Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
тутушкин распечатки.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
452.71 Кб
Скачать

Бидструп X. Рисунки. М., 1970.)

м. лермонтов

Проекция — вид психологической защиты, связанный с бессо­знательным переносом неприемлемых собственных чувств, жела- ний и стремлений на других (рис. 33). Она может быть понята как неосознаваемое отвержение собственных неприемлемых мыслей, установок или желаний и приписывания их другим людям, с целью перекладывания ответственности за то, что происходит внутри.«Я» на окружающий мир. Субъективно проекция пережи­вается как отношение, направленное на Вас от Них. тогда как дело обстоит как раз наоборот. /1ри проекции человек начинает обвинять других_в_том, что они раздражены, в то время как испы­тывает раздражение сам, заявляет, что его не любят, хотя в дей­ствительности разлюбил сам, упрекает других в своих ошибках.

"При реал2^вд.и_.проекцин границы «Я» сдвигаются так, что неприемлемые аспекты своего.«Я» считаются принадлежащими другим. Граница «Я», ощущение которой обычно помогает лич­ности ощущать свою неотождествленность с остальным миром, тередвигается, объем «Я» сжимается и тогда возникает возмож- шсть и вероятность отвергания того, что принадлежит самой лич- юсти. Иногда, наоборот, объем «Я» расширяется и становится юзможен «захват», когда за свое принимается то, что принадле­жит другим личностям — это идентификация. Так или иначе, это механизм вторжения одного «Я» в «пространство» другого. В этом смысле проекция — форма защиты, приписывающая, для ослаб­ления чувства вины, собственные пороки и слабости — другим. Смещение границ «Я» дает возможность относиться к внутрен­ним проблемам так, как если бы они происходили снаружи. А если они снаружи, то к ним можно применить способы разреше­ния проблем, применяемые обычно по отношению к внешним вред- ностям^/

."Как бы ни был человек неправ, он готов обвинять всех, кроме самого себя. Следы проекции обнаруживаются тогда, когда, стол- кнувшись с собственным неблаговидным поступком, нежелатель^ ным качествомГчеловек частично урезает информацию об этом, не сознавая, чтзта его собственный поступок или качество. Про­пуская в дознание ^информацию о существова н ии'небл а гоп р и ят- TWo" факта как такового. челЬвек меняет gro принадлежность — относит его не к себе,.а. к другому_лицу или объекту, дополняя (йзмёняя)~тём самым-вытесненную часть информации.

Термщ1_<ц1ра£1Ш1Я»_ввел Фрейд [211], понимая ее как припи­сывание другим людям,того, я чем человек не расположен ие сознаться. Это неявное уподоблений птжятпи» „./-.-.«я — своему внутреннему миру. Доявляясь в раннем детстве,-проекция выступает как наиболее частая форма защиты и у взрослых. Про­явление ее — общеизвестны: старая дева возмущается распущен - ностью нравов, злой человек не верит в доброту других людей. "Уподобление окружающих себе нашло отражение во многих пос­ловицах и поговорках: клятвопреступник не верит клятвам; вор каждого подозревает; вор свою дверь запирает и т. д. и т. п. Дони- мание_существа проекции, проясняет, почему приписывание од- "JL'l чедоаеком какихтлибо неблаговидных поступков или свойств другому нередко оборачивается саморазоблачением первого й при­водит к понижению для 'него^ второго. ~~ "

Разработанная А. А. Ухтомским теория доминанты позволила ему вскрыть глубинные механизмы проекции. Он описал феноме­ны «Двойника» и «Заслуженного собеседника». «Двойник» (как внутреннее представление о партнере) образуется с помощью про­ецирования на образ другого человека своих собственных без­нравственных качеств, а «Заслуженный собеседник» формирует­ся с помощью идентификации как результат переноса на себя глубокого интереса и уважения к другой личности. Он писал: «Когда люди осуждают других, то тем только обнаруживают сво­его же таящегося в себе двойника; грязному в мыслях все кажет­ся грязным; завистнику и тайному стяжателю чудятся в других стяжатели; эгоист, именно потому, что он эгоист, объявляет всех принципиальными эгоистами. Нет ничего обычнее, чем самоуве­ренные, циничные глаза торговца, которыми присматриваются друг к другу соседи: дескать, меня не надуешь, я-то тебя вижу на­сквозь, ибо ключ к тебе я всегда ношу с собой: это я сам...» [205].

