Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия ответы.docx
Скачиваний:
641
Добавлен:
28.03.2015
Размер:
273.73 Кб
Скачать

«Знание – сила» и «Cogito ergo sum». Проблема самодостоверности человеческого сознания.

«Знание – сила»

Трудно, может быть, даже невозможно дать чёткое определение того, что есть «знание».

  • Дело в том, что, во-первых, это понятие является одним из самых общих, а таковым всегда сложно дать однозначное определение.

  • Во-вторых, существует достаточно много различных видов знания, и их невозможно уложить в один ряд.

Приняв это во внимание, попробуем всё же прояснить, что же такое знание.

Обычно, когда мы говорим, что знаем нечто, мы полагаем, что имеем об этом «него» достаточно правильное и достоверное представление. Мы также убеждены в том, что наше представление не является заблуждением, иллюзией или только нашим личным мнением. Наконец, мы можем привести какие-то обоснования и аргументы, подкрепляющие это убеждение.

Таким образом, в нашей обычной жизни мы считаем знанием такие убеждения, которые соответствуют реальному положению дел и которые имеют определённые основания.

Фрэнсис Бэкон был уверен, что цель научного познания не в созерцании природы, как это было в Античности, и не в постижении Бога, согласно Средневековой традиции, а в принесении пользы и выгоды человечеству.

Прямым виновником разрыва единства между теоретической и практической деятельностью, между философией и естествознанием Бэкон считал теологию. Разрыв науки с теологией – вот главная задача, решению которой Бэкон посвятил свою философскую деятельность. Он считал, что только решительное освобождение научного познания от оков теологии сможет вернуть наукам их действительную силу, вдохнуть в них жизнь, разжечь огонь творческого воодушевления. Наука – средство, а не цель сама по себе. Человек же – властелин природы, таков лейтмотив философии Бэкона.

Чтобы подчинить себе природу, человек должен изучить её законы и научиться использовать своё знание в реальной практике.

Призывая людей, вооружившись знаниями, подчинить себе природу Бэкон восставал против господствующей в то время схоластической учёности (Схоластика – систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля) и духа самоуничижения человека. Бэкон ориентирует науку на поиск истины не в книгах, а в практике, в непосредственном наблюдении и изучении природы. Знание, не приносящее практических плодов, Бэкон считает ненужной роскошью.

«Cogito ergo sum»

Знаменитое «я мыслю, следовательно, я есть, я существую» рождается из огня отрицающего сомнения и в то же время становится одним из позитивных первооснований, первопринципов Декартовой философии. Следует учесть – это не житейский, а философский принцип, первооснование философии, причём философии совершенно особого типа.

Для того чтобы это уяснить, надо прежде всего принять в расчёт объяснения, которые Декарт давал этому непростому принципу. «Сказав, что положение: я мыслю, следовательно, я существую, является первым и наиболее достоверным, представляющимся всякому, кто методически располагает свои мысли, я не отрицал тем самым надобность знать ещё до того, что такое мышление, достоверность, существование, не отрицал, что для того, чтобы мыслить, надо существовать, и тому подобное; но ввиду того, что это понятия настолько простые, что сами по себе не дают нам познания никакой существующей вещи, я и рассудил их здесь не перечислять».

Итак, если «Я мыслю» становится одним из фундаментальных принципов новой философии, то в объяснении самого принципа исходное значение придаётся разъяснению понятия «мышление».

«Под словом мышление, - разъясняет Декарт, - я разумею всё то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собой, и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь тоже самое, что мыслить». Значит, мышление – разумеется, в определённом аспекте – отождествляется с пониманием, желанием, воображением, которые как бы становятся подвидами мысли. Без сомнения, все виды мыслительной деятельности, отмечаемые нами у себя. Могут быть отнесены к двум основным:

  • В восприятии разумом

  • В определении волей

И хотя существование человеческого тела – предпосылка, без которой не может состояться никакое мышление, - существование, бытийствование Я удостоверяется и, следовательно, приобретает смысл для человека не иначе, чем благодаря мышлению, т.е. осознаваемому «действию» моей мысли. Отсюда и следующий строго предопределённый шаг Декартова анализа – переход от «Я мыслю» к уточнению сущности Я, т.е. сущности человека.

В области теории познания Декарт однозначно отстаивает рационалистическую позицию. По Декарту, исходной достоверностью всякого познания является мыслящее Я – сознание. Оно овладевает вещами и явлениями окружающего мира при помощи своей собственной (идейной) активности.

Декарт не отвергает чувственное познание как таковое. Однако это познание следует подвергнуть подробной (скептической) критике. Также необходимо подвергнуть критике и суждения разума, которые, как показывает опыт, много раз приводили к ошибкам. Истинность познания, по Декарту, состоит лишь в достоверности сомневающегося сознания – сомневающегося Я.

Принцип сомнения и критики:

  • «Поскольку чувства иногда нас обманывают, я счёл нужным допустить, что нет ни одной вещи, которая была бы такова, какой она нам представляется…»

  • «Поскольку есть люди, которые ошибаются даже в простейших вопросах геометрии… то я, считая себя способным ошибаться не менее других, отбросил как ложные все доводы, которые прежде принимал за доказательства.»

  • «Наконец… я решился представить себе, что всё когда-либо приходившее мне на ум не более истинно, чем видения моих снов.»

В итоге все знания, приобретаемые на основе опытных доказательств ложны.