Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
тутушкин распечатки.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
452.71 Кб
Скачать

СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ 1

Не только низшее, но и высшее «Я» мо­жет быть бессознательным. )

З.Фрейд

Пока поступающая извне информация поддерживает уже сло­жившееся у человека представление о мире и о себе, он жи­вет в согласии с самим собой. Достаточное совпадение идеально­го представления о себе с реальным определяет душевное благо­получие человека. Но вот наметилось существенное расхождение и, как следствие, возникает внутреннее напряжение, побуждаю­щее к изменениям: либо идеального, либо реального представле­ния о себе, либо к попыткам вообще не воспринимать информа­цию, приводящую к дисбалансу представлений. В последнем слу­чае в процесс вторгается инстанция, способная к созданию защитных механизмов. *

С накоплением жизненного опыта у человека формируется сис­тема, выполняющая роль ограждения сознания от информации, которая может разрушить его внутреннее равновесие, опирающе­еся на сложившуюся у него картину мира — система защитных психологических барьеров. Это ограждение, защищающее созна­ние, обеспечивается специальным образованием — цензурой. Цен­зура, как страж на посту, инспектирует все поступающее на вхо­ды сознания, тщательно контролируя каждое душевное движение и не пропуская опасные сигналы. Поэтому она может рассматри­ваться как особая форма переработки травмирующей информа­ции. За счет этого она выступает как система стабилизации лич­ности, проявляющаяся в устранении и (или) сведении к минимуму отрицательных эмоций, когда есть опасность возникновения чув­ства тревоги или угрызений совести как реакции на критическое рассогласование собственных представлений о мире с новой ин­формацией. Получив неприятную информацию, человек может срочно умалить, ее значимость (по типу: «не очень-то и хотелось»), или изменить (снизить) уровень своих притязаний, вслед за осоз­нанием невозможности их реализации, или исключить из рассмот­рения факты, связанные с действиями, которые он не хочет вы­полнять.

Наиболее изученные формы психологической защиты (как пре­образования травмирующей информации) получили специальные названия: отрицание, подавление, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, отчуждение, замещение, сновидение, катарсис, сублимация.

ОТРИЦАНИЕ

Он будет отрицать одни факты, искажать / другие, признав лишь некоторые из них, ^^ и все равно будет считать свою позицию ло­гичной и последовательной.

Э.Фромм

Отрицание — это стремление избежать новой информации, не совместимой со сложившимися представлениям но себе. Защита проявляется в игнорировании потёТГцйально т р е вожной информгГ jj.hh, уклонении от нее. Это к а к"б ыба'р'ьТр', расп о л о ж е н ныйjt^Tm о на входе воспринимающей системы. Он не допускает туда неже­лательную информа,цаю^которая пр^ этом необратимо теряется для человека и не может быть впоследствии восста_нойлена [9б|. Таким образом, отрицание приводит к тому, что некоторое содер­жание ни сразу, ни впоследствии не может дойти до сознания (рис.29).

При отрицании переориентируется внимание^_Его. направле­ние меняется так, что человек становится особо невнимательным к сферам жизни и граням событий, которые чреваты для него неприятностями, могут его травмировать. Тем самым он превен^" тивно~(с опережением) отгораживается от них. Ш^влиянием от­ри ца ния_мы_стараемся о чем-то не думатьх отогнать мысли_~о<э этом. Когда в чем:то никак нельзя признаться cetfe самому,jro наилучшим выходом остается по возможности не заглядывать ТГэтот страшный и темный угол. Таким образом действует, напри­мер, ст'р'ахперед неудачей, когда человек стремится избегать поло-~ жен и й,~~г р оз я щи х, по его мнению, поражением!" ЕсЖ'УклЬнит'ься" полностью" невозможно, поведение может стать па р а до ксаль ны м поскоЖку_внйманиё становится «дырчатым».

