Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Том 1. 1994–1996. 2021

.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
29.2 Mб
Скачать

исторический афоризм о тридцати восьми снайперах, которые, дескать, непрерывно следят за всеми перемещениями боевиков1, возле Первомайского воздвигался памятник преступной халатности.

Боевики приготовились к прорыву аккуратно. В селе остался неболь­ шой отряд для прикрытия, при этом боевики не забыли захватить с собой часть заложников. Пленники были нужны, чтобы нести ране­ ных. В ночь прорыва шёл дождь, видимость была отвратительной. Поскольку фронт окружения был изначально жидким, причём зани­ мало его множество частей разных силовых ведомств и родов войск, слабо координирующих усилия между собой и далеко не всегда способных прийти друг другу на помощь, Исрапилову и Радуеву не составило труда найти слабое место. Таковым оказалось направ­ ление на Терек, где на широком фронте оборонялось около сорока разведчиков ГРУ под командой начальника разведки 58-й армии Александра Стыцины и героя штурма Грозного, офицера спецназа ГРУ Владимира Недобежкина. Что характерно, разведчики били в коло­ кола и просили руководство операцией хотя бы не вести переговоры в открытом эфире, но их никто не слушал. Более того, утверждается, что командование операцией попросту было пьяно! «Энциклопедия спецназа ГРУ» меланхолично констатирует:

 

«Люди,

находящиеся

на

КП,

не

могли

про­

 

считать

многие

простые

моменты

операции

 

по одной тривиальной российской причине —

 

в буквальном смысле пропили её. Полковник

 

Стыцина,

начальник

разведки

армии,

сбежал

 

с КП в расположение бойцов аксайской бригады

 

спецназа, для того чтобы отдохнуть от обя­

 

занностей посыльного за водкой. По его сло­

 

вам, пьянки на КП не прекращались с самого

 

первого

дня»[62].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Полностью этот шедевр риторики звучал следующим образом:

«Операция

очень и

очень тщательно

подготовлена;

скажем,

если

38

снайперов,

то каждому снайперу определена цель,

и он всё

время

видит

эту

цель.

Она — цель — перемещается,

и он глазами,

так

сказать,

перемещается,

постоянно, постоянно, вот таким образом.

Ну, и

по

всем

другим

делам —

как задымить улицы, как дать возможность заложникам

убежать. Когда

заложники

разбегаются, их

трудно убивать».

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЮДОЕД-ЭПИГОН.ТЕРАКТ В КИЗЛЯРЕ

271

Спецназовцы были атакованы сразу всеми силами отряда Радуева. Чеченцы успешно подобрались на дистанцию в полсотни метров, поль­ зуясь особенностями местности. Батареи ночных биноклей у воен­ ных к середине ночи сели. Атаку предварял огневой налёт, после чего на позиции разведчиков пошла штурмовая группа. Прорыв не дался им просто: разведчики непрерывно поливали атакующих огнём стрелкового оружия, «Ш мелей» и АГС-17. Однако защищавшийся отряд получил мало поддержки. Александр Стыцина и несколько солдат погибли. Также тяжёлые потери понесли солдаты 136-й мото­ стрелковой бригады, подтянувшиеся к месту прорыва. Отряд Радуева, неся потери, прорвался к Тереку. Через реку боевики переправились на найденных лодках и по трубе газопровода. На том берегу уже была Чечня — оттуда навстречу радуевцам вышел отряд Басаева, заранее приготовивший транспорт. Правда, переправа шла уже в светлое время, и, по показаниям Радуева, в этом месте по боевикам отработал само­ лёт, выбив сразу несколько десятков человек. Однако всё это было слабым утешением. Многие боевики отряда Радуева и все главари сумели уйти. Правда, с тяжёлым ущербом — и в Кизляре, и во время боёв в Первомайском боевиков успели потрепать, а отряд ГРУ дорого продал жизни. Кроме того, во время прорыва радуевцы напоролись на минное поле, а группа прикрытия осталась в Первомайском и была полностью уничтожена 18 числа, когда село зачистили.

