Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Glava_6.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
512.51 Кб
Скачать

Ненормальный

Что-либо, не укладывающееся в рамки нормы, т. е. тех субъектив­ных стандартов, которые установ­лены данной социальной груп­пой.

Рис. 6.1. Искусство Древней Греции Эллины идеализировали юность и изо­бражали в произведениях искусства "ужские и женские тела в эротичных н соблазнительных позах. Образ фаллоса служил в Древней Греции символом пло-Дородия и бессмертия.

Рис. 6.2. Чаша с чернофигурной росписью Греческий художник Амазис (530-520 годы до н. э.) изобразил на этой чаше мужчин, занимающихся мас­турбацией.

ствах мы можем судить лишь по тем отрывочным сведениям, которые до нас дошли (рис. 6.2). Известно, что в некоторых древних культурах сексуальное поведение клеймили как порок; в иных — нормы сексуальных отношений диктовали религия и философия. До нас дошли сведения и о том, как относились к определенным видам сексуального поведения специалисты-медики. Однако в каждом обществе объем ин­формации об определенной сексуальной активности напрямую зависел от степени терпимости к данному виду сексуальной активности (Bullough & Bullough, 1995). Примером может служить проституция и гомогендерное сексуальное поведение. На протяжении всей человеческой истории к проституции в целом относились гораздо снисходительнее, чем к гомосексуализму, и по этой причине сведения о проституции нашли отражения в несравненно большем количестве источников.

В задачи науки входит определение категорий, терминов и классификация. Для того чтобы вести научную дискуссию о различных предметах и феноменах, прежде всего необходимо их систематизировать и дать им имена. С тех пор как ученые стали стремиться понимать, объяснять и классифицировать различные виды сексуальных предпочтений и активности, это утверждение справедливо и для сексологии.

Тем не менее нельзя забывать, что ученый, как и любой другой человек, формиру­ется в рамках определенной социокультурной среды. В связи с этим научные выводы и критерии, которыми пользуются ученые, могут отражать настроения современного им общества (Frayser, 1995; Gagnon, 1990). Стереотипные представления обладают огромным потенциалом, как позитивным, так и негативным. Достаточно вспомнить, что писал о мастурбации в конце XIX века Рихард фон Краффт-Эбинг в своем извест­ном труде «Сексуальная психопатия» (см. гл. 1). Краффт-Эбинг заклеймил мастурба­цию как порок и назвал ее источником душевной развращенности, ослабления сексу­ального желания и всевозможных физических и сексуальных расстройств. Вместе с тем его книга получила повсеместное признание и считалась медицинским руковод­ством по сексуальности, что в немалой степени способствовало распространению предубеждения против мастурбации, которая считалась одним из наиболее пагубных видов сексуальной активности, тайным грехом, оскорбляющим и оскверняющим лич­ность. Из поколения в поколение молодые люди относились к мастурбации со стра­хом и предубеждением.

Краффт-Эбинг не был инициатором формирования негативной общественной установки по отношению к мастурбации. Он лишь сформулировал общественные ценности своего времени, которые сохранялись благодаря существовавшей тогда со­циальной системе. В ту эпоху наука не могла рассматривать сексуальное поведе­ние вне связи с моральными нормами и предписаниями. Известно, что в XX веке постепенно произошли изменения в установках по отношению к мастурбации. Ме­дики получили точную информацию о распространенности мастурбации и ее воз­действии на человеческий организм. Несмотря на то что сохраняются некоторые ре­лигиозные предубеждения против мастурбации, специалисты в области медицины и психологии единодушны в том, что данная форма выражения сексуальных пережива­ний распространена чрезвычайно широко и совершенно безвредна (Sanford, 1994). Любопытно отметить, что в современных книгах по сексологии мастурбацию предпо­читают именовать самоудовлетворением, или наслаждением собой. Подобно гетеросексуальному половому акту, мастурбация воспринимает-

я теперь как норма, на основании которой судят о дру­гих видах сексуального поведения.

