Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

conflictsxxi-2015

.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
2.49 Mб
Скачать

женной исламистской оппозиции. Исследуется их идеология, политическое мировоззрение, методы и способы действий, характер взаимоотношений с другими отрядами антиправительственной оппозиции. Подробно освещается история возникновения ИГИЛ и его деятельность, главным образом на территории Сирии. Делается вывод о необходимости скорейшего окончания вооруженной фазы конфликта и перевода его в русло политического урегулирования, что является одним из главных условий успешной борьбы с джихадистским движением в Сирии.

Противостояние исламистской Ассоциации «Братья-мусульма- не» с военно-политическим истеблишментом Египта рассматривается в главе И. М. Моховой в контексте анализа положения Ассоциации в египетской политике и обществе до Арабской весны. В результате формирования обширной социальной поддержки Ассоциации в различных сегментах египетского общества правящие элиты были вынуждены идти с ней на отдельные компромиссы, оставляя исламистам пространство для участия в общественнополитической жизни страны. Анализ изменений в соотношении сил традиционных центров влияния (армии, политико-административ- ных и экономических элит системы Мубарака) и исламистского лагеря показывает, что борьба за власть между ними способствовала переходу конфликта в Египте из латентной стадии в открытое вооруженное противостояние. Причины же потери власти «братьями» (несмотря на победы во всех египетских выборах после Революции 25 января) связываются И. М. Моховой с тем, что электоральная легитимность Ассоциации оказалась недостаточным условием для удержания власти. Последовавшие после прихода к власти ас-Сиси репрессии против «Братьев-мусульман», опора обеих сторон египетского противостояния на ведущих региональных акторов свидетельствуют о неизбежности сохранения конфликта в ближайшие годы до устранения его основополагающих условий. К этим условиям относятся идейные и социальные противоречия по линии светскость-религиозность, авторитаризм египетских правителей (включая самих «братьев»), влияние египетской армии далеко за пределами оборонных функций, глубокое укоренение коррупции и непотизма, сильное социально-экономическое расслоение, демократические устремления молодых египтян, а также про-

481

тивостояние на «египетском поле» Саудовской Аравии с Катаром и Турцией.

На примере политической трансформации Алжира в период Арабской весны в монографии (в главе Б.В. Долгова) анализируются факторы, способствовавшие тому, что Алжиру как одному из немногих арабских стран удалось избежать погружения в гражданское противостояние с применением насилия. Протестные акции 2011 г., спровоцированные нерешенностью социально-экономичес- ких проблем, не привели к падению правящего режима, несмотря на направленные на это усилия оппозиционных сил. Автор показывает, что причинами устойчивости режима и его поддержки значительной частью общества на парламентских (2012 г.) и президентских (2014 г.) выборах, наряду с мерами алжирского руководства по улучшению внутренней ситуации, явилось неприятие алжирским обществом радикальных методов Арабской весны. Оно обусловлено памятью о негативном опыте «алжирской весны» 1990-х годов с ее длительным вооруженным противостоянием с исламистами, борьба с которыми длится в Алжире до сих пор. Таким образом, опыт этой арабской страны показывает, что социальноэкономическим вызовам и активности сторонников радикального исламизма можно создать серьезное противодействие, если на то имеется политическая воля и стремление реализовать, хотя бы частично, коренные социально-экономические преобразования.

Если попытаться применить к ближневосточным конфликтам существующие в мировой практике методы урегулирования или разрешения, как, впрочем, и их предупреждения, то выяснится, что они не всегда оказываются эффективными. Никакой из этих методов не может стать универсальным, и даже в случае его успешного апробирования в других частях мира он не может быть механически перенесен на конфликтные коллизии на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Опыт конфликтов в этом регионе свидетельствует о том, как сложно, а порой и просто невозможно разрешать существующие здесь противоречия с помощью западных цивилизационных схем – «прививок демократии», внедрения европейских форм парламентаризма и организации власти, регулирования экономики с помощью рыночных механизмов. Не всегда применимы здесь методы международного миротворчества, что неудивительно,

482

поскольку оптимальные средства для урегулирования и разрешения этнополитических и религиозных конфликтов мировой практикой не найдены.

