Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Цуциев статья из Бюллетеня ВИУ.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
271.36 Кб
Скачать

Теперь мы обратимся к «нашим» случаям

Нагорно-Карабахская республика, юридически непризнанное (в т.ч. и Арменией) государство в международных границах Азербайджана. Провозглашено в 1991 году в ходе параллельно развивающихся процессов внешнего самоопределения Азербайджанской ССР (в отношении СССР) и Нагорно-Карабахской автономной области (в отношении самой Азербайджанской ССР). Фактический статус НКР как независимого от Азербайджана государства обеспечен победой карабахских армян в кровопролитной войне 1991–1994 гг. Территория НКР и «пояс безопасности» (районы собственно Азербайджана, оккупированные силами НКР) отделены от Азербайджана линией прекращения огня, которая находится под международным мониторингом. НКР осуществляет внешнеполитические связи через Армению и мировую армянскую диаспору. Существует переговорный процесс под эгидой т.н. Минской группы.

Приднестровская Молдавская Республика, непризнанное государство в международных границах Молдовы со смешанным русско-украинско-молдавским населением. Находится в левобережной по Днестру части бывшей Молдавской ССР плюс частично г. Бендеры. Провозглашено как независимое образование в ответ на угрозу включения Молдовы в состав Румынии и в ходе вооруженного конфликта, инициированного центральными властями Молдовы. ПМР и Молдова вовлечены в переговорный процесс с международным участием/посредничеством.

Республика Абхазия провозглашена как независимое государство в 1992 году входе войны, начатой вооруженными силами тогдашнего центрального правительства Грузии («Госсовет») против автономной республики, находящейся юридически в составе Грузии. С 1994 года действует соглашение о прекращении огня, в соответствии с которым в зоне соприкосновения/разъединения сторон в конфликте размещены Коллективные силы по поддержанию мира (под эгидой СНГ). Под контролем Грузии остается часть территории Абхазии (Верхняя Кодори). Абхазия имеет развитые экономические и культурные связи с Россией, в том числе на уровне отдельных субъектов РФ Южного федерального округа. Абхазия и Грузия вовлечены в переговорный процесс с международным участием/посредничеством.

Республика Южная Осетия провозглашена как независимое государство в 1992 году в ходе вооруженного конфликта с центральным правительством Грузии. С лета 1992 года действует Сочинское российско-грузинское соглашение, по которому в зоне конфликта размещены Смешанные силы по поддержанию мира. Юрисдикция властей Грузии сохраняется в восточной части Южной Осетии (в Ленингорском/Ахалгорском районе) и нескольких других анклавно расположенных секторах. Южная Осетия имеет развитые социально-экономические связи с Северной Осетией и другими субъектами РФ Южного федерального округа. Южная Осетия и Грузия вовлечены в переговорный процесс с международным участием/посредничеством.

Косвенный вывод из этого обзора-перечисления состоит в том, что международная политико-правовая практика включает в себя различные формы и механизмы взаимоотношений, с помощью которых происходит «нормализация», скажем так, отклоняющихся/нелегитимных случаев государственного суверенитета, встраивание феномена непризнанных государств в относительно стабильную парадигму современного мира, «состоящего» из государств признанных.

Попытки полностью изолировать непризнанные государства, поместив их в вакуум международного бойкота, имеют мало шансов на успех. Помимо полновесных дипломатических отношений существуют иной формат и иные уровни трансграничных отношений, в различной степени оформленных и публичных. Сам спектр этих «до-дипломатических» отношений весьма широк — от развитых хозяйственно-экономических связей, включая военно-техническое сотрудничество, и соответствующей практики хозяйствующих субъектов до символического, но важного репертуара политических жестов по признанию.3

Важнейшим механизмом включения непризнанных образований в систему международных политико-правовых отношений являются соглашения о статус-кво (в том числе и соглашения о прекращении огня и миротворческих операциях) и институт многостороннего переговорного процесса. В целом, продолжительное существование непризнанных государств и стабилизирующие статус-кво усилия международного сообщества есть паллиативное решение коллизии между двумя крайностями — правом государства-носителя на территориальную целостность и состоявшимся военно-катастрофическим отделением части территории, находящейся под эффективным, но «альтернативным» суверенитетом.