Здесь важно обратить внимание на то, что человек с преобла­данием защиты по типу проекции в других видит прежде всего самого себя. При общении с «Двойником» фактически нет собе­седников, отличных от него. Обсуждая подобное обеднение внут­реннего мира человека, Ф. М. Достоевский отметил, что только тогда, когда человек пробьет себе дорогу через эту скорлупу, зона его интересов и центр тяготения получат возможность сместиться действительно на другое лицо и у него появится истинный собе­седник [73]. Из сказанного ясно, что вследствие проекции инфор­мация о себе трансформируется таким образом, что не-сам чело­век враждебно настроен, агрессивен, жаден, а другое лицо по отношению к нему. В общем случае можно сказать, что при этом формируется образ врага, а когда некто повсюду видит врагов, у него включается защитный механизм, позволяющий переложить, спроецировать ответственность за собственные промахи и ошибки на «них».; ^ v'-.. '.-л:-:;. •■•■'•-■.

Обладая положительной самооценкой, человек^ка^равило, у в ерен в себе ине нуждается Ti "Т1ёпрёрывнб й'дёмонст р ацииосо- бых достоинств своей персоны. У"него нет желания постоянно са- моутвёрждатьсяТГТри низ1Ш~самббц^^ чело^ёкхро-

нически недоволен собой, вследствие конфликта^^ждуЗ^елае^- мым и регм"ьным"обр"азам1Г«Я»7 Этот'конфликт запускает механизм п р ое к цй й~й7Те м с а м ы мГвё'д ет' к формированию установки отрица­тельного восприятия окружающих. Поэтому низкая самооценка — ключевое звено, повышающее вероятность возникновения проек­ции, а проекция играет заметную роль в формировании различ­ных предрассудков: сословных, расовых и т. п. Удобный фон для реализации проекции создает алкоголь. На начальных фазах опь­янения границы личности как бы размываются, при восприятии снижается различение свойств собеседника и собственных, что как бы временно уравнивает обоих и облегчает проектирование своих качеств на других [31].

Механизм проекции позволяет понять, почему тот, кто помог человеку, испытывает к нему большую симпатию, чем те, у кого не было повода это сделать. В этом случае на другого проециру­ются положительные качества и поступки, за которые этого дру­гого и начинают любить. С другой стороны, зло, причиненное дру­гому человеку, например, жестокое и несправедливое обращение с ним, снижает привлекательность пострадавшего в глазах обид­чика.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Мы должны отыскать себе достойного мужа, которого мы имели бы всегда перед глазами, чтобы жить, точно он всегда смот­рит на нас, и поступать, точно он видит наши поступки.

эпикур

• Идентификация — разновидность проекции, связанная с не­осознаваемым отождествлением себя с другим человеком, пере- jjfOgoM" на себа-Жел.аемых чувств и "качеств. Это возвышение себя "до другого путем расширения границы «Я». Идентификация свя- зана с процессом, в котором человек, как бы включив другого в свое «Я.»,-Заимствует, его мысли, чувства и действия, Вообразив себя на месте модели, то есть переместив свое «Я» в этом общем пространстве, он может.испытать состояние сочувствия, соучас- тия, сим патии, то ~ё^ьТюТувствов'ат1ГХр^ себя и. те^

самым, глубоко его понять. Фрейд рассматривал идентификацию как самоотождествление человека со значимой личностью, пооб- разцу которой он сознательно или подсознательно старается дей-_ ствовчатъДрис. 34).