F 0 Согласно справке Государственной Думы , 9 января

^в Кизляре погибло 34 человека, включая семерых мили­ ционеров и двоих военных. В Первомайском погибло 30 человек: 16 заложников и 14 силовиков. Обнаружено

38 тел боевиков, они выданы родственникам. Количество раненых

иубитых боевиков, вынесенных при прорыве из оцепления, неиз­ вестно. По имеющимся данным, всего погибло 153 боевика . Потери банды действительно, судя по всему, были тяжёлыми, поскольку Радуева подвергли критике сами же «товарищи по борьбе», и даже собственный помощник, Хункар Исрапилов, отзывался о нём доста­ точно сдержанно. В ходе боёв и прорыва было освобождено пода­ вляющее больш инство заложников, в плену оставались только 12 новосибирских милиционеров. Трагические события в Кизляре

иПервомайском окончились.

Теракт в Кизляре и Первомайском,

https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/218853/

272

ГЛАВА 8. ЧЁРНАЯ ДЫРА

Нельзя не упомянуть ещё об одном обстоятельстве. Существует версия о том, что истинной целью налётов как на Будённовск,так и на Кизляр был срыв проекта строительства участка нефтепровода из Баку на Новороссийск в обход Чечни. Версия звучит на первый взгляд разумно, но вряд ли соответствует действительности. Во-первых, нефтепровод, идущий через саму Чечню, в любом случае был менее надёжен, чем огибающий её, несмотря ни на какие риски. Во-вторых, боевики в течение всего рейда не столько действовали по единому плану, сколько отчаянно импровизировали, а их формальный лидер в самый острый момент просто растерялся и не понимал, что делать. «Теория трубы» больше походит на попытку рационализации задним числом кровавого беспорядка, а набег на Кизляр заставляет вспом­ нить старую максиму, согласно которой война выглядит упорядо­ ченным действом лишь в планах и на картах, но в реальности более всего напоминает охваченный пожаром публичный дом.

Т V П И К В- К А М Г] А Н И й : с ^'Е о

Война продолжалась, но вопрос о перспективах её завершения оставался туманным. Многие населённые пункты приходилось брать раз за разом. Войска на занятой территории чаще всего не закре­ плялись. Район блокировался при помощи временных блокпостов на дорогах и высотах, в населённых пунктах проводили проверку паспортного режима, вели зачистки в поисках оружия, после чего войска шли в новый район. Иногда удавалось застать в очередном селе отряд боевиков и уничтожить его. Например, в мае удалось перебить отряд из 24 вооружённых чеченцев в Старом Ачхое, у них была захвачена даже БМ П. Однако чаще всего боевики успевали уйти в горы или пересидеть облаву в самом селе под видом гражданских.

Обычное столкновение не выглядело как эпическая схватка с тыся­ чами участников. Потери армии складывались из маленьких траге­ дий. Солдат разведподразделения рассказывал о гибели товарища в засаде под Ведено:

«Мы, разведгруппа, остались для прикрытия.

Я непосредственно держал связь с их груп­ пой и слышал Володю до конца. Там мы про­ лежали в снегу часа 3-4, к нам всё время

В ТУПИКЕ. КАМПАНИЯ 1996 ГОДА

273

прибегала и убегала кавказская овчарка. Откуда в горах собака? Командира это насто­

рожило, он приказал другой группе выдви­

гаться обратно. Почти сразу начался бой,

Володя

сказал,

что он ранен и что духи

не дают

поднять

головы. Мы пошли к ним

навстречу, но не успели. Духи забрали своих

раненых и

убитых,

видно было

по крова­

вым следам.

По ним

сработала

артиллерия,

а мы понесли раненых и погибших на плащ-па­ латках на базу. Вся тропа была окрашена кро­ вью наших ребят. Несли очень долго, часов

8, наверное. Внизу у речки нас ждали БМП.

В санчасти в ту ночь мы сами мыли и брили

Володю, надели всё на него новое: тель­ няшку, камуфляж, берцы — у кого что было,

а в карман положили записку с нашими изви­ нениями [для матери — за то, что не смогли спасти. — Прим, редактора]. А под утро мы на разведку ушли».

