Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Platonov U.P. Osnovi etnicheskoi s psihologii.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
15.08.2019
Размер:
1.38 Mб
Скачать

Глава 13.

СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Современное положение западноевропейской и северо­американской этнопсихологии, по сути субдисциплины культурной антропологии, можно охарактеризовать рядом особенностей. Выступая в качестве междисциплинарной об­ласти знаний, этническая психология включает в себя эле­менты таких наук, как этнология, антропология, психоло­гия, биология, психиатрия, социология, что накладывает от­печаток на способы анализа и интерпретацию эмпирических данных. Существующее превалирование эмпирических зна­ний над теоретическими обусловлено чрезвычайно широ­ким диапазоном школ, направлений исследований. Различ­ные подходы к анализу этнических процессов сопровожда­ются в зарубежной этнопсихологической науке дискуссиями о содержании и форме этнических понятий и терминов. Наи­большее распространение получило «социологизирование» теминологического описания этнических процессов, но встречаются и «биологизирующие» системы этнических по­нятий и терминов, причем обоим этим подходам свойствен­на абсолютизация частных аспектов этнического.

Развитие западной этнической психологии в XX в. обу­словили два важнейших фактора: 1) стремление свести •все проблемы, касающиеся различных структурных уров­ней этнических общностей, прежде всего к индивидуаль-.даэ-личностному аспекту и 2) проявление при этом фило-^офско-методологических пристрастий того или иного ис-ззиедователя. Основной тенденцией стало совмещение психологии, ориентированной на «микропроблемы» (то «сть на проблемы, ограниченные во времени и простран­нее и связанные с неисторическими и внекультурными явлениями), и антропологии с ее «макропроблемами» ис--ТОрического и эволюционного характера. К числу общих проблем, изучаемых этнопсихологами, относятся: особен­ности формирования национального характера; соотно-щение нормы и патологии в различных культурах; значе­ние ранних опытов детства для формирования челове­ческой личности.

- Рассматривая развитие этнической психологии как взаи­модействие антропологических, этнологических и психо-логических теорий, можно выделить несколько направле--Кйй. Это, прежде всего, психоаналитическое направление, опирающееся как на ортодоксальный психоанализ, так и на новейшую его модификацию — неофрейдизм.

В работах таких известных американских этнологов, как Р. Бенедикт и М. Мид, аспекты этнического рассматрива­ются со значительным уклоном в психоанализ и экспери­ментальную психологию. Методологическая концепция этих работ во многом заимствована из исследований авст­рийского психиатра 3. Фрейда, а методика — из немецкой экспериментальной психологии, в частности — из работ В. Вундта. Это обусловлено в первую очередь тем, что ан­тропологические полевые методы изучения индивидуаль­ного поведения были признаны непригодными при детали­зированном изучении индивидов в конкретном культурном «Энтексте. Таким образом, этнологам понадобилась психо-"Ябшческая теория, ориентированная на исследование ан-Ч-рбпологических особенностей происхождения, развития и жизнедеятельности личности и базирующаяся на психоло­гических методах ее изучения. Такой теорией и методом в то время стал психоанализ, который использовался этнопси­хологами наряду с методиками, заимствованными из пси­хиатрии и клинической психологии. Выделяется целый блок методов, используемых в исследованиях этого направления: глубинное интервьюирование, проективные методики и средства, анализ сновидений, подробная запись автобиогра­фии, интенсивное длительное наблюдение межличностных отношений в семьях, представляющих различные этниче­ские группы.

Этнопсихологи стали широко использовать положения Фрейда о том, что взаимосвязь культуры и личности можно вывести из невротических состояний субъекта. Такой под­ход во многом проявился при анализе «основной лично­сти» — фундаментального термина этнопсихологов, харак­теризующего существенные черты индивидов различных эт­нических групп. К параметрам «основной личности» были отнесены: техника мышления, чувства, своего рода усред­ненный характер отдельной культуры, рассматриваемые как существенные признаки исследуемого народа. В процессе исследования «основой личности» широко применялись по­ложения Фрейда об аналогии, сопоставимости невротика и первобытного человека и относительности грани между нормой и патологией. В соответствии с этим каждый народ считался носителем специфической патологии. Некоторое совпадение диагнозов патологии в разных культурах стало основанием для сделанного Р. Бенедиктом вывода о суще­ствовании различных тандартов «нормальности» в этно-культурах. При таком подходе специфичность диагностики на индивидуальном уровне переносилась, как правило, на всю социальную общность, что привело в дальнейшем к тезису об уникальности культур. Это направление — этно-психиатрия — получило широкое распространение в этно­психологии. В рамках этнопсихиатрии рассматриваются