Идентификация расширяет «Я^.включ^ кон-

крётных~людеи, но в отдельных,.случаях общество, в целом и да­же весь мир. Тогда человек может пережить идентификацию ^'«планетарным сознанием», когда Земля воспринимается им как

Рис. 34. Отождествление себя с идеалом для самоутверждения. (Из кн.: Нег- luf Bidstrup. Einfalle und Relnfalle. Berlin, 1957.)

сложный целостный космический организм. Ощущение слияния с миром помогает понять принадлежность «духовного мира» объективной реальности. Возникновение особой формы идентифи­кации — «океанического» чувства отмечад_,еш£^Р£Йд. Он описал это состояние, как момент переживания полного слияния с приро­дой, вселенной — единения, исключающего все возможные разли­чия между «Я» и остальным миром. _В отличие,от. других форм защиты это не перемещение внешних границ_«Я»л ля.формярпаа- ние дополнительных границ внутр и,_а утряся внешних грян^г. В общем случае, граница"«Я>\ помогающая личности ощутить свою нетождественность с остальным миром, смещается-и приводит либо к тому, что отвергается то, что принадлежит нам самим, либо к принятию того, что принадлежит другому человеку или миру в целом. В данном^лучае «Я» и мир неразличимы-Это предель­ный случаи"]р¥сЖйрйщ1_собствённ"ых.границ.

Развивается идентификация в детских ролевых, играх: дочки- матери, пожарные, космонавты и л\ д.. выступая одним из меха­низмов самопоз1гшдаувеличивает способность человека ис- пытывать чувства наслаждения, единства и гармонии путем,со­причастности кому-то. Дети идентифицируются с теми, кого больше любят, кого выше ценят, создавая тем самым основу для самоува­жения. С ее помощью ребенок усваивает образцы поведения дру­гих, значимых для него людей, то есть активно социализируется. Идентификация опосредует принятие женской или мужской роли, позиции взрослого, то есть участвует в формировании «СВЕРХ-Я». Отсюда ясно, как важно, чтобы ребенок имел возможность об­щаться с такими взрослыми, с которыми он мог бы идентифици­роваться, перенося на себя их положительные качества. Тогда он, включая в свой внутренний мир нормы, ценности и установки лю­бимых и уважаемых людей, использует их в дальнейшем как свои собственные. Из этих заимствованных элементов он формирует свой идеал — внутреннее представление о том, каким он хотел бы стать._

/71ля идентификации с кем-то нужна определенная мера сход­ства с ним, что усиливает чувство симпатии к нему, близости и дает старт процессам отождествления. Вспомним, что обижаем­ся мы только на того, кого любим. Почему? В этом случае у нас имеются ожидания, установка, то есть мы знаем, как он должен вести себя, если тоже считает себя близким к нам. ^Допустим, обнаруживаются отклонения поведения в неблагоприятную сто­рону. Тогда возникают отрицательные эмоции как реакция на не­соответствие, рассогласование ожидаемого и реального поведе­ния. В основе такого огорчения — желание зайрограммиро-

вать поведение близкого человека, ощущаемого как часть само­го себя.

Идентификация с героем помогает человеку встать на его точ­ку зрения, принять его способы восприятия окружающего и раз­делить его представления о приемах разрешения конфликтов. Она дает возможность не столько понять, сколько почувствовать то, что чувствует герой, и, таким образом, научиться интерпретиро­вать свои сходные состояния. Способность восхищаться и любить тех, кто лучше нас, создавать себе идеалы, предрасполагает к идентификации, тем самым формирует чувство собственного до­стоинства и повышает самоуважение. Самоуважение достигается в этом случае благодаря тому, что человек чувствует себя сопри­частным чему-то, что выше, лучше его. Ощущение такой сопри­частности помогает преодолеть индивидуальную слабость, безза­щитность, ощущение бесцельности своей жизни.

