Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЯРОСЛАВСКИЙ КРАЙ.docx
Скачиваний:
1044
Добавлен:
06.02.2015
Размер:
578.77 Кб
Скачать

§9. Ярославский край

В ПЕРИОД ПЕТРОВСКИХ

ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

В первой четверти XVIII века в экономике, политиче­ском строе и культуре России произошли огромные измене­ния. Проведенные Петром I реформы оказали большое влияние как на всю страну, так и на Ярославский край. Петр I много раз посещал наш край. Такие частые посеще­ния царя объясняются тем, что еще в 1693 году было от­крыто постоянное почтовое сообщение между Москвой и Архангельском. Один-два раза в неделю из Москвы в Ярославль по почтовому тракту отправлялась тройка ло­шадей, которая перевозила казенные и частные бумаги и государственных чиновников, ехавших по казенной на­добности. Поскольку царь часто выезжал в Архангельск по делам флота, проездом он бывал и в Ярославле. Сейчас историки говорят, что царь Петр шесть раз посетил Яро­славль. Кроме того, он бывал в Ростове и Переславле.

«Потешная флотилия»

Есть еще одно место в Ярославском крае, куда царь надолго приезжал по делам государственной важности — это Плещееве озеро близ Переславля. Оно стало местом

строительства первой русской флотилии. Весной 1688 года царь

Петр Алексеевич начал строить свой первый «потешный» флот для военных учений. К работам были привлечены переславские рыбаки «государевой рыбной сло­боды». На южном берегу озера недалеко от деревни Веськово были построены царский дворец, мастерские, избы для мастеровых Учения людей и корабельная верфь. Всего было построено около ста боль­ших и малых кораблей. На самом

большом из них — корабле «Марс» — было установ­лено 30 корабельных пушек. Летом 1692 года в Пере-славль прибыл весь царский двор, все корабли торже­ственно спустили на воду и начались военные учения флота.

Но использовать этот флот в настоящих военных действиях было нельзя, так как он находился во внут­реннем озере, откуда не было выхода к внешним мо­рям. Тем не менее царь Петр, уезжая строить флот в Архангельск, приказал собрать все переславские корабли в устье реки Трубеж, составить опись всего корабельного имущества, охранять и беречь корабли.

Так случилось, что царь смог снова увидеть свой пер­вый флот через много-много лет, только в 1722 году. Проезжая через Переславль, Петр решил проверить состояние флота и обнаружил корабли в очень плохом со­стоянии. Император был разгневан и там же в Перес л аи­ле написал свой грозный Указ воеводам переславским:

Надлежит вам беречь остатки кораблей и галеры, а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потом­ках ваших, яко пренебрегших сей Указ.

Петр.

7 Февраля 1722 года».

И берегли его переславские власти, и поддержива­ли, как могли, на протяжении многих десятилетий. Но в 1783 году случился в Переславле страшный по­жар, во время которого вместе с городом сгорела и бывшая потешная флотилия. Остался только бот «Фортуна» (ботик Петра I), который в начале XIX века положил начало первому музею этого флота. Пере­славль после всех этих событий стали называть роди­ной русского флота.

Реформы на территории края

Влияние реформ на жизнь населения края было сложным и неоднозначным. Государству нужны были деньги, и в стране вводились дополнительные денежные сборы, например, за право носить бороду и усы. Запла­тившим этот сбор выдавался специальный медный же­тон — «дородовой знак» с изображением усов и бороды и надписью «Деньги взяты». Караульный пост, соби­равший эту пошлину, находился у ворот Знаменской башни в Ярославле. Сохранились сведения, что за 1711 год, например, караульные собрали 360 рублей.

Ярославцы несли и другие повинности. Во время Азовских походов жители края собрали более шести ты­сяч рублей для строительства флота в Воронеже. После поражения русских войск под Нарвой царь приказал снимать с церквей колокола и переплавлять их на пуш­ки. Многие церкви Ярославской земли потеряли из-за этого указа до одной четверти своих колоколов.

В конце правления Петра I был введен единый под­ушный налог — подушная подать, которая взималась с душ мужского пола. По ревизии 1721 года, в Ярославле было около 10 тысяч душ мужского пола, и они заплати­ли подушной подати свыше 75 тысяч рублей. В отдель­ные годы ярославцы выполняли и другие повинности.

