Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психологическое консультирование.doc
Скачиваний:
541
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
1.49 Mб
Скачать

Рекомендации воспитателям и родителям по рисованию детских страхов

Стремление рисовать присуще детям старшего дошкольного возраста. Оно свидетельствует о развитии образного мышления и потребности выразить себя. Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира. Уже само преобладание серых тонов и доминирование черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный фон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Наоборот яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят свое выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчетливых, пересекающихся линий. При заторможенности и тем более беспокойстве дети рисуют мало, предпочитая другие виды деятельности.

Особую ценность представляет рисование в группе по следующим, поочередно предлагаемым на каждом занятии темам: «В детском саду», «На улице, во дворе», «Дома», «Семья», «Что мне снится страшное» (или «Чего я боюсь днем»), «Что было со мной самое плохое (или хорошее)», «Кем я хочу стать».

Темы для рисования на первых двух занятиях в группе выбираются самими детьми.

После подготовительных занятий можно приступать к тематическому рисованию. Не превышающие 30 минут занятия проводятся раз в несколько дней и затрагивают одну, максимум две темы. Если кто-то из детей отказывается рисовать, не следует фиксировать на этом внимание, как и подчеркивать успехи других.

В рисунке на тему «В детском саду» представляет интерес взаимное расположение фигур сверстников и автора рисунка. Дети с истерическими чертами характера вне зависимости от своего реального положения рисуют себя обычно в центре группы. У детей с невротическими реакциями на рисунке мало сверстников или они отсутствуют совсем, что отражает проблемы взаимоотношений с ними. То же относится к рисунку «На улице, во дворе», указывающем на затруднения в приобретении дружеских устойчивых контактов и чрезмерную опеку в семье. На рисунке «Дома» изображается какая-либо семейная сценка: вроде папа читает газету, мама готовит еду, младший брат или сестра находятся в дальнем углу, а бабушка стоит.

К наиболее информативным относится рисунок на тему «Семья». В отличие от предыдущего дается инструкция нарисовать всех, с кем живет ребенок. При анализе следует учитывать не только возможности объективного отражения семейной ситуации, но и установку на ее изменение в благоприятную для ребенка сторону. Все же имеют значение порядок и близость расположения фигур и особенно место, где находится сам ребенок: между родителями или рядом с одним из них. В последнем случае это говорит о более выраженной привязанности к одному из родителей. Заслуживают внимания и размеры фигур, соотносимые с их ролью в семье и авторитетом для ребенка. Наконец, общая цветовая гамма с одним из взрослых, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую степень отождествления с ним по признаку пола.

Тема «Что мне снится страшное» (или «Чего я боюсь нем») дает возможность отобразить наиболее яркий страх. Какой именно страх, воспитателем не поясняется, и каждый из детей должен сам выбрать его. Не является обязательным и сам рисунок, тем более, если страхи отрицаются вообще. Если же рисунок сделан, то, значит, ребенок смог преодолеть барьер страха в своем сознании и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чем он даже избегал думать. Графическое изображение страха не приводит к его усилению, а, наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации. В рисунке страх уже во многом реализован как нечто уже происшедшее, фактически случившееся. Тем самым остается меньше недосказанного, неясного, неопределенного, и вместе это способствует потере аффективней травмирующего звучания страха в психике ребенка. Существенно и то, что занятие проходит в жизнерадостной обстановке общения со сверстниками, обеспечивая незримую поддержку с их стороны, уже не говоря об одобрении самого воспитателя.

Тема «Что было со мной самое плохое (или хорошее)» предоставляет возможность выбора событий, происходивших с детьми. Большинство из них предпочитают отображать в рисунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее, почти в каждой группе находятся несколько детей рисующих неприятные события, что может послужить основой для последующей, психотерапевтически ориентированной беседы с ними.

«Кем я хочу стать» — заключительный раздел тематического рисования в группе, вносящий в него оптимистическую струю и способствующий повышению уверенности детей своих силах.

Следующим этапом рисования в группе может быть направленное устранение всех страхов, которым подвержен ребенок. Для этого нужно выяснить в индивидуальной беседе: боится ли ребенок одиночества (остаться один); нападения (бандитов); заболеть; умереть; смерти родителей; некоторых людей; наказания; сказочных персонажей (Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча); опоздать в детский сад; ложиться спать дома и страшных снов; темноты; животных (волка, медведя, собак, насекомых, пауков, змей); транспорта (машин, поездов, самолетов); стихии (бури, урагана, наводнения, землетрясения); высоты или глубины; воды; находиться в тесной, закрытой комнате, в переполненном автобусе, метро; огня; пожара; войны; площадей, улиц (открытого пространства); врачей (кроме зубных); крови; уколов; боли; неожиданных (резких) звуков.

