Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Devadasi.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
7.41 Mб
Скачать

Голод в Мадрасе

Экономические, политические, социальные и культурные аспекты истории бывают очень тесно связаны с проблемами питания. Не исключено, что одной из причин, способствовавших росту проституции в Мадрасском Президентстве, был голод. 3 марта 1911 года господин Батлер (Indian Government Home Secretary) поинтересовался мнением должностных лиц Мадрасского Президентства по поводу эффективности статей 372 и 373 IPС в свертывании системы девадаси. Нараяна Айер, мадурайский судья, в своем ответе на письмо господина Батлера сказал, что только бедность заставляет некоторых девадаси заниматься проституцией. В качестве одной из причин бедности он назвал голод 1876 года, о чем говорит перепись проституток в период до голода и после него (Kannabiran, Kannabiran, 2003: 9). Но опять-таки в данном случае под девадаси понимаются самые разные категории женщин. Тем не менее, рассмотрим и этот вопрос.

Вголодные времена люди вынуждены покидать свои дома и переходить в другие места. Очень часто из своих деревень они шли в большие города, думая, что в большом городе больше возможностей и шансов выжить. Шли люди и в Мадрас. Мадрас справедливо называют воротами Южной Индии. Он занимает удобное расположение и имеет все необходимые для процветания ресурсы – как природные, так и человеческие. Река Кум делит Мадрас на две части, а южную часть делит пополам река Адьяр. Город имеет также выход к морю. Эта местность некогда называлась Тондаимандалам. Многие части Мадраса представляют собой древние поселения, которые постепенно втягивались в его орбиту. Например, известное шиваитское святилище Тирувоттриюра, находящееся на его территории, прославлялось еще наянарами в гимнах «Деварама» (Aiyangar, 1994: 41). И англичане в этой местности были отнюдь не первыми европейцами: в Майлапуре была португальская фактория, а в Масулипатаме – голландская (Aiyangar, 1994: 40). Рядом, в Понди, располагались французы.

ВXVIII веке и в начале XIX между британцами и французами шла борьба

за доминирование в Индии. Тогда город превратился в боевую арену, что отнюдь не способствовало процветанию края. Но впервые голод пришел в Мадрас в 1646 году, через семь лет после его основания. Тогда голод унес не менее трех тысяч жизней. В португальской колонии Сан Томе смертность достигла пятнадцати тысяч. Голод привел к опустошению этой местности. Ситуация усугублялась войной, которую вели между собой соседние Голконда и Биджапур, разоряя близлежащие территории. Все эти бедствия пошатнули само основание социальной структуры. В Сан Томе многие жены покидали своих мужей и укрывались в Форте Святого Георгия, где надеялись получить хоть какую-нибудь помощь. Прислуга бежала от своих господ. Мужчины сами себя предлагали в качестве рабов, лишь бы только избежать смерти. В это время оживилась торговля людьми. Голодало не только местное население. Страдание английских поселенцев тоже были велики. (Naidu, 1994: 73)

Следующий голод случился в 1658 году. Его разрушительное воздействие было обострено присутствием армий Голконды и Чандрагири. Этот голод был затянувшимся, к тому же распространился далеко за пределы Юга и Северная Индия, возможно, пострадала даже сильнее. В 1686 году случился еще один голод, который уничтожил почти все население Мадраса. Шесть тысяч семей эмигрировала в другие места, а оставшиеся пребывали в большой нужде и бедности. Ежедневно на улицах города в поисках еды умирали люди. И это был не последний голод, и даже не самый страшный. Возможно, самый сильный голод, который пришлось пережить Мадрасу, случился в 1781 году. Он следовал по стопам разрушений, которые являлись результатом вторжения войск Хайдара Али. Это были трудные времена для Южной Индии. Англичане, французы, датчане, майсурцы – все воевали друг с другом. Вооруженные отряды забирали все съестное, что встречалось на их пути. Практически вся вторая половина XVIII века была охвачена войной. С 1766 года по 1799 случилось четыре войны, которые вели между собой за гегемонию в Южной Индии Ост-Индская компания и княжество Майсур. Эти войны называются Англомайсурскими: первая война с 1767 по 1769 год, вторая с 1780 по 1784 год, третья с 1790 по 1792 год, и в 1799 году случилась четвертая война. Экономика не успевала восстанавливаться, жизнь людей не успевала налаживаться. Будущее тоже не сулило сытой жизни – XIX век тоже был голодный. Голод 1807 года кружил вокруг Мадраса и быстро распространялся на соседние Неллоре и Северный Аркот. Вскоре наступила сильная экономическая депрессия – с 1825 по 1854 год. В 1876