проблемы специфики девиантного поведения в различных -культурах, особенностей дисфункций психики в традици-<идаых и современных обществах, этнических психозов и дагенезиса и т. д. Традиционная тема изучения — сновиде-дая и другие пограничные состояния сознания. Психоана-даз как конкретная методика и методология является осно­вой для ряда эмпирических и теоретических исследований этого направления.

«ч. Обобщением антропологического и психоаналитическо-Ю подходов можно считать книгу американского исследо­вателя Г. Деверо «Этнопсихоанализ». Этнопсихоаналитиче-ский подход связан с изучением генезиса и значения агрес-^ивности и других психологических состояний (тревога, ЕТрах, привязанность, одиночество) в различных этнических общностях, а также с изучением невербальных коммуника­ций, эмоциональной сферы этнофора, специфики и функ­ции ритуала как особого типа этнического взаимодействия. Следует отметить, что наряду с широко распространенным яредставлением о врожденной природе агрессивности в рам­ках этнопсихоанализа имеется и другая точка зрения: агрессивность как продукт научения. Так, по мнению аме­риканского этнопсихолога А. Бандуры, агрессивное эмоцио­нальное состояние — это явление, имеющее этносоциаль­ное происхождение.

Другое направление западной этнопсихологии связано с изучением личности в различных культурах. Целый ряд •сравнительных исследований этнических групп с примене­нием разнообразных психологических тестов (Роршаха, Бле-VfK др.) позволил исследователям сделать вывод о сущест­вовании некоей «модальной личности», отражающей нацио­нальный характер. «Модальной личностью» оказывался личностный тип, к которому относится наибольшее коли-•чество взрослых членов данного общества. В этом случае рациональный характер определялся с учетом частоты рас­пространения определенных типов личности в данном этносе. Существование «модальной личности» обосновыва­лось результатами вариационной статистики; то есть «мо­дальная личность»—это не конкретный, а некоторый «сред­ний», обобщенный этнофор. При этом допускалось, что в популяции может быть представлен ряд типов (с переход­ными формами между ними), причем ни один из них не мо­жет оказаться абсолютно преобладающим. Концепция мо­дальной личности использовалась для характеристики не только национальных, но и религиозных, профессиональ­ных и других групп населения. Однако в связи с вопросом, насколько полно отражается психологический тип данной общности в характеристиках «модальной личности» из-за значительной внутригрупповой вариабельности, распро­странение получила концепция мультимодальной нации: каждая нация представлена не одной модальной личностью, а несколькими, что позволяет выделить «характеристики на­ции» как коллектива.

Понятию «модальная личность» близко понятие «базо­вая личность», которое концентрирует внимание исследо­вателей не на этническом обществе в целом, а на его куль­туре. Это понятие носит, скорее, не статистический, а опи­сательный характер. Оно основано на представлении о коренных различиях в личностях, возникающих под влия­нием этнических культур. Такой подход применял амери­канский этнолог А. Кардинер для описания традиционных племенных обществ. Возможность же его использования для изучения более сложных современных культур большинст­вом этнопсихологов подвергается сомнению.

