Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
макроэкономика_2006.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
2.7 Mб
Скачать

Модель Манделла-Флеминга

Модель Манделла-Флеминга, или модель малой открытой экономики (МОЭ), представляет собой развитие модели IS-LM применительно к экономике, которая является достаточно «малой» для того, чтобы оказывать какое-либо существенное влияние на мировой финансовый рынок (ставку процента), и «открытой» в том смысле, что капитал (в страну или из страны) движется достаточно свободно (приближая внутреннюю норму процента к мировой).

Г рафическое изображение модели МОЭ приведено на рис.10.3. Существенных отличий от модели IS–LM здесь несколько. Во-первых, ставка процента является неизменной и равна мировой (горизонтальная линия iw). Во-вторых, положение линии IS зависит от уровня валютного курса (который в модели IS–LM как параметр не фигурирует в явном виде). Повышение валютного курса (ВК) приводит к сдвигу линии IS влево (сокращается чистый экспорт), и наоборот.

Для того чтобы понять, почему все три линии на рис.10.3 пересекаются в одной точке, отметим следующее. Уровень ставки процента (точнее возможное отклонение внутренней ставки от мировой) в МОЭ тесно связан с ВК. При заниженном уровне внутренней ставки происходит «бегство капитала». Это означает, что резиденты страны вкладывают свои денежные средства в иностранные активы. Причем в данном случае не имеет значения, какие именно – акции, облигации, краткосрочные государственные ценные бумаги. Главное заключается в том, что увеличивается спрос на иностранную валюту. Следовательно, снижается ВК, а товары и услуги, производимые в данной стране, становятся дешевле для иностранцев. Поэтому возрастает чистый экспорт, линия IS сдвигается вправо, внутренняя ставка возрастает, и наоборот.

Таким образом, внутренняя ставка процента в МОЭ равна мировой, а валютный курс при данном уровне процентной ставки (если отвлечься от эффектов, связанных с денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политикой, которые рассматриваются ниже) также имеет единственное равновесное значение. В связи с этим модель Манделла-Флеминга часто представляется не в системе координат «уровень дохода – норма процента», а в системе «доход – валютный курс» (рис.10.4). Такое представление является, как убедимся ниже, более удобным для исследования МОЭ.

Л иния LM на рис.10.4 является вертикальной потому, что внутренняя процентная ставка совпадает с мировой. Линия IS наклонна потому, что при снижении обменного курса возрастает чистый экспорт, а, следовательно, и уровень дохода (Y), и наоборот.

Эффективность денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в условиях малой открытой экономики зависит от валютного режима.

Малая открытая экономика при плавающем и фиксированном валютном курсе: эффективность политики

Каково влияние бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики на состояние МОЭ, функционирующей в условиях плавающего ВК? Если государство осуществляет стимулирующую бюджетно-налоговую политику, это приводит к сдвигу линии IS вправо (рис.10.4). Однако, поскольку линия LM вертикальна, уровень дохода не изменяется, а валютный курс возрастает (т.е. укрепляется)87.

Это означает, что чистый экспорт сокращается (т.к. возрастает обменный курс) и «замещается» государственным потреблением. Вывод, который можно сделать относительно эффективности бюджетно-налоговой политики в условиях МОЭ с плавающим валютным курсом, заключается в следующем: экспансионистская бюджетно-налоговая политика приводит к укреплению национальной валюты, ограничительная – к ослаблению, однако ни та, ни другая не влияют на величину совокупного выпуска.

Влияние денежно-кредитной политики на МОЭ с плавающим ВК заключается в следующем. Если центральный банк увеличивает предложение денег (т.е. проводит мягкую денежно-кредитную политику, см. главу 5), линия LM сдвигается вправо, т.к. происходит увеличение суммы денежных запасов у экономических субъектов. Это приводит к снижению обменного курса (т.е. девальвации национальной валюты) и, соответственно, увеличению чистого экспорта и уровня дохода. Следствием же ужесточения денежно-кредитной политики является повышение валютного курса и сокращение чистого экспорта и уровня дохода. Таким образом, в условиях МОЭ с плавающим валютным курсом денежно-кредитная политика не приводит к изменению нормы процента (в отличие от закрытой экономики, которая описывается моделью IS–LM), а влияет на обменный курс и через него – на размер чистого экспорта и уровень дохода.

