Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Том 1. 1994–1996. 2021

.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
29.2 Mб
Скачать

устрашения лежал в основе спешно утверж­ дённого плана операции. Как позже выясни­ лось, его одобрили на самом верху без еди­ ного замечания. Потому что никто толком в план и не вникал. В результате приходи­ лось вносить существенные коррективы и, что называется, перестраиваться по ходу дела.

Вот лишь один штрих. Вся тяжесть планиро­ вания операции легла на штаб Объединённой группировки войск, созданный на базе штаба Северо-Кавказского военного округа. А при­ командированные представители Генштаба (несколько сот человек!) выступали в роли консультантов, не неся никакой ответствен­ ности за свои „консультации". Мало того, что буквально задёргали офицеров округа, мешая методичной работе, они не выпол­ нили главную свою „функцию": по существу, не предоставили штабу необходимых чётких данных о вероятном противнике, степени его готовности, возможном характере бое­ вых действий, „ориентировки" на команди­ ров незаконных вооружённых формирований и т . п. Фактически планирование операции осуществлялось вслепую»сз2].

Несколько сот человек — это, конечно, явное преувеличение. Но факт в том, что Геннадий Николаевич, по сути, мимоходом обрушил скалу на профессиональную репутацию командиров с большими звёздами. Правда, в мемуарах не называются персоналии, но судя по тому, кто планировал и вёл наступление на Грозный, это были министр обо­ роны Павел Грачёв и командующий Объединённой группировкой войск Анатолий Квашнин.

История назначения Квашнина — человека с формально обширным служебным опытом, но никогда ранее не водившего войска в реаль­ ных боевых условиях, человека, чьи навыки не подвергались про­ верке настоящими военными действиями, на пост командующего ОГВ характерна сама по себе. Грачёв описывал её следующим образом:

ОТЦЫ ПОРАЖЕНИЯ

141

«Приглашаю

первого

заместителя

командующего

сухопутными

войсками

генерала

Воробьёва.

В

Моздоке

он

отвечал

за

подготовку частей

к

боям.

На совещаниях в штабе всегда чётко

и

очень

толково

делал

доклады:

товарищ

министр,

такие-то части готовы идти в наступ­

ление, такие-то ещё готовятся... Он

и сейчас

в Государственной Думе хочет выглядеть этаким

бравым генералом

— всё знает,

всё умеет...

Я объяснил ситуацию:

Эдуард

Аркадьевич,

Митюхин заболел,

сам

бог велит

вам возгла­

вить операцию.

И тут мой дорогой генерал

Воробьёв, сильно

покраснев и помолчав секунд

15-20, вдруг заявил: командовать отказыва­ юсь. Как так? Я вам приказываю! А он: войска не подготовлены. Как это? Почему раньше мол­ чали? Вот ваши доклады, вы отвечали за подго­

товку. Значит, вы меня обманывали? Вы знаете,

чем это грозит? 15 лет или расстрел. .. Как

хотите, отвечает, так и оценивайте, командо­ вать не буду. В общем, отправил его в Москву, пригрозив судом. Он щёлкнул каблуками.

В Москве я обо всём доложил Ельцину, даже

сказал, что Воробьёва надо судить. Б.Н.

попросил подобрать руководителя операции. Генерал Кондратьев мне сразу сказал, что

с него хватит октября 93-го года, не выдер­

жит — больной. Миронову даже не предла­ гал — больной, ещё в Афганистане сердце

надорвал. Громов отказался, объяснил, что всегда выступал против ввода войск в Чечню, и тут же выразил готовность написать рапорт об отставке. Больше замов у меня не было...

В мирное время все хорошие, умные, смелые, а когда начались боевые действия — в кусты. Такое бывает и у генералов»1.

1 http://www.trud.ru/article/15-03-2 001/21092_pavel_grachev_men ja

naznachili_otvetstvennym_za_vo.html

144

ГЛАВА 5. ГРАД ОБРЕЧЁННЫЙ

Единодушный отказ генералов от командования сражением можно объяснить трусостью, но, судя по реальному ходу битвы, военачаль­ ники, скорее, просто знали состояние войск и не хотели нести ответ­ ственность за происходящее.Такое мнение высказал, например, пол­ ковник Генштаба Баранец, который к провалам операций в Чечне отношения не имел и потому мог быть откровенным:

«После разговора Грачёва с Кондратьевым многие в Кремле почему-то пребывали в твёр­ дом убеждении, что замминистра „отказался воевать", хотя на самом деле его не устраи­ вала никудышная схема управления войсками, представляющими все наши силовые структуры на Кавказе»1423.