С точки зрения американского этнопсихолога Дж. Хо-нимана, главной задачей современной этнопсихологии яв­ляется исследование того, как индивид действует, мыслит, чувствует в условиях конкретного социального окружения. Хониман выделяет два типа явлений, связанных с культу­рой: социально стандартизованное поведение (действия, мышление, чувства) некоторой группы и материальные продукты поведения такой общности. Он вводит понятие ель поведения», которое определяет как закреплен-индивидом способ активного мышления или чувст-щевания (восприятия). «Модель поведения» может быть

|, «диверсальной, реальной или идеальной. В качестве иде-сведой модели рассматриваются желаемые стереотипы поведения, не получившие, однако, реализации в конкрет-дой жизни. Анализируя этнокультурные модели поведе-дуя личности и социально стандартизованные образцы неведения, Хониман формулирует следующий основной вопрос этнопсихологии: как осуществляется вхождение

i, личности в культуру? Он выделяет ряд определяющих этот яроцесс факторов: врожденное поведение группы, членом которой является индивид; ролевое поведение; разного ро-£а служебные обстоятельства; географическое окружение itt. п. В дальнейших исследованиях Хониман еще более детализирует поведение человека, особо выделяя эмоцио-иальную сферу. Для этой цели он использует понятие «этнос», подразумевая под ним эмоциональное состояние социально моделируемого поведения, которое отражает и нотребяостно-мотивационную сферу личности. Эмоции, по мнению Хонимана, отражают судьбу человеческих мо­тивов и являются результатом воспринимаемой ситуации. Он считал, что поведение личности в этнокультурной сре­де — это во многом продукт научения. В этих этнических общностях люди одинакового возраста, пола, социально­го статуса демонстрируют относительно однообразное по-Ведение в сходных ситуациях. На основе результатов боль­шого количества социальных исследований Хониман от-етаиваеттезис о наличии в каждой культуре «идеальной личности», которая содержит ценностные ориентации, оп­тимальные для передачи следующим поколениям. Внутри этнокультурной общности может быть несколько типов личностей» в соответствии с полом и социаяьным статусом. Таким образом, культура как бы определяет социальный стандарт модели поведения, мышле­ния и чувствования личности, являясь прочной основой этносоциальной общности.

Дальнейшее развитие этого направления связано с ра­ботами Ф. Хсю, который предложил переименовать направ­ление «культура и личность» в «психологическую антро­пологию», поскольку это название в большей степени, по его мнению, отражает содержание этнопсихологических исследований. «Психологическая антропология, — считает Хсю, — имеет дело с осознанными и неосознанными идея­ми, распространенными у большинства индивидов в дан­ном обществе, управляющими их действиями и описывае­мыми в терминах психологии коллективных представле­ний».

Современные исследования в области психологической антропологии сводятся к кросскультурному изучению лич­ности в социокультурных системах и выходят на такие про­блемы, как соотношения ценностей социальной структуры и моделей детского воспитания; соотношение модальной личности и ролевой системы в конкретной этнокультуре; этнокультурные факторы девиантного поведения. При ана­лизе этнографических материалов доминирует тенденция к обособленному рассмотрению отдельных элементов воспи­тательной системы различных народов.

Американский этнопсихолог М. Спиро формирует основ­ную проблему современных этнопсихологических исследо­ваний как изучение психологических условий, повышаю­щих стабильность социальных и культурных этносистем. При этом он предлагает сделать акцент на изучении роли личности как в изменении, так и в сохранении целых куль­тур и этнических общностей. Поэтому первостепенной за­дачей психологической антропологии становится описание индивидуального поведения как микрофеномена. Сущест­вует и противоположная позиция. Ее занимает американ­ский культуролог А. Уоллес, продолжающий традицию сведения всего этнокультурного разнообразия к особенностям яичности. Именно эти два типа ориентации: на социалъно-цейхрлогическую и индивидуально-психологическую тео­рии — и их взаимовлияние определяют в настоящее время направления общетеоретического развития психологиче­ской антропологии.

Наиболее значительной по числу исследователей явля­ется интеракционистская, или социально-психологическая, ориентация. В современной западной этнопсихологии изу­чение проблем взаимодействия этнофоров из разных этни­ческих групп чрезвычайно актуально. Особый акцент дела-$кя на изучение этноцентризма, расизма и национализма. Отмечается, что существование этноса зависит от осозна­ния членами этноса своего группового единства и отличия от других, от устойчивости этнического самосознания, от силы «этнического притяжения». Важнейшими в этом на­правлении являются проблемы смены этнического самосоз­нания и этнической принадлежности, прекращения суще­ствования этноса, растворения одной этнической общности в другой.