Как~йЖёсТно7 в сйтуациях больших катастроф всегда есть оп­ределенный процентмтостра д а в ш их, защитная психическая реак­ция которых выражаетсяв полном „отрицании, казалрсьбы, впол­не очевидных событий. Сугцествует много потрясающих описаний столь «странного» поведенияв обст^новке землетрясений, наво­днении, изверЗкёний вулканов и т. гк

Обобщенная оценка значимости информации, которая может поступить, ее опасности, производится при предварительном вос­приятии ситуации и ее грубой эмоциональной оценке как «чего-то нежелательного». Подобная оценка приводит к такой перенастрой­ке внимания, когда детальная информация об этом опасном со­бытии полностью исключается из последующей обработки. Тогда человек либо отгораживается от новых сведений («есть, но не для

in»

меня»), либо не замечает их, считая, что их нет. Так или иначе, но возникает как бы внутренняя эмиграция. Избегаются темы, ситу­ации, книги, кинофильмы, подозреваемые в провоцировании у себя нежелательных эмоций.

Например, утверждение «я верю» обозначает некоторое осо­бое состояние психики, при котором все, что входит в конфликт с предметом веры, имеет тенденцию не восприниматься. Вера ор­ганизует такое отношение ко всей поступающей информации, ког­да, сам того не подозревая, человек подвергает ее тщательной предварительной сортировке, отбирая только то, что служит со­хранению веры. В отличие от других защитных механизмов, отри­цание осуществляет селекцию сведений, а не трансформацию их из неприемлемых в приемлемые.

ПОДАВЛЕНИЕ

Часто люди гордятся чистотой совести только потому, что обладают короткой па­мятью.

л.толстой

При подавлении защита проявляется в блокирован и и непр и я т - ной, нежелГтёльной^йнформации (рис. 30) либо при ее переводе из воспринимающей системы в память^либо при выводе из памяти в сознание. Подавление вступает в действиОШьТгогда^огда тенден1^ия_нежелательного действия достигает определенной силы. В этих условиях соответствующие следьГснабжаются как бы_спё: циальными метками, которыми, за т р у дня ют1Тос ле'ду ющ е е произ­вольное их вспоминание — блокируют их, хотя информацйя,~мар- кированная таким образом, в памяти сохраняется. Как известно, для закрепления..<у1эдрв.,^дод.го.вр.еме.н.ной памяти они должны быть особым образом эмоционально окрашены — маркированы'. ^Необходимая эмоциональная окраска (оценка) определяет после­дующую доступность следовГпройзвольному вспоминанйюГКогда человек устраняет мысль о том, что он не хочет илиТ?ё~может сделать, он говорит себёТак: «Не так-то уж и нужно было»,~«Есть вещи поважнее», тем самым обнаруживая негативную эмоцио­нальную маркировку. очс-Си х^.сйХа ь, '

Рис. 29. Решение внутреннего конфликта «хочу, но не могу» уклонением от соблазняющей ситуации. (Из кн.: Бидструп X. Рисунки. М.,1970.).

Если человек усилием воли старается нечто подавить, забыть о чём-то пережитом ил и м ыслённб'бтталкивает это от себя, устра­няя намерение, то соответствующие психические акты"деформи­руются. Возникающая деформация осуществляет диссоциацию сле­дов в памяти, то есть разделение их на разрешенные к произволь-

Рис. 30. Блокирование желаемого действия как следствие побуждений разной направленности. (Из кн.: Бидструп X. Рисунки. М„ 1970.)

ному вспоминанию и неразрешенные. Поэтому подавление и об- н ару ж и в аетс яв раз ры вн ом?сар а кте р е воспоминаний — из общей картины прошльпс Событий что-то оказывается запрещенным к воспроизведениюГ 1Трйчё\Гне все негативные события 'по­давляются вравной мереГЧаще подавляется переживание сексу- альных побуждений, страха, собственной слабости, агрессивных намерений против р^щш^дёСи др.

Сведения, подавленные, неразрешенные^ вспоминанию, и со- храняемые в бессознательном, не абсолютно нед^ для со- знания_. Бываюз1мом£нты, когда сознание угадывает гдухую И. не­внятную их речь. Как писал Л. Н. Толстой: «Только в самой тай- ной глуби не души своей^ьерговорм^ распущенную жизнь, чтосделалсятаким HepTjor.Oi_Hl.Q_ Дри род а влекла его к этому, а оттого, что он влюблен несчастливо в Ната- шу и подавил в себеэтулюбовь£|198, с. 112].

