Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Том 1. 1994–1996. 2021

.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
29.2 Mб
Скачать

Всё это время Савин запрашивал помощи от соседей и командова­ ния. Запрашивал и не получал. Бригада слишком глубоко забралась в Грозный, колонны помощи пробивались слишком медленное в под­ держке вертолётами по неясным причинам было отказано. Первый отряд для прорыва к окружённым составили из части майкопцев, до сих пор остававшихся в тылу, и частей 276 полка.

Е[1 ] Колонну сколотили на ходу в районе консервного завода. В неё вошло около сорока единиц разной техники с людьми из разных частей. По дороге к вокзалу колонна попала в засаду. События развивались всё по тому же сценарию:

подрыв головной машины, гранатомётчики на балконах и крышах, стрельба из окон. Колонна помощи была разбита буквально в паре кварталов от вокзала1.

В конце концов, часть людей 276-го полка сумела пробиться к товар­ ной станции. Интересно, что во время этих попыток прорыва двоих отбивш ихся солдат спас чеченец — бывший милиционер Юсуп Хасанов, спрятавший их в подвале 35.

Днём на выручку майкопцам двинулись два батальона десантников Псковской дивизии и рязанцев 137-го полка. В глубину Грозного они пытались пробиться весь день. Спасти майкопцев им так и не уда­ лось: дудаевцы пропустили бригаду до вокзала не для того, чтобы легко вы пустить. О пределённого результата крылатая пехота, однако, добилась: в парке имени Ленина к 16 часам были деблоки­ рованы мотострелки, окружённые там вечером 31 числа. Но на пла­ чевное положение осаждённых на вокзале этот успех не влиял.

ОТСТУПЛЕНИЕ МАЙКОПЦЕВ

При всех ужасах боя на вокзале, главной проблемой майкопцев были боеприпасы. К середине дня 1 января патронные ящики пока­ зали дно. Продолжение боя означало полное уничтожение остат­ ков отряда. Во второй половине дня комбриг Савин понял, что его никто не спасёт, и начал выручать себя сам. В этот момент связи с командованием на вокзале не было. Примерно в то же время

h t t p ://memoriesnorth.narod.ru/rec4 .html

172

ГЛАВА 5. ГРАД ОБРЕЧЕННЫЙ

начала самостоятельно выходить из окружения группа у товарной станции — солдаты Майкопской бригады, самарцы и пробившийся к ним небольшой отряд 276-го полка.

С этим отрядом произошёл любопытный эпизод. На связь с окруженцами вышел депутат и правозащитник Сергей Ковалёв и от имени боевиков предложил русским бойцам капитулировать, обещая вывоз автобусами. Попутно депутат спросил о точном местонахож­ дении отряда, чего ему, конечно, никто сообщать не стал. Позднее Ковалёв продолжал попытки уговорить те или иные группы наших военных на капитуляцию с условиями выхода из города без те х ­ ники. Вот характерный диалог:

«На этот раз пробивавшимся мотострелкам

и танкистам „чеченский волк" предложил переговорить с депутатом Госдумы Сергеем

Адамовичем Ковалёвым. Беседовал [старший лейтенант] Арвид Калнин.

Какие у вас предложения? — спросил „Ковалёв".

Мы не будем стрелять. Пусть нас выпустят из города, — ответил Арвид.

— Оставайтесь на месте, я переговорю

с чеченской стороной. Через 10 минут:

— Их условие: выходить только с табельным

оружием. Вас доставят в указанное место

на гражданских машинах. Бронетехнику остав­ ляете нам для последующей вам её передачи.

Разведчики до сих пор не уве­

 

рены,

что

с ними вёл

переговоры

 

настоящий

депутат.

Уж больно

 

резанули слух

слова

„оставляете

Ковалёв?

нам".

Мог

ли

сказать

их Сергей

И если

сказал,

то чьи интересы он

в Чечне

представляет?»1

Книга Памяти. Том 4. Майкоп, 2002. https://hotter.livejournal.com/136080.html

ОТСТУПЛЕНИЕ МАЙКОПЦЕВ

173

Окруженцы, естественно, не поверили правозащитнику и предпри­ няли самостоятельный рывок к свободе. По дороге отряд распался. Некоторые машины были подбиты, а пытавшиеся спастись солдаты застрелены . Д ругие выходили с боем. Один из солдат проявил изрядное хладнокровие: столкнувшись на улице с тремя боевиками, он ответил на их приветствие зычным криком «Аллах акбар!», после чего перебил успокоенных собеседников одной очередью.

Около пяти часов вечера от вокзала начали уходить остатки май­ копцев. На уцелевшую технику загрузили раненых. Многих бой- цов-срочников, одуревших от шока и ужаса, пришлось буквально выволакивать силой. Во время прорыва остатки бригады продол­ жали нести потери. В плен попал, например, тяжело контуженный подполковник Зрядний. Чеченцы его избивали, а несколько меся­ цев спустя расстреляли.

Один из бойцов, рядовой Николай Рябцев, описал своё пленение так:

«„Чехи" нас голыми руками, как говорится, взяли. Из всей БМП только я и подполков­ ник Зрядний (Царство ему Небесное) остались в живых. Остальных добили. Я просто убитым притворился, когда они раненых ходили доби­ вали. Меня тоже двое нашли, потому что подо мной бушлат дымился. Сначала один подбежал, молодой, весь в чёрное одет. Я перевернулся, на пятую точку сел. Один спрашивает: „Что, раненый? Где оружие?" Я говорю: „Нет". Он мне: „Не пиз.. ., найду — расстреляю". Я ему: „Нет, ищи". Обыскал меня, по земле рядом пошарил, тут другой подбегает. Первый ему говорит: „Вот раненый, вообще-то, добить надо". Второй ему: „Да, надо". У меня чуть не вырвалось: „Да ну на х..." — уже на языке вертелось. Если бы сказал, наверное, точно прибили»13^ .