Некоторые ярославские историки считали, что по сравнению с XVII веком, «золотым веком» Ярославля, в XVIII город переживал время упадка. Наиболее отчетли­во эту мысль выразил известный ярославский историк XIX века Л. Н. Трефолев. Он писал об этом так: «Яро­славль опустился на ступень весьма заурядного провин­циального города и заснул глубоким, мертвым сном».

Причину этого историк видел в том, что после выхо­да России к Балтийскому морю торговля с Европой, кото­рая раньше шла через Архангельск, переместилась на Балтику. Города, расположенные на пути в Архангельск, в том числе и Ярославль, теперь оказались в стороне от международной торговли и понесли большие потери.

Ярославль действительно многое потерял. Но он все-таки остался крупным экономическим центром. Во-первых, потому что продолжал играть важную роль в волжской торговле. Во-вторых, потому что в 1706 году была построена Вышневолоцкая водная система, связав­шая Волгу с Санкт-Петербургом через систему каналов, водохранилищ и рек. Эта водная система позволила Ярославскому краю установить прямые торговые связи с Петербургом. В-третьих, в Ярославле было несколько тысяч искусных ремесленников, богатые купеческие династии, давние традиции ремесленного производства и торговли. В 1710 году ремесленники и торговцы, к примеру, составляли 80 % населения города. Все эти причины помогли Ярославлю не только приспособиться к реформам Петра I, но и занять очень заметное место в хозяйственной жизни страны.

В первой четверти XVIII века в Ярославле появи­лись первые казенные мануфактуры. Сначала был осно­ван государев Шляпный двор, на котором в 1710 году работали 1 мастер, 7 работных людей и 1 ученик. Дей­ствовал государев Суконный двор, на котором работали 2 мастера из Москвы и 20 рабочих из посадских людей. Перепись 1710 года называет также два частных коже­венных двора купцов Лузиных, на которых было занято более 60 работников.

Самым необычным для Ярославля предприятием стал построенный в 1710 году Оружейный двор. Осно­вой для него послужило кузнечное дело, с давних пор процветавшее в городе. Для Оружейного двора было возведено 10 производственных помещений, несколь­ко сараев и амбаров для готовой продукции, а также несколько кузниц. Это было крупное для своего вре­мени предприятие. В качестве рабочей силы использо­вались местные кузнецы, а также пленные шведы, в большом количестве попавшие в Россию после Пол­тавской битвы.

Для их обучения оружейному делу были привезены мастера из Тулы. Для тульских оружейников в Кро-хиной слободе и слободе Киселюха было построено 117 изб. Эти факты говорят о больших масштабах про­изводства. В августе 1711 года Оружейный двор дал пер­вую продукцию — пехотные кремневые ружья «фузеи», которые были очень нужны русской армии, давно вое­вавшей со Швецией в Северной войне.

Но, к сожалению, почти все эти казенные предпри­ятия сгорели во время огромного пожара, истребившего почти весь Ярославль в 1711 году, и больше не возобнов­ляли своей работы.

Возникновение Ярославской Большой мануфактуры

В начале XVIII века Петр I начал проводить политику протекционизма, то есть покровительства по отношению к отечественной промышленности и создания благоприят­ных условий для ее развития. Появление первой крупной мануфактуры в Ярославле было наглядным проявлением этой политики. В начале 1722 года купец ярославской гос­тиной сотни Максим Затрапезнов и обрусевший голландец Иван Тамес получили приказ царя создать полотняную мануфактуру в Москве. Одновременно они обратились в Мануфактур-коллегию с просьбой разрешить им устро­ить такую же полотняную мануфактуру в Ярославле. Царь приказал просьбу купцов удовлетворить.

Выбор царя не был слу­чайным. Петр, неоднократно бывая в Ярославле, всякий раз заезжал в гости к купцу Максиму Затрапезнову. В свое время царь уговорил купца отправить его сына — Ивана Затрапезнова учиться за гра­ницей торговому делу и пред­принимательству. Целых семь лет провел Иван за границей и вернулся домой в 1721 году. Теперь он мог стать надеж­ным помощником отца в деле создания мануфактуры.