Составив список страхов у каждого из детей, воспитатель дает задание нарисовать их. Продолжительность специально отведенных для этого занятий не превышает 30 минут. На одном занятии рисуется, как правило, несколько страхов, но может быть нарисован и один страх. Ни в коем случае нельзя торопить ребенка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия. При среднем количестве страхов (у старших мальчиков — 8, у девочек — 11) необходимо проводить соответственно 4 — 6 занятий. О них сообщается заранее на собрании родителей. Рисовать лучше всего красками или фломастерами (шестицветными).

Занятие проводится следующим образом. Вначале объясняется цель рисования страхов как способа избавления от них. Затем каждому ребенку дается задание нарисовать первый, идущий по индивидуальному списку страх. После того как он нарисован, ребенок подходит к воспитателю или поднимает руку и ему дается задание нарисовать следующий страх.

Важно каждый раз выражать одобрение по поводу выполнения задания, ибо гордость за это в, известной мере, является антиподом страха, повышая заметно чувство собственного достоинства, активность и уверенность в себе. Вместе с тем следует избегать заверений о прекращении страха сразу после рисования и тем более допрашивать, боится еще ребенок или нет. Это будет выражением недоверия, в то время как ребенок особенно нуждается в доверии к своей способности преодолеть страх. Главное для него — уверенность воспитателя, что все идет так, как нужно, раз он полнил задание.

Некоторые дети долго не могут начать рисовать, постоянно спрашивая: «А как?» — в чем отражаются их неуверенность и тревожно-мнительный настрой. Можно тогда незаметно для других детей подсказать, как нарисовать страх, но в самых общих чертах. Как правило, трудным является только начало, что преодолевается примером рисующих сверстников, подражанием им. При рисовании исключаются темы смерти. Как абстрактные категории они наиболее трудны для отображения и к тому же по мере прохождения других, связанных с ними возрастных страхов сами по себе теряют свое аффективное звучание. Остальные страхи нужно нарисовать все без исключения, поскольку их неполное изображение может свести на нет достигнутые результаты.

Через несколько дней проводится обсуждение рисунков. Конечно, проще его провести со всеми детьми вместе, но вследствие развития в группе эффекта подражания большинство детей будут при всех безоговорочно соглашать отсутствием страхов, что не всегда соответствует действительности. Поэтому обсуждение проводится с каждым из них в отдельности. Последовательно показываются рисунки, и задается вопрос о том, боится ли теперь ребенок или нет. Чтобы не допустить внушения страха или его отсутствия, необходимо внимательно следить за тональностью голоса, избегая его акцентирования на одной стороне вопроса. Отрицание страхов закрепляется похвалой. Если же страх сохраняется, то это также находит понимание и поддержку, как залог последующих успехов.

Воспитатели, использовавшие рассмотренную методику рисования, отмечают ее эффективность в 50% случаев страхов у девочек и в 66% у мальчиков. Те же результаты имеем мы и среди контингента детей с неврозами. Таким образом, методика действенна в отношении определенного процента страхов, где бы она ни применялась.

Оставшиеся страхи предлагается нарисовать снова, но так, чтобы на рисунках ребенок изобразил себя небоящимся: Воспитатель говорит: «А теперь нарисуй, что ты уже боишься». Подобная инструкция противоположна предыдущей: «Нарисуй, что ты боишься», когда ребенок обычно изображает только объект страха, а не себя. Теперь же должен изобразить и себя в активной, противостоящей страху позиции. Подобная установка действует в качестве косвенного внушения или дополнительного стимула преодоления страха. Опять же необходимо продумать, как лучше выполнить задание, представить себе варианты, остановиться на одном из них и графически воплотить его посредством достаточно продолжительного волевого усилия. Все это представляет пример преодоления страха, который задается в общих чертах воспитателем, требует творческого развития, завершения самим ребенком.