Генерал Квашнин вызвался руководить Объединённой группировкой сам и согласился возглавить штурм Грозного. Рассматривать ли его шаг как готовность взять сложное и опасное задание на себя или как легкомысленное намерение, каждый волен решать самостоятельно. Бесспорно одно: получив заведомо невыполнимый приказ в четыре дня спланировать штурм и быстро взять город, новоиспечённый коман­ дующий не стал энергично протестовать и спокойно взял под козырёк. Полководец был найден. У отдавшего приказ Совета безопасности руки остались чистыми. У исполнителей, видимо, осталась чистой совесть.

ДИ ЭРСТЕ КОЛОННЕ МАРШИРТ,

ДИ ЦВАЙТЕ КОЛОННЕ МАРШИРТ...

Количество боевиков, оборонявших Грозный, обычно оценивается примерно в десять тысяч1. Сами чеченцы часто утверждают, что это количество радикально завы­ шено. Однако, судя по объявленным потерям боевиков

в Грозном — даже если брать за основу данные Масхадова и количе­ ство вооружения, похищенного с российских складов, — это доста­ точно близкая к реальности оценка. В любом случае, численность инсургентов приходится оценивать «на глаз». Дело в том, что костяк

http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/254879/

ДИ ЭРСТЕ КОЛОННЕ МАРШИРТ, ДИ ЦВАЙТЕ КОЛОННЕ МАРШИРТ...

145

обороны Грозного кроме относительно регулярных отрядов, подчи­ нённых Дудаеву и Масхадову, составляли личные дружины чеченских «ярлов» типа Гелаева и Басаева, а то и вовсе сколоченные на ходу группы друзей и родственников по 5-15 человек, часто — пришед­ шие из окрестных сёл. Такие мелкие группы непонятно кому подчи­ нялись, были скверно вооружены, а учёт их численности и потерь - дело крайне слож ное^ [37]. Обобщённо их называли «индейцами». Позже они создали русским множество проблем: такой защитник Грозного мог, спрятав автомат, за несколько секунд превратиться в мирного обывателя 28, а если погибал, то становился невинной жертвой зверств федералов. Что ещё хуже, взвинченные федералы, столкнувш ись с подобным явлением, начинали открывать огонь и по настоящим мирным жителям, не ожидая от гражданского насе­ ления ничего хорошего. Что, естественно,только озлобляло населе­ ние и поставляло новых рекрутов и Дудаеву, и в отряды «индейцев».

Формирования Дудаева и крупных полевых командиров были воору­ жены хорошо. Более того, уровень оснащения позволял им даже палить из гранатомётов в ответ на выстрелы стрелкового оружия. Учитывая количество подбитой в боях бронетехники русских, в пер­ вые же дни чеченцы должны были истратить несколько тысяч заря­ дов к РПГ-7 и одноразовых гранатомётов. Капитан-танкист Игорь Вечканов сардонически замечал:

«Спасибо тем, кто снабдил ими дудаевцев

в таком количестве, что стреляли из них

даже по отдельным военнослужащим»1.

Кроме того, Дудаев заранее позаботился об оснащении своих людей средствами связи. Российские военные использовали старые рации советских времён, которые носили на спинах, — громоздкие, позволя­ ющие снайперам противника однозначно идентифицировать и выбить радиста. Но даже этих архаичных раций недоставало. Превосходство чеченцев по части связи, особенно в тактическом звене, стало общим местом в воспоминаниях военных во время обеих кампаний в Чечне2.

http://artofwar.ru/w/wechkanow_i_w/viv.shtml

К примеру, командир взвода Иван Кузнецов вспоминал : «Случалось, что воевали друг с другом. Связь, по сравнению с бандитами, у нас была просто допотопной. Радиостанция на солдате - весом 15 килограммов, полчаса походил

146

ГЛАВА 5 ГРАД ОБРЕЧЕННЫЙ

В российских подразделениях даже возникали ситуации, когда отпра­ вить посыльного было проще, чем добиться ответа по рации. К тому же, как выяснилось на практике, войска требовалось насыщать рациями куда плотнее, чем это было принято в СССР: в уличном бою даже для сержанта — командира отделения из менее чем десятка солдат — наличие средств связи могло стать вопросом жизни и смерти. Дудаев и его полевые командиры поняли это раньше, к тому же они не были скованы армейской бюрократией, поэтому их отряды располагали значительно лучшим набором средств связи.