Теперь рассмотрим МОЭ c фиксированным обменным курсом. Как уже отмечалось выше, фиксация валютного курса означает, что центральный банк обязуется покупать или продавать национальную валюту по данному курсу. В этих условиях проведение мягкой бюджетно-налоговой политики приведет к сдвигу линии IS вправо (рис.10.4). Однако в отличие от МОЭ c плавающим валютным курсом этим дело не кончится. Поскольку на валютный курс будет оказываться давление в сторону укрепления (а он фиксирован), линия LM должна сдвинуться вправо. В действительности это будет означать, что, поскольку рыночные котировки будут испытывать тенденцию к отклонению от официальных в сторону укрепления, субъекты экономики будут предъявлять центральному банку иностранную валюту для обмена88. Последнее приведет к увеличению денежного предложения в национальной валюте и соответствующему сдвигу линии LM, т.е. стимулирующая бюджетно-налоговая политика (при «пассивной поддержке» денежно-кредитной, которая будет вынуждена смягчаться) в условиях МОЭ с фиксированным валютным курсом ведет к увеличению выпуска при неизменной норме процента и обменном курсе. И наоборот, ужесточение бюджетно-налоговой политики приводит к сокращению выпуска при неизменных остальных параметрах.

Что касается кредитно-денежной политики, то она в условиях МОЭ с фиксированным обменным курсом, строго говоря, «невозможна», т.к. изменение денежного предложения приводит к изменению ВК, т.е. требует проведения либо девальвации, либо ревальвации. Но поскольку ВК по определению фиксирован, в случае незначительных отклонений его рыночных котировок от официального уровня начнется либо «скупка» валютных резервов (рыночный курс отклоняется вверх от официального), что приведет к сокращению количества национальной валюты в обращении и увеличению иностранной, либо сценарий будет обратным. В любом случае равновесие восстановится.

Таким образом, в условиях малой открытой экономики результаты от проведения той или иной денежно-кредитной или бюджетно-налоговой политики могут существенно отличаться от вероятных для закрытой экономики. Причем конкретные последствия и эффективность тех или иных регулирующих мероприятий государства зависит от валютного режима.

Резюмируя все вышесказанное, можно отметить следующее.

По мере развития международных связей растет актуальность исследования открытой экономики, состояние которой должно описываться в терминах внутреннего и внешнего равновесия. Хотя рассмотренные модели не дают описания всех аспектов функционирования и развития открытой экономики, на их основе можно сделать ряд важных выводов:

1. Открытая экономика испытывает значительное влияние внешнего мира. Поэтому кроме «внутреннего равновесия» в открытой макроэкономической системе выделяется еще и внешнее, характеризующееся сбалансированным состоянием текущего и капитального счета платежного баланса, равновесным значением валютного курса.

2. Эффективность денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в условиях малой открытой экономики существенно зависит от режима валютного курса. В условиях плавающего валютного курса бюджетно-налоговая политика оказывает влияние на уровень обменного курса национальной валюты, но не влияет на совокупный выпуск. Величина последнего может регулироваться путем проведения соответствующей денежно-кредитной политики. В условиях фиксированного валютного курса более эффективна бюджетно-налоговая политика, т.к. проведение дискреционной денежно-кредитной политики невозможно.

3. Экономика Республики Беларусь близка к «малой открытой экономике с фиксированным валютным курсом», т.к. приоритетной целью денежно-кредитной политики является обеспечение стабильного и предсказуемого обменного курса белорусского рубля. Однако она не полностью соответствует ей. Курс белорусского рубля не является жестко фиксированным. Это позволяет проводить Национальному банку определенную денежно-кредитную политику, направленную на решение тех или иных макроэкономических задач.