Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Otechestvennaya_istoria_blok2.doc
Скачиваний:
66
Добавлен:
20.04.2015
Размер:
419.84 Кб
Скачать

1. Основные черты политического строя

После монголо - татарского завоевания политическое положение русских княжеств существенно изменилось. Верховным сюзереном князей и их арбитром в междоусобицах теперь выступал ордынский хан, который раздавал ярлыки на княжения, часто по собственному произволу.

Номинальной главой всех земель являлся Великий Владимирский князь. После гибели на реке Сити князя Юрия, следующий после него брат Ярослав Всеволодович прибыл княжить во Владимир. Но для того, чтобы закрепиться на столе вынужден был отправиться к Батыю, который, если верить летописи, сказал: «Будь же старший между всеми князьями в русском народе», после этого хан выдал ярлык. Теперь за жалованными грамотами поехали и другие владетели. Все последующие князья утверждались в орде. Например, когда после смерти Александра Невского в 1262 г. Андрей снова хотел занять Владимирский стол, брат его Ярослав перенес спор на решение хана и выиграл. Сам обряд посажения на стол обозначал явную зависимость от ханов. И Александра I Невского, и Василия Дмитриевича в 1389 году на стол сажали ханские послы.

Фактически же Русь в XIV веке распалась на ряд самостоятельных великих княжеств (Тверское, Рязанское, Суздальское, Нижегородское и т.д.). Но каждый из владетелей данных территорий претендовал на Владимирский стол. В отличие от домонгольского периода получившие стол князья оставались, как правило, в своих старых землях.

Политические взаимоотношения между отдельными великими князьями и Новгородом оформлялись договорами, которые определяли границы княжеств, порядок решения порубежных споров и выдачи беглых крестьян и холопов, условия торговли. В них устанавливалась общая линия внешней политики, оговаривались условия оказания военной помощи против татар и литовцев.

С самого начала великие князья имели право самостоятельных сношений с Ордой. По устоявшейся формуле договаривавшиеся стороны именовали себя «братьями». Если, например, Тверской князь именовал себя младшим по отношению к Московскому, то это было в случаях временных поражений, в силу сложившихся обстоятельств.

В условиях постоянных войн и распрей договоры часто нарушались, так как каждый князь стремился усилиться за счет другого.

Великие князья возглавляли целую иерархию из удельных князей, взаимоотношения с которыми также определялись договорами. В них удельные князья, обычно родственники великого князя, называли его «братом старшим», «отцом». Как правило, присутствовала формула «тебе знать свою отчизну, а мне знать свою». Князья обязывались выступать в поход вместе с сюзереном, быть пожизненно в союзе, иметь общих друзей и врагов. Удельные владетели обязаны были собирать ордынскую дань и передавать Великому князю. Они не имели права самостоятельного сношений с Ордой. Старшего обязывали не отнимать у младшего волостей, заботиться об оставшемся после умершего семействе.

Уделы выделялись также княгиням, которые были полными владетельницами в своих землях.

Боярам выдавались жалованные грамоты. Во многих из них подчеркивалась территориальная неприкосновенность одной из сторон, чем определялся феодальный иммунитет, то есть право феодалам осуществлять на своих землях некоторые государственные функции.

Изучением данного явления занимались многие отечественные ученые такие, как О. Д. Юшков, А. И. Неусыхин, К. В. Базилевич, Л. В. Черепнин.

В основных чертах право землевладельца сводилось к следующим четырем пунктам:

  1. запрещение княжеским чиновникам въезжать в феодальную вотчину;

  2. свобода от княжеских налогов и пошлин, то есть за феодалом закреплялся податной феодальный иммунитет, право самостоятельно собирать налоги;

  3. вотчинник пользовался правом вести суд на своей территории, а не княжеские чиновники - судебный иммунитет;

  4. право землевладельца быть подсудным только князю.

С. М. Каштанов определял: «Феодальный иммунитет есть реализация экономический власти феодала методами внешнеэкономического принуждения, и политическое господство феодала в пределах своего владения как наиболее общее проявление внешнеэкономического принуждения». Он совершенно правильно указал на то, что иммунитет имеет экономическую сторону - реализация земельной собственности, и внеэкономическую – власть собственника земли в отношении населения территории. Феодальный иммунитет был порожден самой структурой феодальной земельной собственности, ее расчлененностью, а также формой государственного устройства.

Бояре, имея земли в княжествах, пользовались правом выбирать себе государя. Но уже со второй половины XIV века начинает проявляться тенденция к ограничению их переходов к новому сюзерену. Вся система феодальной территории создавала форму вассалитета.

С ослаблением городов после монголо-татарского нашествия вече теряет силу.

Именно в XIV-XVIвеках большое значение при князе приобретает феодальный Совет, состоявший из нескольких (10-15) наиболее знатных бояр – Боярская Дума. В первую половину XV века из среды боярства выделяется особая категория«бояр введенных»– постоянных советников князя и исполнителей его поручений по всем вопросам государственного управления.

Большой вес в феодальном Совете имели такие должностные лица, как тысяцкий, окольничий и казначей. В Москве должность тысяцкого превратилась в наследственную; ее занимали представители могущественных фамилий. Они ведали городским ополчением, судом, финансовым надзором. Все что превратило их в оплот оппозиции князю, и в 1373 году эта должность была упразднена.