году из-за отсутствия летних муссонных дождей начался очередной сильнейший голод. В 1896–1897 годах снова случился голод, последний раз за XIX век. XX век был не намного легче и уже само его начало ознаменовалось сильнейшим дефицитом продуктов в 1907–1908 годах. В XX веке проблемы с голодом были вызваны не столько голодом как таковым, сколько проблемами с работой.

Голод в Мадрасе 1876–1878 гг.

Голодные времена, вызванные войной или отсутствием своевременных дождей, случались и прежде. Однако никогда еще в истории Индии голод не приобретал таких масштабов. В голодные годы люди вовсе не обязательно умирали от нехватки пищи, они могли просто недоедать, жить впроголодь. И поскольку такое положение продолжалось десятилетиями и столетиями, то рано или поздно люди к нему привыкали. Человек быстро ко всему привыкает, даже, казалось бы, к самым неблагополучным проявлениям бытия. Люди умеют приспосабливаться к тяжелым временам. Они научились, по выражению Массимо Монтанари, «сосуществовать с голодом, терпеть его, день за днем всеми средствами бороться с ним» (Монтанари, 2009: 12). Некоторые слои населения не представляли себе иной жизни. Но когда голод становится совсем невыносимым, люди начинают употреблять в пищу то, что ранее не считалось пригодным. В кастовом обществе, где правила ритуальной чистоты строги и набор дозволенных продуктов ограничен, людям не просто решиться на нарушение пищевых запретов. Некоторые предпочитали умереть с голоду, нежели потерять касту. Показателен случай, который описывает в своей автобиографии М. К. Ганди: когда его десятилетний сын Манилал серьезно заболел, то доктор порекомендовал питаться куриным бульоном и яйцами, но сам мальчик и отец отказались от такого лечения, поскольку были вегетарианцами (Ганди, 1969: 228–230).

В голодные годы правила приличия, понятие о чести, чувство долга и собственного достоинства – все это уходит на второй план или даже на десятый. Самые праведные жены предпочитали забыть о чести, чтобы спасти от голодной смерти своих детей и мужей. Редко какой мужчина мог устоять перед соблазном насладиться прелестями тех женщин, которые прежде были для него недоступны. Для некоторых женщин меньшим злом было продать себя, нежели нарушить пищевые запреты. У многих мужчин появилась возможность доступа к женщинам, о которых раньше и мечтать не могли из-за разницы в статусе.

Девадаси сами должны были заботиться о своих семьях, не потеряв при этом ритуальную чистоту и сохранив свое «рабочее место» в храме.

Голодной и обессиленной сложно танцевать и петь, а поклонникам не до танцев, им тоже нужно выживать. В трудные времена происходит переоценка ценностей и меняются приоритеты: даже самые благородные и щедрые покровители думают прежде всего о своей семье, и самые рьяные любители музыки и танца забывают о своих увлечениях. Девадаси с их профессией танцовщицы были уязвимы во время голода, когда внимание и интерес к танцу ослабевал одновременно с двух сторон – со стороны зрителя и со стороны самого артиста. Даже самым богатым девадаси в такие времена было не просто выживать. А богатыми были далеко не все. В колониальный период стало меньше возможностей получить земельный участок и количество безземельных девадаси увеличивалось. Обнищание многих землевладельцев, которое происходило в XIX веке, еще больше усугубляло бедственное положение девадаси, поскольку землевладельцы являлись их покровителями (Whitehead, 2001: 157).

Таким образом, в последние века, когда в Индии хозяйничали европейцы, ситуация отнюдь не способствовала процветанию и благосостоянию местного населения, не обеспечивала сытую жизнь, сохранение традиций.