Военное вовлечение нерегиональных держав во внутренние конфликты с целью их предупреждения или контроля за ними также свидетельствует о малой эффективности такого рода действий. Само военное вторжение или тщательно спланированная операция по устранению неугодного режима совершается относительно просто, порой силами незначительного воинского контингента. Именно так произошло в Афганистане, когда был взят дворец Амина; так было в Ливане, куда США направили в 1983 г. мобильный отряд морских пехотинцев, или же в 1982 г. при вторжении в Ливан Израиля; фактически так было в Ираке, где международной коалиции во главе с США удалось в 2003 г. нанести сокрушительное поражение войскам Саддама Хусейна, или же в Ливии, где свержение режима Каддафи произошло при активном участии региональных и международных игроков. Но вот создание после всех этих легких и не очень легких «прогулок» в странах, ставших объектом международного вмешательства, стабильных, процветающих режимов, пользующихся доверием большинства населения и способных положить конец внутренней фракционной (клановой и межконфессиональной по преимуществу) борьбе – задача неизмеримо более сложная. С ней пока не справились ни в Афганистане, ни в Ираке, ни в Ливии, и едва ли смогут справиться в Сирии, если там вообще ставится именно такая задача.

Конкретный механизм урегулирования внутренних и межгосударственных конфликтов должен в каждом конкретном случае учитывать предпосылки, мотивы, побудительные импульсы вовлеченных сторон, их психологию и поведение, обусловленные местными культурой и традициями. В раздираемых этническим и клановым соперничеством обществах трудно добиться мира, если посредники и миротворцы не займут нейтральную, равноудаленную от всех враждующих группировок позицию, избегая блокирования с политическими, этническими или военными фракциями, группами, кланами, что представляется вообще нереальной задачей. Тем более редко когда способствует прекращению конфликта принуждение его сторон к миру силой, поскольку на практике те, кто осуществ-

483

ляет силовое вовлечение во внутригосударственное вооруженное противоборство, задаются простой целью – смены режима в стране, охваченной конфликтом, а потому действуют на стороне часто профинансированной и вооруженной ими же «оппозиции», т.е. одной из конфликтующих сторон (как, собственно, было в Ливии, когда свергался Каддафи, или же происходит в Сирии).

Это, однако, не означает, что вмешательство «третьей стороны» вообще лишено смысла. Так вот выявление умеренных лидеров и группировок, «работа» с ними помогают иногда установить контроль над конфликтом, снизить его интенсивность и привести враждующие стороны к перемирию, а затем и к разрешению конфликта. Важно также по возможности перехватить конфликт на начальной стадии, попытаться добиться согласия на переговоры, не допустить эскалации насилия, а тем более его бесконечного поддержания в ожидании всеобъемлющего урегулирования.

ПЕРСОНАЛИИ

Махмуд АББАС (род. в 1935 г.) – видный член ФАТХ и ООП, президент ПНА (2005–2013), президент Государства Палестина (с января 2013 г.)

АБДАЛЛА бен Абдель Азиз Аль Сауд (1924–2015) – король Саудовской Аравии и хранитель двух благородных святынь (2006–2015).

Ясир АРАФАТ (1929–2004) – основатель ФАТХ, председатель ООП (1969–2004), президент Палестинской национальной администрации (1994–2004).

Ляхбиб АДАМИ алжирский политик, руководитель умеренноисламистской партии «Нахда».

Хуссейн Амир АДУЛАХЬЯН заместитель министра иностранных дел ИРИ.

Тарик АЗИЗ (1936–2015) – иракский политический и государственный деятель времен режима Саддама Хусейна; был министром иностранных дел (1983–1991), заместителем премьер-министра Ирака (1979–2003), членом Совета революционного командования; в 2011 г. приговорен Высшим судом Ирака к пожизненному заключению, скончался 5 июня 2015 г. в иракской тюрьме.