Володя, чью гибель описывал боец, — это Владимир Лауэр, млад­ ший сержант, попавший в Чечню за пару месяцев до своей гибели.

В начале марта боевики вновь вошли в Грозный. Периметр его охра­ нялся слабо, чеченцам удалось блокировать несколько постов и комен­ датур, после чего произошла обычная мрачная история: отряды МВД (в основном СО БР) пытались прорваться на помощь к окружённым, сами попали в засады и понесли тяжёлые потери.

Боевики хорошо знали город и режим работы блокпостов, поэ­ тому смогли спокойно проникнуть в Грозный мимо КПП . Офицер Горно-Алтайского ОМ ОНа, дежуривший на блокпосту № 6 на въезде в Грозный, рассказывал:

«Посты обстреливали почти ежедневно,

но постреляют минут десять и уйдут. А тут

они

всё

долбят

и долбят.

Мы видим, что

это

уже

не

шутки,

давай помощь

запра­

шивать.

А

там

весь

город

уже

воевал.

274

ГЛАВА 8. ЧЕРНАЯ ДЫРА

Блокпост казался окружён со всех сторон.

Кдесяти часам у нас уже БМП подбили. А кто

кнам прорывался, попали в засаду».

Командование заявило бойцам этого отряда, что помочь не может, и предложило омоновцам... взять в заложники гражданских чечен­ цев. Несколько ошарашенные омоновцы всё-таки предпочли проби­ ваться к своим своими силами на бронетранспортёрах. Отряд бла­ гополучно вышел со своего «шестого контроля». К этому моменту пресса уже сообщила, что весь О М ОН полёг.

При этом, как часто бывало раньше, армейские подразделения слабо координировали свои усилия с частями М ВД ,так что милиционеры впрямую обвиняли военных в саботаже. Военный комендант полков­ ник Андриевский в бешенстве сообщал в Ханкалу, где находилось командование О ГВ:

 

 

«Звонил Тихомирову1, он не берёт трубку.

 

 

Помощи не

оказывает никакой, ни вертушки,

 

 

ни

артиллерия. Они едва держатся там. Мы

 

 

не

можем спасти своих людей. <...> Помощи

 

 

никто не оказывает. Если сегодня они не вве­

 

 

дут войска свои, то завтра здесь уже делать

 

 

нечего,

наши

посты все

разобьют.

У всех

 

 

заканчивается б/к, пробиться нет возмож­

 

 

ности. <...> Ничего не

могу сделать,

все

 

 

резервы

задействованы.

У меня

здесь

одна

 

 

коробочка.

Армия

дала

только

три

танка

 

 

и три БМП почти без боеприпасов. Тихомиров

 

 

не

хочет. Я сказал ему: „Вы

здесь

что,

 

 

хотите внутренние войска уничтожить?" <...>

 

 

Работают

только два вертолёта

федералов,

 

 

и

то только

на

словах.

Обозначают

работу

 

 

и

уходят»' .

 

 

 

 

 

 

 

 

Вячеслав

Тихомиров,

с января

1996

г.

командующий

группировкой

войск

Министерства

обороны

в Чечне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грозный.

6

марта 1996 года.

Операция чеченских

боевиков

«Возмез­

дие». https://www.warchechnya.ru/groznyj -6-marta-l 996-goda-operatsiya- chechenskih-boevikov-vozmezdie/

276

ГЛАВА 8. ЧЁРНАЯ ДЫРА

Грозный к тому моменту был уже основательно разрушен, так что у боевиков имелись отличные условия для устройства засад. Попавшие под первый удар собровцы были хорошими солдатами, но они ока­ зались заложниками ситуации: сосредоточение крупного отряда боевиков командование О ГВ проморгало. Общий план действий на случай такой ситуации если и существовал, то не был чётко реа­ лизован. Основная масса подразделений выполняла приказ не поки­ дать пунктов дислокации. Скудные готовые резервы разрывались между разными блокированными позициями.