Окольничий являлся ближайшим советником князя и исполнителем его поручений в делах дворцового управления.

Казначей был хранителем казны и архива. Возможно, еще до образования централизованного государства при нем сложилось первое государственное учреждение – Казна. В 1450 году впервые упоминается казенный дьяк, в 1487 году – казенный подъячий, должностное лицо, ведавшее делопроизводством.

Казначей, ведал также в то время ямскими, поместными, холопскими и посольскими делами. Должности, как окольничего, так и казначея были тесно связаны с ростом власти великого князя.

Феодальный Совет вместе с князем осуществлял законодательные функции и верховное управление, был окончательной судебной инстанцией.

Отдельные отрасли личного княжеского хозяйства – «пути» поручались, «путным боярам». В ведомстве каждого «пути» находились отдельные земли. Они представляли собой зачатки отдельных дворцовых ведомств в форме поручений – кормлений, так как лица, возглавлявшие их, получали право управления и суда над населением подведомственных территорий. В их пользу поступила часть доходов с поселений.

«Пути» появились рано. Уже в 50-х годах XIV века упоминаются сокольничий, конюший, ловчий «пути»,позднее – стольничий и чашный. Соответственно назывались и бояре, ведавшие этими отраслями.

В целом в XIV-XV веках государственное управление еще не выделилось окончательно из вотчинного княжеского. По-прежнему сохраняется разделение дружины на старшую и младшую. Кроме этого в войско входили городовые полки. Но сборы их были медленными, что и определило захват Тохтамышем Москвы в 1382 году. В походе войско кормилось за счет областей, по которым проходило; поэтому большой обоз был не нужен.

По-прежнему перед битвой армия делилась на полки: большой, передовой, левой руки, передовой, правой руки, запасный. Очень часто, видя бегство врага, ратники бросались обдирать мертвых, иногда теряя инициативу и победу.

Иностранцы отмечали, что русские воины охотно идут в бой, стремительны, но долго не выдерживают. Вооружение состояло из щитов, шлемов, рогатин, сулиц, копий, сабель, ослопов, топоров. Трубачи подавали сигналы.

По подсчетам С. М. Соловьева за период 1240-1462 годов в северо -восточной Руси было 90 войн, внутриполитических и внутриусобных, из них есть не более 20 известий о битвах, следовательно, 70 походов окончилось без битв, причем 15 из битв приходится на период после 1245 года, что говорит об ужесточении отношений между отдельными князьями.

За это же время упоминается о 160 внешних войнах. Из них около 50 закончились битвами, более 13 были выиграны русскими. Из всех войн 45 были с татарами, 41 – с литовцами, 30 – с ливонским орденом, остальные - со шведами и прочими.

Противоречивы сведения о численности войск, некоторые часто преувеличены. Так о русских на Куликовом поле есть данные о 400 тысячах, чего никак не могло быть.

Во главе русской церкви по-прежнему находился митрополит. Но после установления монголо-татарского ига они стали получать ярлык в Орде. В 1261 году в Сарае была создана епископская православная кафедра. В 1299 г. митрополит Максим перенес митрополию во Владимир. При Калите она была перенесена в Москву. Ханы освобождали церковь от всех налогов и даней, требуя молиться за них. Правда, Чанибек попытался потребовать от Феогноста уплаты дани, узнав, что тот получает большой доход. Но лукавый грек, перенеся заключение, задарил хана, его жену, советников и ушел от выплат.

В середине XIV века митрополия была разделена ни Московскую и Литовскую.

Феодальный строй отразился на организации церкви, нормами которой стали не каноны, а удельные обычаи. Епископы избирались из бояр, в монахи шли так же бояре и князья, так как постригшийся должен был сделать вклад селами или деньгами. На монаха, принятого «за богорадь», то есть ради бога смотрели пренебрежительно. Основывали монастыри князья и бояре,

Епархии не являлись целостными единицами, а представляли собой комплексы феодальных миров, подчиненных епископу и расположенных чересполосно. Епископу подчинялись только епископские церкви, монастыри и имения, а монастыри, основанные князьями и боярами, подчинялись им.

Управление сводилось в основном к извлечению доходов. Князь всегда мог согнать епископа, так как именно он, а не митрополит выдвигал кандидата. Митрополит только посвящалархирея . В Новгороде архиепископ избирался и утверждался в городе,

XIV – начало XV веков – золотое время монастырей. За один XIV век было основано 80 обителей, а за предшествующие 200 лет – 87, в первую половину XV века появилось еще 70 монастырей.

Существование феодальной раздробленности приводило и к раздробленности культов. Каждый крупный монастырь, каждое княжество имело своего патрона-святого. Шла канонизация князей (Александр, Михаил в Твери), затем епископов. Домашние попы, как и архиереи, были в полной зависимости от господ.

Нельзя переоценивать, роль церкви в организации отпора монголо-татарскому игу. Она стала играть активную роль в этом процессе только во второй половине XIV века, когда в обществе появилось движение за ликвидацию последствий батыева нашествия.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]