Куда более пёстрым был набор экипировки и состав «диких» отря­ дов. Вооружение одной из таких групп описал её участник: 12 человек с пятью стволами, включая охотничье ружьё1.Естественно,ударной силой «индейцы» не являлись, составляя массовку для более серьёзных фор­ мирований. Частные дружины и сельские формирования могли иметь как скудное,так и очень приличное вооружение. Скажем, один отряд, при­ шедший в Грозный из села неподалёку, включал около 20 односельчан, вооружённых автоматами и одним РП Г-7. Позднее эта группа усилилась за счёт трофеев ещё одним гранатомётом и снайперской винтовкой2.

Впрочем, тактика действий была схожей у большинства: короткие атаки небольших мобильных групп по 5 -2 0 человек, вооружён­ ных в основном стрелковым оружием и гранатомётами при под­ держке «кочующих» миномётов и, эпизодически, бронетехники. Уровень выучки чеченских боевиков в среднем был выше, чем у рос­ сийских солдат. Костяк личных дружин Басаева и Гелаева отвое­ вал в локальных конфликтах на развалинах СССР, другие получили опыт боёв с оппозицией в 1993-94 годах: слабые отряды чечен- цев-лоялистов стали для дудаевцев удобным спарринг-партнёром.

с ней — какой из него после этого воин! По ровному месту идешь — связь есть, в лощинку спустился — связи нет. В случае если группа попала в засаду, вызвать помощь по рации было иной раз просто невозможно! У бандитов связь — ноутбук с антенной, „Кенвуды", они работали, как сотовый телефон. У нас батарейки для рации были такие слабые, что, если группа уходила на задание утром, на зарядку аккумуляторы надо ставить с вечера. Аккумуляторы были такие, что выработали тройной срок — он просто рассыпается! Батареек для приборов ночного видения нет. Из карманных фонариков батарейки снимали».

"Интернет-форум «Adamalla».

Из частной беседы автора с бывшим боевиком.

ДИ ЭРСТЕ КОЛОННЕ МАРШИРТ, ДИ ЦВАЙТЕ КОЛОННЕ МАРШИРТ

147

Наконец, почти все боевики в возрасте 25 лет и старше имели опыт службы в Советской армии, в которой ещё учили военному делу.

План обороны Грозного разрабатывался Асланом Масхадовым. Прежде чем пойти на службу Дудаеву, он успел сделать неплохую карьеру в Советской армии, где дослужился до чина полковника и должности заместителя командира дивизии. В Чечне он появился уже после прихода Дудаева к власти, в 1992 году. Бывший советс­ кий штабной офицер был одним из немногих настоящих военных специалистов в рядах дудаевцев. Он сумел создать весьма адекват­ ную схему обороны города. Хотя на практике боевики всё же не были регулярной армией, и довольно быстро все планы были сорваны, уступив место импровизации. Приготовленные для встречи россий­ ских войск опорные пункты сработали лишь местами, а рубежи обо­ роны Грозного, о которых много говорилось впоследствии, остались на бумаге. В некоторых местах чеченцы копали траншеи, в стенах зданий проделывали бойницы, улицы перегораживали машинами или автобусами либо минировали. Однако ничего сложнее такой кустарной фортификации в городе не было, и даже столь простые укрепления сущ ествовали лишь на отдельных опорных пунктах. Сплошного кольца обороны — а тем более «трёх колец» из офи­ циальных российских реляций — не существовало, да их и некому было бы занять. Также не существовало плана по «заманиванию» российских войск в город. Как будет действовать Российская армия, дудаевцы понятия не имели, и никак не могли всерьёз рассчитывать на реально состоявшееся безумие в виде механизированных колонн без пехоты, тянущихся к центру города по прямой.

Какой приём боевиков сработал дей стви тельн о эффективно, так это оставление в урочных местах «заначек» с боеприпасами. Офицер-разведчик Тарас Зиков писал позже:

«В подавляющем большинстве подвалов домов на улицах, мало-мальски пригодных по ширине для движения техники, были сосредоточены запасы выстрелов к РПГ-7»14Г .

Боевикам облегчало задачу то, что оборонялись они на собственной основной базе. К тому же значительную часть задач по обеспечению продуктами, вещами и даже разведданными выполняли местные

150

ГЛАВА 5. ГРАД ОБРЕЧЕННЫЙ