Али ал-АРАЙИД (род. в 1955 г.) тунисский политический деятель, исламист. Родился в Меденине, получил инженерное образование в Сусе, в 1977 г. присоединился к исламистскому движению. Занимал пост руководителя Консультативного совета партии («Шура») в 1982–1986 гг., затем до 1990 г. возглавлял политбюро. В 1987 г. был приговорен к смертной казни, но после прихода к власти Бен Али помилован. Повторно осужден в 1992 г. на пятнадцать лет заключения. Десять лет провел в одиночной камере. После освобождения в 2004 г. стал частым гостем телеэфиров «аль-Джазиры» и других иностранных каналов. В 2006 г. присоединился к оппозиционной Коалиции 18 октября, объединившей силы внесистемной оппозиции. Занимал пост министра внутренних дел в правительстве Хамади Джебали, премьер министра с 13 марта 2013 по 29 января 2014. Ушел в отставку под давлением оппозиции в ходе Национального

485

диалога. Считается представителем близкого к салафитам крыла «анНахды»; в период пребывания в правительстве неоднократно обвинялся оппозицией в потворствовании деятельности «Лиги в защиту революции» и других вооруженных салафитских милиций.

Дурейд аль-АСАД – двоюродный брат сирийского президента Башара аль-Асада.

Башар Хафез аль-АСАД (род. в 1965) – сын предыдущего президента Сирии Хафеза Асада; президент Сирии с июля 2000 г. (в 2007 г. переизбран на второй мандат), верховный главнокомандующий вооруженных сил Сирии и генеральный секретарь сирийского регионального отделения «Партии арабского социалистического возрождения» (ПАСВ). В июне 2014 г. в результате президентских выборов, в которых участвовали кроме него два кандидата, был избран на третий мандат.

Абдаллах бин Хусейн аль-АХМАР, шейх (1933–2007) – верховный вождь (шейх аш-шуйюх) конфедерации племен хашед, председатель йеменского объединения «Ислах», бессменный председатель Палаты депутатов парламента.

Хамид бин Абдаллах аль-АХМАР, шейх – сын шейха Адаллаха альАхмара, бизнесмен, политик, член руководства партии «Ислах».

Али Мохсин Салех аль-АХМАР – генерал, сводный брат президента Али Салеха, военный и политический деятель Йемена, в 2004–2010 гг. командовал военными операциями против Движения хуситов, в марте 2011 г. перешел на сторону оппозиции и примкнул к «Ислаху».

Абу Бакр (Ибрагим) аль-БАГДАДИ (род. в 1971 г.) – глава ИГИЛ; прежде руководил иракским отделением «Аль-Каиды» – ИГИ («Исламское государство Ирак»); в июне 2014 г. провозгласил себя под именем Ибрагим халифом непризнанного «Исламского государства», контролирующего часть Сирии и Ирка.

Хасан аль-БАННА (1906–1949) – идеолог и основатель религиознополитической организации «Братья-мусульмане». Лозунгом египетских исламистов стали произнесенные аль-Банной слова: «Бог – наш идеал, пророк – наш вождь, Коран – наша конституция». Убит неизвестными в Каире 12 февраля 1949 г.

486

Масуд БАРЗАНИ (род. в 1946 г.) – курдский и иракский политический деятель, сын Мустафы Барзани, президент Автономного региона Иракский Курдистан (с 2005 г.).

Мустафа БАРЗАНИ (1903–1979) – курдский военный и политический деятель, главнокомандующий армии Мехабадской республики (Иранский Курдистан), лидер национально-освободительного движения в Иракском Курдистане.

Мухаммад БАСИНДВА (род. в 1935 г.) – политический деятель Йемена, министр иностранных дел (1993–1994), с 2009 г. – член оппозиции, премьер-министр ЙР (2011–21.09.2014).

Халид Махфуз БАХАХ – премьер министр ЙР (21.09.2014– 22.01.2015), ушел в добровольную отставку в знак протеста против вмешательства «Ансаруллах» в деятельность кабинета.