Сексологи давно стремились сформулировать еди­ный термин для описания наиболее нетипичного вида сексуального поведения, например садомазохизма или трансвестизма. Ученые не могли решить, какие крите-пии позволяют судить о том, является ли определенный вид сексуальной активности действительно нетипич­ным или просто не соответствует принятым в обществе нормам. Термин девиация впервые был сформули­рован в рамках психоанализа и подразумевает, что ин­дивид может сбиться с определенного, общепринятого пути. Однако если общепринятый способ поведения оп­ределяется при помощи статистики, то любое редкое явление можно отнести к разряду отклонений. Быть может, общепринятый способ поведения просто соот­ветствует превалирующим общественным ценностям. Влюбом случае, термин «девиация» страдает неопреде­ленностью и обладает чересчур яркой эмоциональной окраской, поэтому в последнее время практически не используется при описании сексуального поведения.

Позднее появился термин вариация, или несо­ответствие, который также означает, что склонности и пристрастия определенного человека не совпадают с об­щепринятыми. Однако проблема критериев, в соответ­ствии с которыми можно определить норму, оставалась нерешенной. Вполне резонно было задаться вопросом: о «вариации чего» или «несоответствии чему» идет речь. Со временем термин «вариация» тоже приобрел негативную эмоциональную окраску, хотя поначалу предполагалось, что он не подразумевает никакой оценки. Наиболее точный научный термин — парафил ия — появился лишь в последнее десятиле­тие. Этот термин, который можно приблизительно перевести как «подобие любви», описывает разнообразные сексуальные пристрастия или потребность в необычных или нетипичных реальных или воображаемых стимулах для достижения и поддержа­ния полового возбуждения и оргазма. Подобные виды сексуального поведения не обязательно связаны с той или иной патологией. Для того чтобы определить, в какой мере парафилическое поведение зависит от культурного контекста, необходимо провести сравнительное общекультурное исследование (Grubin, 1993; MacConha-gy, 1993).

Социокультурные стандарты сексуального поведения

Нетрудно заметить, что такие термины, как «отклонение, разновидность и пара­филия», предполагают определенную степень отличия от общепринятого сексуально­го стандарта. Существует ряд сексуальных стандартов, соответствующих ценностям

САМОУДОВЛЕТВОРЕНИЕ

Достижение оргазма путем мас­турбации; термин, который теперь широко используется вместо оп­ределений, имеющих негативную окраску.

НАСЛАЖДЕНИЕ СОБОЙ

Самоудовлетворение; мастурбация. ДЕВИАЦИЯ

Термин, обозначающий поведение или ориентацию, не соответствую­щие принятым в обществе нормам, часто имеет негативный оттенок.

ВАРИАЦИЯ

Менее унизительный термин для обозначения несоответствия об­щепринятым нормам.

ПАРАФИЛ ИЯ

Новый термин, использующийся при описании сексуальной ориен­тации и поведения, которые отли­чаются от нормы; слово «парафи-лия» можно приблизительно пе­ревести как «подобие любви».

КОИТУС

Гетеросексуальный половой акт, при котором пенис вводится во влагалище. ...,,

ПРЕЛЮДИЯ

Сексуальная активность между деумя партнерами на ранней ста­дии сексуального возбуждения, подразумевающая продолжение в виде более интенсивной и ориен­тированной на оргазм сексуаль­ной активности — полового акта.

современной западной культуры. Неофициально — а порой и вполне официально — нам рекомендуют опре­деленное сексуальное поведение и предпочтения.

Гетеросексуальный стандарт. Считается, что мы должны испытывать сексуальное влечение к пред­ставителям противоположного пола и желание всту­пить с ними в сексуальный контакт.

Критальный стандарт. Предполагается, что соб­ственно половым актом является соитие мужчины и женщины, или коитус. Многие другие виды гетеро­сексуальной активности при этом стали именоваться

прелюдией, поскольку считается, что сексуальные отношения не могут ограни­чиваться действиями, которые сами по себе не являются окончательной целью, а ско­рее подготавливают пару к коитусу, который рассматривается как такая цель.

Оргазмический стандарт. Оргазм считается обязательным кульминационным моментом сексуальных отношений. Такое представление широко распространено среди мужчин в западных странах, хотя в последние годы оно начинает доминировать и среди женщин.

Парный стандарт. Считается, что секс представляет собой акт, в котором при­нимают участие два человека. Хотя отношение к мастурбации стало более лояльным, мастурбацию принято рассматривать как эрзац парной сексуальной активности, в част­ности полового акта. Согласно этому стандартному представлению, заниматься сексом предпочтительнее вдвоем. Любые виды сексуальной активности с большим количе­ством участников считаются эксцентричными.