Проекция и идентификация имеют свои ограничения. Граница «Я», помогающая личности ощутить свою нетождественность с остальным миром, может смещаться и приводить либо к тому, что отвергается то, что принадлежит нам сами, либо к принятию того, что принадлежит другому человеку. Однако как исключи- тельная центрированность человека на себеГ^к и полное-уподоб-- ление другому, отождествление с "его ценностям и ..ознадаёх'пре- ; f

кращение развития собственной„индивидуальнасти.Только.урав- новешенность этих взаимодополняющих форм защиты способствует гармонии внутреннего мира человека.

ОТЧУЖДЕНИЕ

Множество грехов отпадает, если рядом с колеблющимся стоит свидетель его пос­тупков.

эпикур

Отчуждение — это психологическая защита, связанная с изо- л я Пиёй~обособл ением внутри сознания особых зон7 связанных с травмирующими факторами. При возникновении расщепления, диссоциации личнобтнгмьпшгетгие (по локальным субъективным оценкам) становится отчужденным. При этом некоторые совокуп­ности событий восдрилдлаются по отдельности, а связи между ними не актуализируются и поэтому не анализируются^ Тогда

19^что^(^ходит сегодня, не может быт ь_сшоста вл ен о

!■ - I

ч

с тем, что было вчера. Из этого описания видно, что изоляция пЕ£вощщует.Е,а£пад_обычного функционирования сознания: его.

единство дробится. Возникают как бы отдельные обособленные сознания, каждое из котощзццшжетйбладать своим собственным восприятием, памятью, установками. При такой диссоциации пси­хики способность перемещаться из одной изолированной зоны в другую сохраняется, и, находясь в одной из них, человек может наблюдать за самим собой с позиции другой, то есть как бы со стороны. Отчуждение осуществляет защиту личности путем от­странения «Я» ОТ той части личности, кптпряя прпиппирует Hpjipr Е^слмы^ереживания (рис. 35).

Таким образом, психика расщепляется на части, взаимно ис­ключающие друг друга (и поэтому порождающие границы). Но каждая вполне организована внутри себя и имеет свою логику. Каждая представлена множеством проблем, форм внимания к миру и себе, к своему прошлому. Если в данный момент субъект отождествляет себя с одной из этих личностей, то другая может восприниматься как чужая, опасная. Причем, суть опасности со­стоит в возможном захвате власти над поведением. Крайними про­явлениями отчуждения могут явиться состояния деперсонализа­ции, дереализации, галлюцинирования и бреда. При этом непри­емлемая информация как бы инкапсулируется в отдельной, актуально действующей части сознания, блокируясь, тем самым, от доступа к остальным зонам сознания: в простейшем случае возникает двуплановость.

В результате отчуждения_связьмежду.травмирующим собы- тием_и его эмоциональной оценкой нарушается. В этом смысле наступает изоляция — отрыв вызывающих беспокойство мыслей и чувственных воспоминаний от их абстрактных или логических аспектов. Неудивительно поэтому, что для отчуждения характер­на утрата чувства эмоциональной связи между неприемлемыми событиями и собственными переживаниями по их поводу, хотя реальность этих событий осознается. Возникает некое отделение травмирующей ситуации от связанных с ней душевных пережива­ний. Все это происходит, но как бы с кем-то другим. В состоянии расщепления сознания одна из частей сознания, которая в норме должна была бы сохранить ощущение тождества личности с про­текавшими ранее процессами мысли — уклоняется от этой своей обязанности (ведь в эти временные отрезки функционировала дру­гая часть сознания), теряет большие промежутки времени в про­шлом из поля своего зрения,'представляя другие части в непра­вильном порядке.

Возникновение отчуждения, как следствие избыточной изоля­ции друг от друга отдельных частей личности, развивается из нор­мальной способности принятия личностью различных жизненных

Рис.35. Одним из провокаторов отчуждения может выступать возраст и, как следствие, появление новых идеалов.