28 июня 1722 года был подписан Высочайший указ на постройку мануфактуры. За­трапезнов и Тамес получили от казны помещение, где раньше пленные шведы пытались наладить производство полотна, а также участок земли «за рекою Которослъю, в угодьях Спасо-Ярославского монастыря, за слободою Новофедоров­ской, на ручье Кавардаковском».

Эти болотистые земли были осушены крепостными крестьянами и присланными сюда каторжниками, и через несколько лет мануфактура начала работать. Уже к 1731 году здесь имелось 172 стана, на которых работало более 500 рабочих.

Владельцы предприятия получили целый ряд при­вилегий от государства: их дома освобождались от во­инского постоя, а сами хозяева — от казенных служб. Кроме того, на несколько лет им разрешалась беспош­линная торговля своими изделиями.

Продукция ярославских ткачей отличалась высо­ким качеством и разнообразием. На мануфактуре изго­тавливали полотняные скатерти и салфетки, материю для мебели и стен, разные виды полотна. Яркий цвет и рисунок, прочность и высокое качество обеспечивали спрос на ярославскую продукцию не только на внутрен­нем, но и на внешнем рынке. Например, в 1725 году для продажи за границу было отправлено тканей на сумму 10 тысяч рублей. Ярославская Большая мануфактура в течение почти 200 лет оставалась самым крупным и известным предприятием всего Ярославского края.

Реформа управления

До этой реформы управление краем осуществля­лось по Соборному уложению 1649 года. Главными долж­ностными лицами были воеводы, которых назначал Московский приказ. Царь попытался сделать огромную страну более управляемой.

При Петре I страна была первоначально разделена всего на 8 губерний, каждая из которых представляла собой очень большую территорию. Например, ярослав­ские, угличские и романовские земли оказались в составе Ингерманландской (Петербургской) губернии. А ростовские, переславские и любимские — были отне­сены к Московской губернии.

Время показало, что управлять такими большими территориями очень сложно, и в 1719 году вся страна была разделена на 50 провинций. Во главе провинции стоял воевода, который подчинялся губернатору. Терри­тория Ярославского края состояла из четырех провин­ций, которые вошли в Петербургскую и Московскую губернии. В 1727 году большая часть ярославских зе­мель (Ярославская провинция) вошла в состав централь­ной Московской губернии.

Петровские реформы оказали влияние и на внеш­ний облик городов Ярославской земли. Новая столица России — Петербург — требовала огромных затрат. Чтобы сосредоточить все силы на строительстве сто­лицы, царь пошел на чрезвычайные меры: было запре­щено каменное строительство во всех городах России, кроме Петербурга. Многие мастера-каменщики из Ярославля, Ростова, Переславля и других городов были отправлены на строительство новой столицы. И если XVII век Ярославля оставил нам в наследство десятки замечательных, прекрасных по своей архи­тектуре каменных храмов, то Петровская эпоха не дала нам почти ничего.

Тем не менее город производил очень хорошее впе­чатление, особенно на тех, кто впервые побывал здесь. Голландский художник Корнелий де Брюин в начале века дважды посетил Ярославль и оставил нам такое описание города: «Город довольно обширен, почти четы­рехуголен и снаружи очень красив по множеству нахо­дящихся в нем каменных церквей. Есть в нем и дома каменные, но большая их часть деревянные, равно как и четыре моста, ведущих от домов к реке. Его можно принять за один из лучших городов России. Здесь живет множество значительных купцов, изготовляется юфть, щетина и полотна; но особенно славится и достойна удивления красота здешних женщин, которые в этом отношении превосходят женщин всей России».

Итак, города губернии в петровское время почти не застраивались. Единственным исключением из это­го правила стали сооружения Ярославской Большой мануфактуры. На правом берегу Которосли были вы­рыты огромные пруды, окруженные с трех сторон одноэтажными корпусами. Самый большой пруд был соединен с рекой Которослью небольшим каналом. Эти гидротехнические сооружения использовались для приведения в действие водяных колес — механиз­мов мануфактуры.