Романтический стандарт. Предполагается, что сексуальность неразрывно свя­зана с любовью. Действительно, вследствие интимной близости чувства к партне­ру могут стать более глубокими. Однако нельзя забывать, что любовь и секс мож­но толковать и оценивать по-разному. В викторианскую эпоху считалось, что в при­личных отношениях между влюбленными нет места для плотских желаний. В настоя­щее время бытует стандартное представление, что романтическая влюбленность без физической близости не достигает завершенности, а секс без любви представ­ляет собой довольно поверхностное в эмоциональном отношении занятие (Seid-man, 1992).

Стандарт безопасного секса. Несмотря на то что этот стандарт только начина­ет проникать в нашу культуру, уже достаточно укоренилось мнение о том, что чело­век, решивший заняться с кем-нибудь сексом, должен принять определенные меры предосторожности, чтобы предотвратить такие последствия, как нежелательная бе­ременность или заражение болезнью, передающейся половым путем. Это представле-

ние получило широкое распространение в связи с осознанием угрозы ВИЧ и СПИДа нашло выражение в пропаганде презервативов, а также воздержания от рискованно­го сексуального поведения.

Эти стандартные представления вполне поддерживаются ценностями, доминиру­ющими в нашей культуре и социальной системе. Из этого не следует делать вывод, что подобные представления не стоит принимать всерьез, поскольку все мы — производ­ное и составная часть нашего общества и культуры. Вместе с тем нельзя обойти мол­чанием и тотфакт, что подобные стандарты со временем меняются. Не следует забы­вать и о том, что значительная часть населения в своей половой жизни просто не придерживается этих стандартов.

Какие социокультурные стандарты сексуальных пристрастий и поведения, на ваш взгляд, наиболее приемлемы в вашей социальной среде: гетеросексуальный стандарт, коитальный стандарт, стандарт оргазма, романтический стандарт или стандарт безо­пасного секса? Поясните ваш ответ.

Сексуальные установки и ценности, по всей видимости, обусловлены многими факторами человеческой жизни, включая национальность, социально-экономиче­ский статус, а также обстановку, в которой воспитывался человек: в деревне, в городе или на окраине города. Эти факторы предопределяют наши социальные связи. Вместе с тем некоторые общественные предписания могут оказаться нереалистичными. На­пример, несмотря на пропаганду сексуального воздержания как наиболее безопасно­го способа поведения для неженатых людей, статистические данные по-прежнему свидетельствуют о том, что большинство молодых людей не проявляют склонность к сексуальному воздержанию.

Некоторые из молодых людей, по всей видимости, не меняют свое сексуальное поведение даже несмотря на то, что доверяют стандартному общественному представ­лению, согласно которому половое воздержание является самым безопасным спосо­бом поведения для молодого человека. Возможно, речь идет о внутреннем конфлик­те, вследствие которого многие люди не могут заниматься безопасным сексом, ис­пользуя презервативы и контрацептивы или выбирая сексуальную активность, не включающую в себя половой акт.

Нет сомнений в том, что Соединенные Штаты и Канада — страны плюрализма в отношении к индивидуальному политическому, религиозному, образовательному и профессиональному выбору, что подразумевает уважение к культурному своеобра­зию и признание права на индивидуальность. Однако в обеих странах налицо отстава­ние в отношении принятия более широкого спектра индивидуальной сексуальной ориентации и поведения {Hollander, 1995b; Reiss, 1991).

Кого считать нормальным?

Антропологи указывают на существование так называемого этноцентриз-м а, высокомерного убеждения в том, что собственная культура обладает исключи­тельным правом называться «правильной» и превосходит другие культуры. Наш этно-Центризм заставляет нас с удивлением, иронией и изумлением относиться к убежде-

ниям и обычаям других народов, которые, в свою оче­редь, отвечают нам тем же. Форд и Бич (Ford and Beach, 1951), авторы классического антропологического тру­да «Паттерны сексуального поведения», пришли к выво­ду, что сексуальное поведение в разных странах столь многообразно, что в этом отношении ни одна страна не может служить эталоном. Однако, поддаваясь тому типу этноцентризма, который можно назвать эротоцентризмом, мы продолжаем придер­живаться высокомерного мнения, что только наши общекультурные или индивиду­альные сексуальные ценности, стандарты и поведение являются «правильными» и пре­восходят чужие.

