Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВИДы.docx
Скачиваний:
67
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
197.46 Кб
Скачать

3.Историческая генеалогия:предмет,методы,возможности в исторических исследованиях.

Генеало?гия или родосло?вие (др.-греч. ?????????? — родословная, от ????? (genea) — «семья» и ????? (logos) — «слово, знание») — систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве фамилий и родов[1]; в более широком смысле — наука о родственных связях вообще.

Предмет изучения

Генеалогия является вспомогательной исторической дисциплиной (прикладной исторической дисциплиной) и занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ. Генеалогия связана с геральдикой, дипломатикой и многими другими историческими дисциплинами.

С начала XXI века, в связи с научным прогрессом, набирает популярность генетическая генеалогия, использующая анализ ДНК человека.

Историческая наука строит свои выводы на материале исторических источников (прошлое – исторический источник – историк), причем историки постоянно испытывают недостаток в необходимой информации. Поскольку общественное устройство, наука и культура непрерывно развиваются, постольку разрыв между той информацией, которая непосредственно содержится в источниках (и отражает представления и цели людей своего времени), и той, которая необходима современному историку (и отражает представления и задачи сегодняшнего дня), не только сохраняется, но и углубляется по мере увеличения интервала между временем создания источника и настоящим. Поэтому главная из прикладных задач источниковедения состоит в повышении информативной отдачи источников. Растет потребность в сведениях, непосредственно не выраженных в источнике. Эта потребность может удовлетворяться, во-первых, путем вовлечения в научный оборот новых, ранее не использовавшихся источников, и, во-вторых, посредством повышения информативной отдачи уже известных источников. Первый путь, в конечном счете, ограничен. Поэтому разработка принципов, путей и методов повышения информативной отдачи источников становится все более актуальной задачей источниковедения [ Миронов, с. 17].

Вспомогательные исторические дисциплины (ВИД)– система научных дисциплин, разрабатывающих проблемы методики и техники исторического исследования. Каждая из ВИД имеет свои приемы и свой объект исследования. Но цель у них одна – помочь исследователю всесторонне изучать исторический источник. На их основе и с привлечением их материалов и выводов источниковедение строит теорию и методику изучения исторических источников.

х х х

Одна из самых актуальных проблем современной науки состоит в том, чтобы преодолеть традиционное разделение изучения различных аспектов человека как личности, человеческой деятельности разными науками. Ставится задача выработать такие научные методы, которые могли бы охватить взаимодействие биологической, материальной, духовной, эколого-географической сторон человеческой природы в их реальном соотношении. В этой связи несомненный интерес представляет исследовательский опыт исторических дисциплин, которые традиционно называют вспомогательными. Одна из них – генеалогия – дисциплина, изучающая родственные связи людей. Исследователи характеризуют данную науку как обладающую большими исследовательскими возможностями: “Генеалогия в наибольшей степени способна адекватно отвечать задачам познания самых замысловатых конфигураций исторического процесса, самых разнохарактерных структур общественных формаций, жизненных мотиваций их представителей” [ Митрофанов, с. 172]; “Генеалогию можно рассматривать как синтетическую макродисциплину по истории родовой сущности людей” [ Борисенко, с. 61]; “Генеалогия приобретает характер единой гуманитарной науки о людях” [ Наумов, с. 3].

Интерес к своему происхождению был присущ человеку изначально. В эпоху родового строя в устных преданиях сохранялась память об этногенезе народов, предках и их героических подвигах. В античном обществе происхождение стало определять социальный статус человека – его свободу или несвободу, гражданское полноправие. Знание этих корней и гордость за деяния предков имели не только моральный престиж, но и социальный смысл. Уже у римлян появился обычай демонстрировать портреты и скульптурные изображения предков и свитки с их родословными. В средневековье происходит расцвет практической генеалогии, связанный желанием подтвердить дворянское происхождение.