Поскольку подавление воздействует на информацию, когда она уже продвинулась до^системы памяти/то эта информация успева­ет обрасти физиологическими (вегетативными) компонентами. Они сохраняются и могут проявляться в обмолвках, описках7'неловк их~ ^движениях, навязчивых состояниях, то есть в разнообразных симп­томах. Эти симптомы в символической форме отражают связь меж- ду реальным поведением и подавленной информацией. Если удас­тся создать условия для осознания причин конфликта,.то он под­дается управлению. Его можно ослабить или вовсе нейтрализовать с помощью мыслительной деятельности, направленной на пере­стройку иерархии личностных ценностей.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

В своих бедствиях люди склонны винить _l судьбу, богов и все, что угодно, но только не самих себя.

платон

Рационализация — это защита, связанная с осознанием и ис­пользованием в мышлении только той части воспринимаемой ин­формации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое. .и..не.лротиворечащее_обтлктивным О-бешахё^ствам (рис. 31). _При этом неприемлемая часть ситуа­ции из сознания удаляется, особым~образ6м преобразовывается и, после этого, осознается, но уже в измененном ^иде. Фрейд, на"- ример, по лаг ал, что ко всем желающим отл ож ить л ечение надо относиться с недоверием, да же^ког дамоти в и ров ка отсрочки ка­жется безупречной, так как обычно истинные причины желаемой отсрочки — это страх, а приводимые резоны — рационализация. Как"видно из этого примера, преобразуется знание о той части реальностй,""которое,"будь оно "осознано, сдёлало'быжизМЕГ'Слти^" , ком трудной и травмирующей. Защита осуществляется с помощью убедительных доводов, для оправдания своих личностно или со­циально неприемлемых качеств, желаний и действий.

Главная особенность рационализации состоит в попытке пост фактум создать гармонию между желаемым и реальным положе:" нием, и, т^м_самым, предотвратить потерю самоуважения. Так, пассивный говорит, что ёкрЗзлишняя уступчивость — следствие душевно^дади^ат^ти;„агрессивны й"," что," '1ШГсильны1Г человек, дн'н'е'может позволить.никому «сесть себе на1ш^»7а'^авно^ш- ныи, что он В этих случаях"решение,

"ка'к поступить, принимается подсознательно и человек не осозна^

Рис. 31. Превращение обидной ситуации в другую, похожую на исходную, но укрепляющую самоуважение. (Из кн.: Бидструп X. Рисунки. М., 1970.)

;т стоящих за таким решением подлинных сил, но когда поступок :овершен, он берет на себя задачу найти для него оправдание^ [тобы убедить себя и других, что~6н действовал в соответствии реальной ситуацией.

Рационализация может противрречить фактам и законам _ло- ики, jjo jm.He обязательно.' Она может быть рдзулдной-шогяч- ой^В этом случае е£-Иррациональность заключается только том, что объявленный мотив деятельности не является поддкн- ыML HanpHMepf иногда человек утверждает, что его профессио- альная некомпетентность проистекает из физического недомога- чя/. «Избавиться бы от головных болей — я бы сосредоточился 1 работе. В этом случае советы подлечиться, не перегружаться, i ослабиться, очевидно, не помогут, если этот человек потому /I болен, что на службе от него нет никакого толку. I

Осознаваемые (после вторжения рационализации) причины по- дения представляют собой смесь из ложной информации (пред- еждений, предрассудков), то есть трансформированных моти­вов, в которую включены островки истины (констатация самого события). Наличие в этой смеси элементов истины придает чело­веку ложную уверенность", будто истинна и вся смесь. В этой сме­си разум пытается навести некий благопристойный порядок, который после изготовления и осознается. Например, не желая признаться себе, что совершил определенные поступки по эгоис­тическим мотивам, человек так «хорошо» все себе объясняет, что сам начинает верить в «чистоту своих помыслов», или, не имея душевных сил признаться самому себе в том, что потерял хоро­шую должность по собственной вине, убеждает себя в том, что ушел с работы добровольно. Аналогично ведет себя уязвленный, подавленный страхом получить отказ в общении, человек, когда он, защищаясь, заявляет, что другие ему и не нужны, объявляя, тем самым, что свобода общения воспринимается им как бремя и ответственность.