Мы живем в обществе, основанном на противопоставлениях и категориях. Любое явление должно быть подогнано под определенную классификацию. Что неверно, то ошибочно. Если то или иное поведение нельзя назвать плохим, значит, оно хорошее. Дихотомия нормальности и ненормальности имеет огромное влияние на людей, кото­рые постоянно беспокоятся о том, являются ли их чувства и поведение нормальными или только кажутся таковыми. Любое общество устанавливает сексуальные стандар­ты и правила сексуального поведения. Эти стандартные представления в той или иной степени интегрируются в социальную систему и затем передаются из поколения в поколение, иногда претерпевая при этом некоторые изменения. Вследствие этого воз­никают рамки, разделяющие хорошее и плохое, приемлемое и неприемлемое, а также появляются критерии, на основании которых можно судить, что является нормаль­ным, а что — ненормальным. Критерии нормальности формулируются не только в рамках культурного контекста, — в западной культуре существуют особые методы определения нормы:

Статистическая норма. Одним из самых популярных критериев нормы при оценке определенного сексуального поведения является степень распространеннос­ти данного поведения среди населения. Если большинство ведет себя так, значит, это считается нормальным. Если к подобному поведению склонно лишь незначительное меньшинство, значит, это поведение считается ненормальным. После того как ре­зультаты многочисленных сексологических исследований показали, что мастурба­ция и оральный секс имеют самое широкое распространение, данные виды сексуаль­ного поведения стали рассматриваться как более «нормальные».

Норма с точки зрения экспертов. В каждом обществе есть свои эксперты, ко­торым доверяют сознательно либо пользуются их услугами за неимением лучшего. Наше общество чтит высокий уровень образованности и профессионализма. Люди прислушиваются к мнению тех, кого считают экспертами и специалистами. Напри­мер, члены профессиональной психиатрической ассоциации могут путем голосова­ния решить, какая сексуальная ориентация является нормальной, а какая — ненор­мальной. В 1974 году Американская психиатрическая ассоциация по итогам голосо­вания вынесла решение, согласно которому гомогендерную сексуальную ориентацию и поведение уже не следует считать патологией. Сталкиваясь с необходимостью диаг-

ностики и классификации разнообразных психических расстройств, в том числе оп­ределенных видов сексуального поведения, специалисты часто обращаются к основ­ному американскому справочнику «Diagnostic and Statistical Manual of Mental Dis­orders» («Руководство по диагностике и статистическому учету психических рас­стройств»).

Последнее, четвертое издание этого руководства обычно называют DSM-IV. И все-таки можно усомниться в обоснованности ряда критериев ненормальности, ука­занных в данном руководстве, поскольку некоторые определения научно не обосно­ваны (Caplan, 1991). Кроме того, мнение экспертов относительно нормальности или ненормальности определенного явления может меняться в зависимости от имеющей­ся информации (Frances etal., 1991).

Норма с точки зрения морали. Во всех религиях, как правило, существуют стандарты сексуальной морали. Таким образом, нормы сексуальной морали зависят от доминирующих в обществе религиозных убеждений. Эти стандарты поддержива­ются законами и общественными санкциями. В большинстве стран сексуальное пове­дение и ценности, соответствующие нормам морали, считаются нормальными.

Континуум нормы. В западном обществе с недавних пор стали пользоваться такими понятиями, как ситуационная мораль, зависимость реальности от восприятия и безоценочность. Вследствие этого сексуальные предпочтения и активность стали рассматриваться с соответствующей точки зрения, что, в свою очередь, подняло сле­дующие вопросы: является ли определенное поведение приемлемым и нормальным с точки зрения того человека, который к нему склонен; можно ли назвать данное пове­дение безопасным; не подразумевает ли оно эксплуатацию других людей; основано ли оно на взаимной ответственности и единодушии совершеннолетних партнеров. При таком подходе понятия нормальности и ненормальности становятся элементами кон­тинуума, в котором учитывается множество индивидуальных факторов. Тем не менее в обществе всегда существуют сексуальные нормы и методы воздействия на людей, которые этим нормам не соответствуют. Таких людей могут лечить различными сред­ствами, от заклинаний колдунов до современных лекарств, в зависимости от традиций данной культуры. Эти люди могут подвергаться остракизму или быть обречены на сексуальную изоляцию. Их могут преследовать по закону и даже сажать в тюрьму, могут игнорировать их или относиться к ним вполне терпимо.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]