Существует и философское объяснение данному явлению. Среди вечных тем духовной культуры человечества во всех ее подразделениях важнейшей является проблема жизни и смерти. Один из аспектов этой проблемы связан с идеей обретения бессмертия, которая рано или поздно оказывается в центре внимания человека. Так вот, один из видов бессмертия – в генах потомства, близок большинству людей. Мощнейшим из влечений человека является стремление увидеть свои черты в детях, внуках и правнуках. С этим связывается наследование не только физических признаков, но и нравственных принципов семейного занятия или ремесла [ Философия, с. 289]. Русская классическая литература дает тому много примеров. Например, С. Т. Аксаков в “Семейной хронике” о том, как старик Багров узнал о рождении своего первого внука, описывает так: “Просыпаясь от крепкого сна, едва старик потянулся, как ворвался Мазан и, запинаясь от радости, пробормотал: “Поздравляю, батюшка Степан Михайлович!” Первым движением Степана Михайловича было перекреститься. Потом он проворно вскочил с постели, босиком подошел к шкапу, торопливо вытащил известную нам родословную, взял из чернильницы перо, провел черту от кружка с именем “Алексей”, сделал кружок на конце новой черты и в середине его написал “Сергей””.

Несомненно, что генеалогическое сознание способствовало самовосприятию людей не только как части семейного окружения, но и как части крупной социальной и этнической общности. Родственные связи, охватывающие все население, будучи осознаны, способствовали превращению популяции как лишь демографической совокупности в этническую общность, в единый народ [ Сахаров, с. 68].

х х х

Первоначальное назначение генеалогии утилитарно: греческое слово ?????????? переводится как “родословная”, т.е. учение о роде ( ????? - род, происхождение, поколение; ????? - слово, наука), и означает запись представителей того или иного рода по поколениям.

Генеалогия как дисциплина, подобно другим ВИДам, прошла два основных этапа в своем развитии: практический и научный. Различие между практической и научной генеалогией принципиально. Научная генеалогия всегда подчинена задачам исторического исследования, практическая – юридически оформляет степень родства между определенным кругом лиц, устанавливая их положение в структуре общества.

В России временем становления генеалогии как научной дисциплины стал XVIII в. В трудах В. Н. Татищева, М. М. Щербатова, Н. М. Карамзина в соответствии со сложившейся общеисторической методологией генеалогические проблемы занимали центральное место, исторический текст структурировался по именам правителей и датам их правления. Российские историки того времени не имели специально-генеалогических знаний, поэтому их росписи и таблицы, приложенные к общеисторическим трудам, отличались громоздкостью, сложностью, неточностью и неполнотой. В 20-30-е гг. XIX в. в трудах П. В. Хавского и М. С. Гастева определены основные генеалогические термины, очерково изложена история накопления генеалогического знания, показана в соответствии со сложившейся западноевропейской традицией методика графического изложения родословий. Теоретический толчок начала XIX в. задал эмпирическую парадигму почти на столетие, предопределив сдвиги в практической генеалогии. Во второй половине XIX в. выходят генеалогические справочники П. В. Долгорукова, А. Б. Лобанова-Ростовского, В. В. Руммеля и В. В. Голубцова, которые, несмотря на не вполне критическое отношение авторов к источникам, в то же время уделяли основное внимание полноте и точности изложения материала. Наблюдается снижение роли генеалогии для общеисторических трудов (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский), что косвенно свидетельствует о превращении ее в самостоятельную дисциплину [ Свищев, с. 67].