За первые дни, по данным чеченцев, было захвачено около вось­ мидесяти солдат и офицеров. Многих содержали в центре города под присмотром находившейся там группы депутатов Госдумы.

174

ГЛАВА 5. ГРАД ОБРЕЧЕННЫЙ

Последней от вокзала отошла группа капитана Рустема Клупова. Этот офицер прикрыл уход остальных и покинул вокзал с небольшим отря­ дом, когда внутрь уже проникали чеченцы. На прощание один из бойцов арьергарда, сержант Майоров, обрушил выстрелом из реактивного огне­ мёта кусок торца дома напротив — вместе с засевшим там гранатомётчи­ ком. Позже Клупов, командовавший последними отступающими с вок­ зала, получил задание на вывод остатков сводного отряда Майкопской бригады из Грозного. Полковник Савин, возглавляя прорыв, отправился с небольшой группой солдат лично забрасывать гранатами обнаруженную группу боевиков во дворе автобазы. Он сумел бросить несколько гранат, но погиб на месте от попавшего в голову осколка чеченской гранаты. Солдаты пытались вывезти погибшего на гражданской «Волге», но через некоторое время она была подбита возле Дома печати. Тело Савина обнаружили лишь 21 января вместе с трупами других бойцов бригады.

Позднее на мёртвого полковника пытались «повесить» все недочёты операции Майкопской бригады, в том числе сам марш к вокзалу. Это была типичная для командования того времени аморальная попытка спихнуть на погибшего офицера собственны е провалы. Как бы то ни было, умер комбриг Савин достойно. Остатки его группы сумели выбраться окружным путём. Во время этого марша смерти был тяжело ранен начштаба самарского полка подполковник Майоров. Боевики приняли его за погибш его, но позже подполковника привезли на позиции российских войск местные жители — контуженого, раненого, обожжённого, но живого.

Наибольшие потери понесли группы, пробивавшиеся с техникой. БМП, машины и танки оставались заметной и лёгкой мишенью. Для сравнения, отряд, который выводил командир зенитного дивизиона майкопцев подполковник Половинкин, вышел пешком без потерь. Также в пешем порядке смогли выбраться ещё несколько групп.

Сводный отряд Майкопской бригады потерял за два дня погибшими 162 человека. Самарцы потеряли сопоставимое число людей: в середине января в полку числилось 63 человека убитыми и 75 пропавшими без вести. Из «вокзального котла» к своим вышло 147 майкопцев и около тридцати самарцев. Это были очень высокие потери, но ими кровопролитие далеко не исчерпывалось. Всего за эти двое страшных суток Объединённая группировка потеряла погибшими и пленными около пятисот человек.

ОТСТУПЛЕНИЕ МАЙКОПЦЕВ

175

Последний случай массового пленения российских солдат в Грозном относится к 5 января, когда в районе дома культуры им. Ленина (западная часть города) сдался окружённый взвод 503-го мотострелкового полка во главе с лейтенантом Ященком в составе 18 человек. Пленных освободили в феврале.

Кроме майкопцев и самарцев боевикам удалось окружить части 137-го парашютно-десантного полка, однако десантники не дали себя разбить. Вскоре они даже расширили свои позиции и через некоторое время при очень умеренных потерях заняли место боя Майкопской бригады.

Штурм Грозного начался для Российской армии с зубодробительного удара противника. Однако возможности для отдыха не было. После нокдауна нужно было подниматься.

176

ГЛАВА 5. ГРАД ОБРЕЧЁННЫЙ

ВЫЖИВАЙ, КАК ЗНАЕШЬ.

МИРНОЕ НАСЕЛЕНИЕ ГРОЗНОГО

Посреди разыгравшихся в городе отчаянных сражений под огнём ока­ залось огромное население Грозного. Обычные горожане, не сумев­ шие вовремя бежать, стали заложниками яростной баталии. Они жили в самых жалких условиях. Позаботиться о населении у воюющих про­ сто не было возможности, а у командующих, судя по всему, — жела­ ния. Периодически гражданских пытались использовать. В. Шурыгин описывал такой эпизод:

«Дней пять назад в расположение батальона пришла чеченка. Спросила командира. А потом вытащила из кармана „лимонку"... Еле выбить из рук успели, благо, она толком и не знала, как с ней обращаться.

— Дети есть? — спросил её на допросе Петрович. Давясь слезами, та кивнула:

Д...двое.

И что, тебе больше делать нечего, как

сгранатой бегать по городу? Муж есть?

Нет. Убили.

Сейчас?

Нет. Год назад.

Так какого же хрена ты дурью маешься?

Свёкор послал.

...? ! А что же сам не пошёл?

Старый. Плохо ходит. И у него жена новая. А я вдова. В доме тесно, сказал, детей вос­ питает сам.

Снапутствием оторвать свёкру женильный аппа­ рат, женщину выгнали из расположения»-4^.

Описывались истории и противоположного содержания, когда жители указывали дома, где находятся боевики. Однако деятельное сотрудничество с какой-то из сторон всё же было скорее экзотикой. Чаще люди просто пытались выжить. Грозненцы — как чеченцы, так

ирусские — испытали все мучения, какие только могут выпасть на долю

180

ГЛАВА 6. ЧИСТИЛИЩЕ