Абдель Азиз БЕЛАИД (род. в 1963 г.) – самый молодой среди пяти претендентов на пост президента Алжире на выборах в 2014 г., занявший третье место по числу проголосовавших за него избирателей. Получил высшее юридическое образование. С 1986 г. – член партии «Фронт национального освобождения» (ФНО) и самый молодой член ЦК ФНО, а также председатель Национального союза алжирских студентов. Член Национальной народной ассамблеи (парламента) Алжира в двух созывах (1997–2002 и 2002–2007). В 2011 г. вышел из ФНО и создал в 2012 г. свою политическую партию «Фронт Мустакбаль» (ФМ, «Фронт будущего»). На парламентских выборах в 2012 г. ФМ получила 2 места в парламенте. А. Белаид опирается на поддержку молодежного электората, провозглашая углубление социально-экономических и политических реформ и подъема жизненного уровня народа.

Мухтар БЕЛЬМУХТАР – алжирский террорист-джихадист, известный также как Халед Абу-ль-Аббаса и «мистер Мальборо». Последнее прозвище было ему дано алжирскими спецслужбами за активное участие в контрабанде сигарет. Участвует в джихадистском движении с начала 1990-х гг. после того, как прошел обучение в лагерях боевиков в Афганистане. В 2000-е гг. стал одним из лидеров «Аль-Каиды Исламского Магриба». В 2013 г. объявил о создании независимой от «Аль-Каиды» организации «Кровью расписавшихся» (Аль-мувакиин би-д-дамм). В 2014 г. рас-

487

пространил заявление о верности лидеру «Аль-Каиды» Айману азЗавахири. По некоторым данным, активно участвует в гражданской войне на территории Ливии.

Джамаль БЕНОМАР (род. в 1957 г.) – марокканец, провел восемь лет в тюрьме в Марокко (1976–1983), признан узником совести, с апреля 2011 г. – специальный посол ООН в ранге помощника Генерального секретаря ООН в Йемене, ведущий куратор международного плана урегулирования кризиса в Йемене (Инициативы ССАГЗ).

Али Салем аль-БИД (род. в 1939 г.) – политический деятель НДРЙ, член политбюро ЙСП, генеральный секретарь ЙСП (1986–1994), глава государства НДРЙ (1986–1990); в мае 1994 г. провозгласил непризнанное государство на месте НДРЙ – Демократическую Республику Йемен; проживает в изгнании с 1994 г.; с 2009 г. – лидер «Мирного Движения Юга» («Хирака»).

Шукри БИЛЬАИД (род. в 1964 г.) тунисский политик ультралевой ориентации, лидер «Движения патриотов-демократов», адвокат и правозащитник. Получил юридическое образование в Ираке, защитил диссертацию в Сорбонне. С молодости активно участвовал в студенческом движении, был оппонентом власти и при Х. Бургибе, и при Бен Али. В 2000-е годы получил известность как правозащитник и адвокат по политическим делам. Поддерживал бастующих в Гафсе в 2008 г. Идеологически был близок к коммунистам и арабским националистам. Его партия «Движение патриотов-демократов», зарегистрированная после революции, присоединилась к левой коалиции «Народный фронт». Бельаид был убит 6 февраля 2013 г. в столичном районе аль-Мензах. Убийство вызвало острый политический кризис в стране, привело к смене правительства и способствовало дискредитации исламистской партии «ан-Нахда», последовательным оппонентом которой он был.

Джавад аль-БОЛАНИ шиитский политический деятель, имевший тесные связи с «Движением Садра» и входивший в одну из влиятельнейших фракций внутри движения садристов партию «Фадыля»; министр внутренних дел Ирака (2006–2010).

Мухаммад БРАХИМИ (род. в 1955 г.) – тунисский политик насеристского толка. Родился в Сиди-Бу-Зиде, получил техническое и экономическое образование в Тунисе. Преподавал менеджмент и экономику в ли-

488

цее, занимал различные должности в ряде компаний в Тунисе и Саудовской Аравии, в 2004 г. дослужился до поста генерального управляющего Земельно-жилищным агентством. С 1980-х гг. активно занимался общест- венно-политической деятельностью, отстаивая насеристскую идеологию. В 2005 г. создал Юнионистское насеристское движение, запрещенное властями и действовавшее в подполье. После революции 2011 г. стал депутатом Национального учредительного собрания как представитель гувернората Сиди-Бу-Зид. Тогда же основал Народное движение, ставившее задачей объединить все юнионистские и левонасеристские группы. Примкнул к коалиции Народный фронт, но в июле 2013 г. вышел из нее, намереваясь создать собственную партию. 25 июля 2013 г. был убит в столичном пригороде Ариане. Убийство Брахми дало новый толчок к развитию политического кризиса, закончившегося Национальным диалогом и отставкой исламистского правительства в декабре того же года.