Трактовки предмета генеалогии, ее задач чрезвычайно разнообразны. Первое определение теоретической генеалогии привел М. Гастев. По его мнению, она “содержит правила отыскивать начало, связи, продолжение и распространение родов; начертывать родословные таблицы, рассматривать их, критически оценивать генеалогические документы” [ Гастев, с. 12]. Крупнейший генеалог дореволюционной России, основатель научной генеалогии Л. М. Савелов определение генеалогии разделил на две части. Первая, или “внешняя официальная часть”, гласит: “Генеалогия есть построенное на достоверных документах и других источниках доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц”. Вторая часть, которая “является только желательным дополнением, т. е. тем идеалом, к которому должен стремиться каждый генеалог, желающий дать яркую картину общественной и семейной жизни интересующего его рода или семьи”, определялась так: “Генеалогия есть история того или другого рода во всех проявлениях жизни его представителей, как общественной, так и семейной” [ Савелов, с. 21].

В дальнейшем в исторической литературе существовали обе тенденции в определении предмета генеалогии – от предельно узкой, ограничивающей ее функции только достоверным доказательством факта родства, и до расширительного толкования, которое наряду с реконструкцией собственно родословных включает исследования исторических биографий, истории семейств и их имущественного положения, социального статуса, места в системе государства, вклада в общественную и культурную жизнь [цит. по: Петрова, с. 201]:

“история семьи” (С. Н. Быковский);

“выявление происхождения индивидов в преемственной их последовательности одного от другого и объединении их в семью” (А. М. Большаков);

“учение о родословии” (А. А. Введенский);

“установление родственных связей лиц, действовавших на исторической арене” (С. Б. Веселовский);

“происхождение, социальное положение исторических деятелей…, изучение биографий, происхождения семейных связей” (А. А. Зимин);

“установление фактов родства…, их историческое осмысление” ( А. И. Аксенов);

“изучение семейно-родственных связей и социального происхождения конкретных исторических лиц” (А. В. Елпатьевский);

“изучение родственных связей между отдельными лицами и история семей различного социального происхождения” (М. Е. Бычкова);

“изучение и составление родословных, выяснение происхождения отдельных родов, семей и лиц, выявление их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности” (В. Б. Кобрин).

Е. В. Пчелов [2000], отмечая, что в научной литературе присутствуют расплывчатые трактовки генеалогии, определяет ее как науку, изучающую: 1) генеалогические связи между людьми (родство и свойство); 2) те системы, которые вследствие этих связей возникают (роды, семьи и др.); 3) историю самих этих систем (их происхождение, развитие и гибель).

Е. А. Мельникова отмечает три значения понятия генеалогии: 1) происхождение и история родственных связей определенных семей и их членов; 2) тексты, содержащие перечисление в определенной последовательности предков некоего человека; 3) специальная историческая дисциплина. Таким образом, по мнению автора, понятие охватывает и научную дисциплину, и предмет ее исследования, и один из основных видов источников для его изучения [Древнейшие государства…, с. 3].

Мы придерживаемся точки зрения, аргументированной в статье О. В. Петровой: “Обобщая имеющиеся данные, можно сделать вывод, что вся генеалогия в целом – это также средство познания одной из сторон истории; ее предметом являются методы изучения родственных связей, а главным методом – родословная. При помощи генеалогических методов можно привести в систему сведения о родах и родственных связях, обеспечить, таким образом, их исчерпывающее и упорядоченное использование. Отсюда вытекает основная задача генеалогии, которая заключается в выработке наиболее эффективных путей составления родословных и подготовки справочников [Петрова, с. 208].

Но, давая определение генеалогии как метода изучения родственных связей, не следует его абсолютно противопоставлять традиционным определениям. Генеалогия, как всякая наука, может быть представлена в узком и широком планах, и во втором случае она есть “история семей, родов…” Но при определении науки в узком плане надо исходить из того, что составляет ее специфику и отличает от других наук. “История семей, родов” – это историческое исследование, опирающееся на изучение определенных источников с анализом последних разнообразными методами.

Д. М. Шаховской определяет в зависимости от эпохи следующие функции генеалогии:

– мистико-историческое значение в Библии;

– династическое, когда это касается государства;

– наследственное, когда это касается частных лиц, следовательно, она играет роль во внешней политике, во внутренней и в общественной жизни народа;

– развитие медицины показывает необходимость ее применения, особенно в генетике и т. д. [ Шаховской, 1993, с. 5].