ролей. Исторически умение выйти за пределы своего «Я» связано со сменой позиции в совместной деятельности. В этом плане огра­ниченное отчуждение имеет положительный смысл,'помогая пос­тижению нового в его противоречиях. Например, антенна сцене часто бывает существом раздвоенным. Ф. Й. Шаляпин упоминал, что никогда не бывает на сцене один, там всегда два. Щаляпи на. Один играет, другой контролирует [223].

Ощущение свободы также предполагает способность к само­отстранению. Если человек не в силах все время терпеть самого себя, он может от чего-то в себе отмежеваться. Тогда возникает необходимая внутренняя дистанция между приемлемой и непри­емлемой частями «Я», "позволяющая занять, в отношении себя или какого-то своего состояния или качества, новую позицию. Из сказанного вытекает, что отчуждение имеет и негативные и пози­тивные грани. В своей защитной роли оно выступает как внутрен­няя анестезия, дающая возможность отгородиться от душеразди­рающих физических и психических страданий. Неоднократно от- мечено, что в момент пыток, ощущения, сильной Роли у человека возникает подчас чувство^некоторого удаления, отстранения от себя вместе с этой~болыо: «Это происходит с моим телом, я hp гп м^рй »

Эффекты" деперсонализации могут 6HTbj^y4eimji_B_3Kcne- риментальных условиях — при сшсорноОепривации. В этих об­стоятельствах одиночество и порожденный им дефицит информа­ции провоцируют раздвоение «Я» на два персонажа — действую­щего и отчужденно наблюдающего. Человек обнаруживает тенденцию выделить из себя партнера по общению и взаимодей­ствовать с ним. Необъяснимый страх, возникающий вследствие длительного одиночества, ищет и находит себе разрешение в об­щении с вынесенной вовне другой частью собственной личности.

В следственной практике известны ситуации, когда человек, совершившийтяжкое п р ёступл иев состояТГш? Тф фёкт а, не мо­жет осознать собственного^ участия в содеянном. Вернувшись из аффекта в нормальное исходное состояние, он не может вспЪм- нить хоть,чтсьнибудь.из.того,.что.делал.в том состоянии, так как мысли этих состояний никак не связаны. Разрыв так глубок, что воспринимается личностью как два разных способа существова­ния. Не отрицая своего присутствия в сцене, например, убийства, человек опознает предметы, с помощью которых оно было совер­шено, как свои, но, вопреки всякой логике и очевидности и несмот­ря на вещественные доказательства, утверждает, что не совер­шал этого поступка, поскольку не переживает его как собствен­ный (вследствие вторжения защиты по типу отчуждения).

• Отчуждение связано с диссоциацией путем отделения одной части личности человека (неприемлемой и травмирующей его) от другой части его же личности, которая вполне его устраивает. Пока существует такое отщепление, достойная часть личности, переживая по поводу поступков недостойной, может отстраниться от нее. Проблема преодоления человеком такой отчужденности и обретения внутреннего единства, гармонии, душевного равнове­сия от воссоединения с самим собой исторически тесно связана с осознанием своей греховности,, то есть признанием других, от­вергаемых частей своей личности. Грех концентрирует в себе страх, вину, стьци отвращение. Сам факт отчуждения Гегель [52] рас­сматривал как необходимый момент развития, считая, что в акте отчуждения есть положительные элементы: становление самосо­знания, поляризация добра и зла, возникновение нравственной вменяемости.

Таким образом, если отчуждение остается в границах нормы, то оно расширяет возможности человека, создавая ему условия для осмысления своих поступков: дает возможность взглянуть на себя «со стороны». Подобное отстранение от чего-либо позвЬляет обрести внутреннюю свободу и поддерживать достойный образ жизни. Если же отношение между желаниями человека и возмож­ностью их признания в себе разрываются, то отчуждение стано­вится фактором, нарушающим самосознание..

ЗАМЕЩЕНИЕ

Лучшее облегчение боли в том, чтобы ее выкричать, высказать ее целиком. Только в выражении она осознается, а то. что осоз­нается — потом уходит.