На рисовании страхов по контрасту требуется меньшее число занятий, и в них участвуют уже не все дети группы. Остальные играют отдельно от рисующих. Через несколько дней после окончания повторного рисования страхов проводится индивидуальное обсуждение рисунков. Снова задается вопрос, боится теперь ребенок или нет. Положительный успех закрепляется одобрением, похвалой. Большинство детей из тех, кто после первого тура рисования еще боялся, теперь перестают испытывать страхи, и только в единичных случаях (10 — 15%) они остаются.

Устойчивый характер страхов указывает на лежащий в их основе высокий уровень беспокойства (тревожности), навязчивый оттенок, сниженный жизненный тонус, отсутствие достаточных защитных сил организма, а также недоверчивость и настороженность. Хуже эффект преодоления страхов у детей из неполных семей, детей, чьи родители конфликтны между собой, больны неврозами или отягощены тревожной мнительностью и хроническими соматическими заболеваниями.

Страхи отражают рост самосознания, поэтому возникают в определенном возрасте, прежде всего, у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей. Как уже отмечалось, с восьмимесячного возраста начинает звучать и набирать силу еще во многом рефлекторный страх перед внезапным появлением незнакомых лиц, вначале женского, а затем мужского пола, резко контрастирующих с уже привычным образом матери. Этот страх заметно уменьшается во второй половине второго года жизни, когда расширяется сфера социальных контактов ребенка. В 2 года многие дети знакомятся со сказкой «Красная Шапочка», и тема страшного волка начинает отражаться в снах в этом возрасте, прежде всего у девочек. Беспокойный сон, ночные ужасы, крики и есть эмоционально насыщенная, драматическая переработка уже отчасти осознаваемого страха смерти, лежащего в основе боязни волка. Если в 8 месяцев страх связан с образом матери, то в 2 года — с развивающимся самосознанием, чувством «я», которое еще так ранимо и может быть легко уничтожено грубой силой.

Вечной темой будут и насилие, злой умысел со стороны волка и неопытность, наивность и неосторожность Красной Шапочки. Это урок, назидание, запрет на совершение необдуманных, не одобряемых взрослыми действий: нельзя ходить одной через лес, где есть волки с присущей им психологией жестокости. Вообще, запрет в сказках играет большую роль для показа последствий его нарушения. Вспомним некоторые из них: не открывать окно («Кощей Бессмертный»), не уходить со двора («Гуси-лебеди»), не пить воду из лужи («Сестрица Аленушка и братец Иванушка») и т. д. Сказки — это урок, предостережение перед опасностями и одновременно приобщение к миру взрослых, ознакомление с их характерами, действиями, поступками.

Наиболее опасна встреча с волком в лесу в темноте, ночью. Страх темноты и сам по себе типичен для детей младшего дошкольного возраста, будучи проявлением игры воображения. Способствующим фактором является и наивность детей этого возраста, когда они верят буквально всему, что им говорят. Сон с закрытыми глазами — это, по существу, то же, что и темнота в каком-то замкнутом, закрытом пространстве. Последнее подчеркивается и тем, что ребенок не может самостоятельно проснуться, к тому же он лишен поддержки близких: матери нет рядом; отец, который может, как и охотник, убить волка, где-то совсем далеко. Срабатывает эмоциональная память об услышанной сказке, из подсознания появляется «волк-зубами щелк», который преследует, увеличиваясь все более и более в своих размерах. Он уже совсем близко, еще немного — и он догонит и съест. Ужас, испытываемый ребенком, есть первый опыт смерти еще задолго до ее осознания в 5—7 лет. Также и описанная нами триада страхов темноты, замкнутого пространства и одиночества через год-два начнет появляться днем, когда дети 3—5 лет не засыпают без того, чтобы горела лампа, дверь была открыта и мать сидела рядом.

Волк всегда способен причинить физическую боль, укусить, загрызть своими острыми зубами и клыками. А дети первых лет жизни как раз повышенно чувствительны к боли, И страх перед ней — один из факторов материализации волка во сне. В свою очередь, страх боли указывает на заостренный инстинкт самосохранения. Вместе с развитием чувства «я» в 2 года это объясняет, почему дети воспринимают волка как носителя угрозы для жизни. Волк — насильник, агрессор: он нападает первым, он способен на все. Здесь мы видим аналогию с физическими наказаниями в семье, угрозами, грубостью взрослых. Если дети продолжают бояться сказочного волка в более старшем возрасте, в 5—7 лет, то налицо все перечисленные отклонения, а также недостаточное участие отца в жизни семьи и воспитании детей. Так что появление волка во сне — сигнал социального неблагополучия ребенка. Бороться нужно не с самим волком, а с ближайшим окружением малыша так, чтобы он не подвергался лишний раз угрозам и тем более физическим наказаниям, чтобы к нему относились с уважением и любовью, вселяли веру в себя и своевременно поддерживали в трудную минуту.