х х х

Уникальность генеалогии как специальной исторической дисциплины определяется не только широкими задачами, которые ставятся перед ней, но и ее практически неограниченной источниковой базой [ Корусенко].

Вообще говоря, документы, содержащие генеалогическую информацию, – понятие весьма широкое. Можно различать среди них, во-первых, собственно генеалогическую документацию, специально созданную или подобранную для доказательств происхождения и родства (как, например, родословные книги российского дворянства, уже ставшие предметом специального исследования); во-вторых, это документы, содержащие информацию массового характера, позволяющую создавать банк соответствующих данных о лицах и их родственных связях (например, документы по личному составу); в-третьих – это всякая документация, содержащая данные о лицах, а следовательно, те или иные данные, при соответствующем сопоставлении и исследовании пополняющие генеалогические сведения [ Медушевская, 1993, с. 30].

Собственно прямыми источниками в генеалогии считаются родословные росписи, таблицы, составленные в практических целях, записи и документы коллегий герольдов, относящиеся к изучаемой эпохе.

“Прямые” генеалогические источники требуют весьма осторожного и критического подхода к себе. Это относится к легендам о происхождении родов. Как правило, они достоверны на протяжении 2-3-х поколений. Затем свидетельства становятся неточными. Достоверность исторической основы в легендах устанавливается путем сопоставления их с источниками других типов – документальными и вещественными, со свидетельствами, исходящими из других стран. Проверка подлинности источников предполагает текстологический анализ, выявляющий подделки и приписки, учет времени составления родословия, личности того, кто был его составителем. Важная роль в проверке подлинности родословных отводится генеалогическому счету (25-30 лет между поколениями).

Среди огромного массива косвенных источников первостепенное значение для генеалогии имеют документальные памятники, характеризующие классовую и сословную принадлежность, родственные связи исторических лиц: метрические свидетельства, брачные договоры, завещания, документы из семейных архивов.

Важную роль в генеалогическом исследовании играют документы, характеризующие имущественное положение различных категорий населения: грамоты земельных пожалований, церковная документация, списки налогообложения, а также частные акты – купли-продажи, дарений, завещаний. Однако здесь исследователя подстерегает ряд опасностей. В простонародной среде высока повторяемость имен, часто отсутствуют фамилии, это затрудняет идентификацию исторических лиц. Поэтому эффективно только использование большого актового материала, относящегося к одному и тому же времени и месту.

Ценные исторические сведения содержатся и в нарративных источниках: хрониках и других исторических сочинениях, житиях, некрологах, мемуарах, дневниках, публицистике, памятниках эпистолярного жанра.

Важную для генеалогии информацию таят в себе материальные памятники: это церковная утварь, сохранившая имена дарителей, надгробия и эпитафии на них, доносящие до нас имена, даты рождения и смерти, обстоятельства жизни и карьеры. В качестве источников могут быть также использованы монеты и медали, печати, родовые гербы [ Дмитриева, с. 29-32].

Среди научной общественности даже звучали призывы законодательно оформить понятие “генеалогический памятник”:

“Речь идет о введении в федеральный закон “Об охране и использовании памятников истории и культуры” (в развитие Закона РСФСР 1986 г.) нового вида памятников – генеалогического памятника истории и культуры, под которым понимаются родословные книги.

В ст. 20 действующего закона перечислены такие виды памятников, как “предметы старины, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, строения, рукописи, коллекции, редкие печатные издания…”. Генеалогический памятник истории и культуры каждого человеческого рода или жителей целого поселения, будь то город, его часть или деревня, имеет один или несколько признаков, подпадающих под определение движимого вида памятника. Это дает основание говорить о возможности причисления генеалогических памятников к охраняемым законом” [ Аржанцев].