Абдель Азиз БУТЕФЛИКА (род. в 1937 г.) – алжирский политический и государственный деятель, министр иностранных дел Алжира (1963–1979), Председатель Генеральной Ассамблеи ООН (1974–1975), президент Алжира с 1999 г. (трижды переизбирался на пост президента страны в 2004, 2009 и 2014 гг.). За это время ему удалось, в основном, подавить вооруженное противостояние радикальных исламистов с властями, провести ряд социально-экономических и политических реформ и восстановить международный статус Алжира как регионального центра силы.

Абу Мухаммед аль-ГОЛАНИ лидер сирийской террористической группировки «Джабхат ан-Нусра».

Мухаммад ДАХЛАН (род. в 1961 г.) – один из лидеров первой интифады, глава сил ФАТХ в секторе Газа в период захвата ХАМАСом власти в 2007 г.

Мухаммад ДЕЙФ (род. в 1965 г.?) – палестинский военный деятель, глава хамасовского боевого крыла «Бригады Изз ад-Дина аль-Кассама».

Ибрагим аль-ДЖААФАРИ (род. в 1947 г.) – шиитский политик, один из лидеров партии «Даваа», премьер-министр Ирака (2005–2006), министр иностранных дел Ирака (с 2014 г. по н/в).

489

Баян ДЖАБР – министр внутренних дел (2005–2006) Ирака, бывший командир «Бригад Бадра» и высокопоставленный функционер шиитского движения проиранской ориентации «Высший совет исламской революции в Ираке» (ВСИРИ).

Хамади ДЖЕБАЛИ (род. в 1949 г.) тунисский политический деятель исламистского толка и журналист. Родился в г. Сус, получил диплом инженера во Франции, где провел девять лет и познакомился с будущими своими сподвижниками по исламистскому движению. Оказался в числе основателей «Движения исламской направленности», позже переименованного в партию (движение) «ан-Нахда». В 1981–1984 гг. занимал пост лидера партии. В 1989 г. возглавил ее печатный орган – еженедельник аль-Фаджр. В августе 1992 г. был арестован и осужден на 16 лет строгого заключения за членство в запрещенной организации, пытавшейся совершить государственный переворот. Освобожден в 2006 г. президентским помилованием после неоднократных голодовок. С 24 декабря 2011 г. по 14 марта 2013 г. занимал должность премьер-министра, покинул пост в ходе политического кризиса, вызванного убийством Шукри Бильаида. Хотел баллотироваться на президентский пост в 2014 г., однако не был поддержан партией, хотя и занимал должность генерального секретаря. В декабре 2014 г. вышел из «ан-Нахды». Имеет репутацию национально ориентированного, крайне умеренного исламиста, близкого по взглядам к Абдельфаттаху Муру – вице-президенту «ан-Нахды».

Абдурахман аль-ДЖИФРИ, сейид (род. в 1943 г.) – участник освободительного движения на юге Аравии против британских колонизаторов, с 1986 г. – председатель старейшей политической партии Юга «Лига сынов Йемена», лидер «Национального оппозиционного фронта» («Моудж»), соавтор документа Согласия (1994), один из активных руководителей «Мирного Движения Юга» («Хирак»).

Айман аз-ЗАВАХИРИ глава «Аль-Каиды».

Абу Мусаб аз-ЗАРКАВИ (1966–2006) – создатель организации «Единобожие и джихад», «эмир Аль-Каиды в Ираке», объявивший в 2004 г. о намерении создать на территории Ирака исламское государство; обвинялся в совершении террористических актов; убит в Ираке бомбами, сброшенными американским истребителем-бомбардировщиком.

490