В итоге в этот день погибло около 70 человек, причём самый тяжёлый урон понесли части СОБРа — отряды, изначально не заточенные на операции в качестве лёгкой пехоты, но к таким действиям способные, что в условиях Чечни было на вес золота. Пермский и Нижегородский СОБР, екатеринбургский ОМ О Н и ряд других частей понесли тяжелейшие потери.Противник же, сделав дело, без осо­ бых проблем отступил из города. Для боевиков эта история

стала своего рода репетицией перед летними боями. Слабость обо­ роны Грозного была слишком очевидна, чтобы ею не воспользоваться1.

Беда в том, что взятие очередного аула не давало, по сути, ничего. Иной раз боевики несли высокие потери. Однако переломить ситуа­ цию в свою пользу русским не удавалось. Оставалось надеяться на постепенное умаление сил противника. Вопреки собственной браваде, участники чеченских вооружённых формирований пре­ красно знали, что такое истощение, и не могли продолжать войну вечно. Но проблемы российской группировки в Чечне позволяли чеченцам продолжать войну долго.

В начале 1996 года состоялся необычный военный эксперимент российского командования — попытка сформировать доброволь­ ческую казачью часть. Но этот опыт оказался не слишком удачным. 694-й отдельный «Ермоловский батальон» сколачивался второ­ пях, не прошёл должного обучения и в итоге оказался храбрым,

О боях

в Грозном

в марте 1996 см.: «Всё перекрыто, везде бои: Грозный.

6 марта

1996 года»

(https://defendingrussia.rU/a/groznyj_6_marta_1996_

goda-5315/); а также: Виталий Носков. Мартовские бои в Грозном 96-го года, http://okopka.ru/n/noskow_w_n/text_0030.shtml

В ТУПИКЕ. КАМПАНИЯ 1996 ГОДА

277

но не слишком умелым подразделением. Ермоловцы провоевали три месяца и понесли ощутимые потери, затем в батальоне началось дезертирство, и в итоге казаки покинули Чечню по распоряжению армейского начальства 3.

Сама идея была разумной: от добровольцев можно было ожидать боль­ шей мотивированности и лучшего боевого духа, чем от молодых срочников. К тому же казачью часть можно было использовать для обкатки новых подходов к обучению бойцов, для создания новой организа­ ционной структуры, лучше приспособленной для боевых действий в условиях горной контрпартизанской войны. После того как безот­ ветственные искатели приключений отсеялись (хотя и таким малопо­ чтенным способом, как дезертирство), осталось боеспособное ядро, из которого уже можно было формировать крепкую часть. Тем более, что некоторые из ермоловцев уже де-факто участвовали в боях ещё с весны 1995-го неформально, за счёт личных контактов с офицерами получая оружие и боеприпасы. Но создавать такое подразделение сле­ довало, конечно, не за несколько недель в конце кампании, а в течение нескольких месяцев, желательно до начала боевых действий, дав время на сколачивание и обучение. В реальности неопытных казаков просто выталкивали на позиции уже обкатанных в боях террористов, а затем батальон расформировали, даже не попытавшись создать полноцен­ ную боевую единицу с использованием опыта боёв. В этом эпизоде уже в который раз проявилась едва ли не главная беда Российской армии в первую войну: непоследовательность и отсутствие хотя бы самой общей стратегии. Потратить время и силы на то, чтобы создать подразделение, неплохо его оснастить, а затем просто распустить, даже не попытавшись исправить его проблемы, — как ни печально, подобными метаниями сопровождалась вся кампания .

В середине апреля Российская армия получила очередной болез­ ненный удар, один из самых сильных за всю войну. В ущелье возле села Ярышмарды была разгромлена войсковая колонна 245-го полка, в составе которой погибло более 90 человек.

Засада была организована отрядом арабского полевого командира Хаттаба. Поскольку этот тыловой район был до сих пор довольно

Нужно отметить, что некоторые казаки остались в Чечне в качестве добро­

вольцев и воевали до самого вывода войск.

280

ГЛАВА 8. ЧЁРНАЯ ДЫРА