Методика «Уничтожение страха»

Проведение методики включает пять этапов: предварительную беседу, создание изображения, уничтожение изображения, рациональное объяснение ребенку смысла показанного приема и релаксацию (последний этап повышает действенность методики, но не является обязательным). Проведение каждого из этапов варьируется в соответствии с возрастом ребенка, его психическим складом, состоянием, отношением к заданию и т.п.

I этап -составляется беседа с ребенком о том, бывает ли ему страшно, если да, то чего именно он боится, не мешает ли ему что-либо спать и т.п. Беседа ведется в спокойном непринужденном тоне. Если страхи выявляются по данным психологического обследования или по рассказам родных, а сам ребенок не признает у себя их наличия, то можно рассказать ему, что маленькие дети всегда чего-нибудь боятся, и спросить: «А чего боялся ты, когда был маленьким?». Далее работа будет проводиться со страхами, которые теперь уже якобы отсутствуют, но имелись когда-то. Полезность этой работы можно объяснить тем, что иногда становится страшно любому человеку, даже вполне взрослому, а поэтому полезно научиться справляться со страхом.

II этап - обсуждение того, как можно изобразить (нарисовать) страх и последующее создание такого рисунка. Для этого нужны бумага и набор цветных карандашей или фломастеров.

Иногда ребенок не называет конкретных страхов, так что не ясен предмет изображения. В этом случае можно рекомендовать один из двух приемов: а) персонификация страха в виде какого-либо очень неприятного, страшного животного или персонажа по выбору ребенка (этот прием целесообразен при работе с рационалистичными детьми); б) абстрактный рисунок, непосредственно выражающий эмоциональное состояние.

III этап - уничтожение рисунка. Прежде всего, нужно получить от ребенка признание того, что на рисунке действительно изображен его страх (настоящий или имевшийся раньше, «когда он был маленьким») - и, следовательно, теперь этот страх не внутри (в голове, или в сердце, или в груди), а снаружи. А значит, теперь его легко прогнать, уничтожить: для этого достаточно разорвать рисунок. Ребенку предлагают проделать это.

В то время, когда ребенок разрывает рисунок, психолог проводит косвенное внушение, эмоционально комментируя его действия: «Вот так, рви на мелкие кусочки, чтобы ничего не осталось! Чтобы страх совсем ушел и никогда больше не возвращался». Если ребенок скован, заторможен, то в разрывании рисунка может принять участие психолог («Я тебе помогу выгнать страх, чтобы он ушел и никогда больше к тебе не возвращался!»).

После того, как рисунок разорван, психолог собирает обрывки, подчеркивая, что собирает их все до единого, чтобы ни одного не осталось. Скомкав обрывки, он энергичным жестом выбрасывает их («Вот так, чтобы совсем ничего не осталось!»). Все это проделывается эмоционально, серьезно и сосредоточенно.

IV этап - рациональное объяснение ребенку смысла показанного ему приема. Ребенку объясняют, что теперь он знает, как прогонять страх. Значит, если ему снова станет страшно, то он не будет бояться, а просто нарисует свой страх и прогонит его, как он это сделал только что. Для этого даже не обязательно на самом деле рисовать и рвать рисунок - достаточно только представить себе, как ты это делаешь. Рационалистичным детям (особенно подросткам) полезно представить всю процедуру как психотехническое средство, сделав акцент на том, что это техника, помогающая человеку управлять самим собой, своим душевным состоянием.

V этап (не обязательный) - релаксация, сопровождаемая внушением в бодрствующем или дремотном состоянии. Внушение включает две основные темы, повторяемые несколько раз с разными вариациями:

Страх преодолен и больше не вернется. Теперь ребенок ничего не будет бояться, будет спокойно спать.

Ребенок знает, что делать, если ему вдруг снова станет страшно: он легко сможет прогнать страх, нарисовав его и разорвав рисунок или только представив себе, как он это делает.

Однако, указать на возможность возвращения страха необходимо, так как иначе первое же появление этого чувства снимет эффект коррекционной работы.

Приложение 5