле железом,

Ни насаждать молодые ростки, ни с деревьев высоких