Рядом с прудами был разбит небольшой парк, на ал­леях которого стояли многочисленные мифологические скульптуры, а на перекрестках били мощные фонтаны. В центре парка была построена небольшая деревянная часовня, окруженная многочисленными цветниками. На протяжении 1736—1742 годов вместо деревянной ча­совни была воздвигнута огромная и необычная по своей архитектуре церковь Петра и Павла, сохранившаяся до наших дней. Искусствоведы считают, что этот храм был построен по заказу Затрапезновых в подражание Петро­павловскому собору Петербурга. Петропавловский парк и собор до сих пор представляют собой очень интерес­ный и редкий ансамбль садово-паркового искусства XVIII века.

Осенью 1733 года через волжские города Ярослав­ского края проходил путь Второй Камчатской экспеди­ции, участники которой также оставили свои впечат­ления от увиденного. Один из участников экспедиции профессор И. Г. Гмелин дал, например, такое описание города Углича: «Город лежит на правом берегу Волги. В середине города, ближе к берегу, имеется четырех­угольная деревянная крепость, снабженная по углам и в середине деревянными бойницами в виде башен». Это одно из немногих описаний Угличского кремля, который не сохранился до наших дней.

В дневнике экспедиции есть и краткая зарисовка Рыбной слободы (города Рыбинска): «Я не знаю, проис­ходит ли название "Рыбна" от рыбы. Однако достовер­но известно, что в нашу бытность ни одной рыбины, нельзя было достать».

Ярославль оставил у участников экспедиции очень благоприятное впечатление. Гмелин записал в своем дневнике: «Ярославль большой и красивый город; про­дукты здесь очень дешевы, лавки в торговых рядах очень красиво устроены и заполнены как местными, так и заграничными товарами».

Ученые отметили и большие трудности, с которы­ми было связано плавание по Волге. Волга была тогда мелководной, во многих местах из воды торчали огромные камни, кое-где появлялись песчаные остро­ва. Судоходство представляло большую опасность. Заниматься им могли только смелые, мужественные люди.

ЧИТАЕМ ИСТОЧНИК

Из письма Петра I из Переславля-Залесского своей матери царице Наталье Кирилловне

«Вселюбезнейшей и паче живота телесного дражайшей моей матушке государыни царице и великой княгине Наталии Кириллов­не сынишка твой, в работе пребывающей Петрушка, благословения прошу. А о твоем здравии слышать желаю. А у нас молитвами тво­ими здорово все. А озеро вскрылось сего числа, и суды все, кроме большого корабля, в отделке, толь за канатами станет. И о том ми­лости прошу, чтоп те канаты по 700 сажень ис Пушкарского прика­зу, немешкоф, присланы были. А за ними дело станет. И житье наше продолжитца. Посем паки благословения прошу.

Из Переславля апреля 20 дня 1689 года».

(Ярославский край. Сборник документов по истории края (XI век — 1917 г.). Ярославль, 1972. С. 54)

Это интересно

Рассказывают, что пребывание Петра I на Яро­славской земле впоследствии было увековечено в гербе города Данилова. В петровское время города еще не было, а была Даниловская царская слобода. Проез­жая однажды на север через слободу, царь обратил внимание на очень плохое состояние церкви, что стояла на почтовом тракте. За нерадение досталось местным властям и церковникам.

Желая выслужиться перед царем, те поставили вскоре в слободе каменный собор. Сообщили об этом Петру. К посланию приложили богатый подарок: до­рожные серебряные шахматы в таком же серебряном футляре. Знали, что царь очень любит эту игру.

О подарке «со значением» вспомнили в конце XVIII века, когда создавали даниловский герб. Его описание звучало так: «Щит разделен вкось по­полам, а выходящий из поля шахматного в серебря­ное поле медведь доказывает, что город сей принад­лежит к Ярославскому наместничеству».

1. Внимательно прочитайте источник и скажите: о каких событиях царь Петр рассказывает в пись­ме своей матери?

2. Какие крупные изменения в хозяйственной жизни края произошли в годы правления Петра I? Чем они были вызваны?

3. Когда и при каких обстоятельствах была создана Ярославская Большая мануфактура?

4. Используя текст параграфа, укажите, что привле­кало внимание путешественников, когда они проез­жали по территории нашего края?

5. Почему города Ярославского края не утратили свое­го экономического значения при переносе основных торговых путей с Белого моря в Балтийское?