Проблема смены этнического самосознания выдвигает­ся как ключевая при изучении этнической динамики. Но сме­на этнического сознания, по мнению большинства этнопси­хологов, может происходить только в межэтническом взаи­модействии. Следовательно, большое значение приобретает проблема межэтнического взаимодействия на уровне этно-фора. Американские этнопсихологи подходят к этой про­блеме с точки зрения так называемой теории факторов, в которой этническое сознание рассматривается как набор компонентов или взаимосвязанных переменных. Например, отношение того или иного этнофора к другим этносам и Даже к своему этносу объясняется такими факторами, как страх, неудачи, ригидность, авторитаризм, отчуждение, §@рьба за статус, консерватизм, конвенционализм и т. п., а также ссылкой на «фоновые» факторы: образование, занятия, религия, социальная мобильность, место жительства и т. п. Как отмечает М. Блэлок, многие из этих коррелятов этнической предубежденности переплетены друг с другом, и это весьма затрудняет выделение самых важных, непо­средственно определяющих детерминант, что вызывает сре­ди исследователей много споров об относительных досто­инствах того или иного типа переменных.

Анализ феномена этнической идентичности привел аме­риканских исследователей к выводу, что этническая иден­тичность индивида является настолько же социальным кон­структом, насколько им является «индивидуальное созна­ние». Р. Винч, следуя интеракционистскому подходу, определяет идентификацию как более или менее продол­жительное влияние одной личности на другую, осуществ­ляемое в условиях интер- и интрагруппового взаимодей­ствия.

Один из аспектов проблемы этнической идентично­сти — этноцентризм. Американский социальный психо­лог и этнолог У. Самнер, рассматривая отношения внутри группы и между группами в первобытных обществах, от­мечает, что конформизм внутри каждой этнической груп­пы основан на этноцентризме. Согласно его определению, этноцентризм — это такая позиция, когда собственная группа является центром мироздания, а все остальные шка­лируются и оцениваются в сопоставлении с ней, причем нередко обычаи чужой группы вызывают презрение. Изу­чение этноцентризма привело Самнера к выводу, что эт­ническая группа может не только преувеличивать негатив­ные качества отдельных известных ей представителей дру­гой этнической общности, но и абсолютизировать их, перенося на всех представителей данного этноса. В резуль­тате возникает антипатия к этой этнической группе, пре­дубеждение против нее, которое закрепляется и может пре­вратиться в отрицательный этнический стереотип. На фор­мирование этнических аттитюдов оказывают влияние различные факторы. Опираясь на методы интерпретации Я измерения социального расстояния, применяемые для оценки этнического самосознания, американский социаль­ный психолог С. Мюшер показал, что сохранение и исчез­новение этнических аттитюдов зависит не только от рели­гиозных и расовых переменных, но и от таких, как брак, дружба, профессия и политика.

-/•Большинство концепций межэтнического взаимодейст­вия можно классифицировать в зависимости от того, какие ЯВпекты этнической идентификации берутся за основу тео­ретической модели: целевые, адаптационные, интегратив-кые или латентные. Целевая модель предполагает нали­чие у индивида набора установок на то, каким он должен быть. Адаптационная (социальная) модель соответству­ет тому, как личность идентифицирует себя через отноше-ния с другими. Интеграционная (персональная) модель соответствует тому, как личность идентифицирует себя по­средством уникальности только ей свойственных призна­ков. Латентная модель учитывает то, как личность отно­сится к себе.

Таким образом, важнейшие направления современных западных этнопсихологических исследований связаны с мо­дификацией теоретических ориентации или психологиче­ских теорий, базирующихся на различных философских сис­темах (экзистенциализм, неопозитивизм, необихевиоризм if т. д.). Их влияние проявляется в различном понимании личности и культуры, в отношении к бессознательному, в объяснении механизмов активации поведения. В настоя­щее время проблематика исследований западных этнопси­хологов в значительной степени опосредуется спецификой таких наук, как социальная география и ланшафтоведение, биология и физиология, социология и политология, этно­логия и этология. В последние десятилетия наблюдается проникновение в этнопсихологию методологических прин­ципов и методов исследования этих наук.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]