Рационализация — это всегда.,выдача себе индульгенции, то есть это опр_аедахельно£-отношение..к. свдему^поведению и^своим принципамЛ1ри этом человек может быть уверен в своей искрен­ности. Однако субъективная убежденность в собственной откро­венности ни в коем случае не служит критерием истинности. Мо­тив поступка не обязательно совпадает с причиной, предшество­вавшей действию, поскольку оправдательные мотивы часто выдвигаются и осознаются после совершения действия. Напри­мер, непосредственной причиной драки с хулиганом может высту­пать необходимость самозащиты, а при последующем объяснении выдвигается мотив сохранения человеческого достоинства, убеж­дение в социальной вредности хулиганства и т. п.

Га£мш^_А1ежду реальным поведением человека и его пред- ставлением_р_должном может быть достигнута с помощью двух вариантов рассуждения: либо повышением ценности совершенно­го поступка, полученного результата, ДИ6.0.Д0ШЖ§Щ£!!! ценности поступка, который совершить не удалось, илирезультатаZmQz торый не достигнут. Например, обращаться ли за помощью к ;неприятному"для вас человеку? И в том, и в другом случае изменения направлены к уменьшению диссонанса между желае­мым и действительным, в соответствии с личной системой цен­ностей.

Когда защита не включилась своевременно, — возникший дис­сонанс переживается как тревога, сожаление. Не получив желае­мого и огорчаясь по этому поводу, человек,.утешая себя, говорит: «Не очень-то и хотелось». В подобных случаях используется вари­ант рационализации, названный «зелен виноград». Он побуждает обесценивать или дискредитировать недоступные блага. Его сущ-.

ность в том, что при нехватке сил и воли для совершения намечен­ного человек, преувеличивая трудности для совершения намечен­ного, уговаривает себя, что делать этого и не надо. Другой вари­ант рационализации — «сладкий лимон». Он направлен на пре­увеличение ценности уже имеющегося блага и значимости достигнутого результата.

Приведем пример рационализации по типу «зелен виноград». Героиня романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Наташа Ростова хочет освободиться от мысли об измене своей любви к князю Ан­дрею. «После этого вечера Наташа не спала всю ночь и к утру решила, что она никогда не любила князя Андрея...» Внутренняя психологическая работа, подделывающая разумные причины под совершившиеся факты, привела к этому [198, с. 81].

Если задачу, которая в момент решения воспринималась как интересная и актуальная, решить не удалось, отношение к ней изменяется. Теперь, играя на понижение, человек склонен оце­нивать ее как несодержательную и неактуальную [196]. Аналогич­ные механизмы рационализации вмешиваются и в таких, напри­мер, случаях, когда толстая девочка, не игнорируя самого факта избыточного веса, трактует его как преимущество (женственность). Во многих случаях эмоциональная несдержанность, приводящая к частым конфликтам в общении, трансформируется и представ­ляется их виновником как принципиальность, душевная тонкость, артистичность или как нежелание перекладывать свои беды на плечи друзей и близких, то есть как своеобразный вид альтру­изма.

Итак, рационализация — это поиск ложных основании^когда человек не уклоняется от встречи с угрозой, а нейтрализует ее, интерпретируя безболезненным для себя способом. С этой целью реальное состояние дел подвергается содержательному анализу и этому состоянию дается такое объяснение, на основании которо­го человек может пребывать в иллюзии, что действует из разум­ных и достойных мотивов. Например, в обычных объяснениях ал­коголиков используются мотивировки, приемлемые для окружаю­щих и самого пьющего, при которых он сохраняет возможность представить себя как жертву неблагоприятных обстоятельств! и может почувствовать себя правым. Похвальба альковными под­вигами тоже может выступать как защита от представления о себе как о сексуально неполноценном партнере («сладкий ли­мон»). Идет ли рационализация по типу «зеленый виноград» или «сладкий лимон», все равно в ней проявляется неудовлетво­ренность собой и своими поступками, потребность в самооправ­дании.

ВЫТЕСНЕНИЕ

Человек обладает иллюзией свободы пос­тольку, поскольку он осознает свои жела­ния, но не свои мотивы.