Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия ответы.docx
Скачиваний:
641
Добавлен:
28.03.2015
Размер:
273.73 Кб
Скачать

«Esse est percipi» как мировоззренческий ориентир и программа исследований. Субъект как внепространственная и вневременная опора мира

Esse est percipi – «существовать, значит быть воспринятым» - основное положение идеалистической философии Джорджа Беркли – английского философа.

По учению Беркли только дух существует на самом деле, весь же материальный мир является одним обманом наших чувств; непроизвольность этого обмана коренится в первоначальных представлениях, возбуждённых душой всех душ – самим Богом.

Одно из основных положений берклианской концепции – «существовать – значит быть воспринятым» (Esse est percipi). В такой концепции Беркли сформулировал доктрину субъективного идеализма, последовательное проведение которого невозможно без признания существования только единичного субъекта, «Я» - доктрину так называемого солипсизма («существую только я один»).

Согласно Беркли, формула «существовать – значит быть воспринятым» применима лишь к объектам чувственно воспринимаемого мира. Смысл этой формулы заключается в отрицании существования материального мира.

Все чувственные вещи, по Беркли, существуют лишь в сознании человека так же, как предметы, которые человек представляет во сне. Но, в отличие от образов сновидений, объекты, воспринимаемые наяву, являются не плодом воображения, а результатом воздействия Божества, которое возбуждает «идеи ощущений» в сознании человека.

  • Спиритуализм – течение, признающее сущностью мира духовное первоначало и рассматривающее материальное, как творение духа.

  • Субъективный идеализм – направление, представители которого отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности.

  • Доктрина – это философская система воззрений.

Субъект – одно из ключевых понятий в философии, обозначающее существо, наделённое волей.

Мир есть представление. А у представления есть две существенные, необходимые и неотделимые друг от друга цели – субъект и объект.

Субъект представления есть тот, кто всё познаёт, сам непознанный никем. Как писал немецкий философ Артур Шопенгауэр:

«Субъект – опора мира, всеобщее условие, любым феноменом, любым объектом подразумеваемый: в самом деле, всё существует не иначе, как в функции субъекта».

Объект представления как познанное обусловлен априорными формами пространства и времени, в силу чего и есть множественность. Субъект, напротив, вне времени и пространства, он целостен и индивидуален в каждом существе, способном иметь представления. Чтобы сконструировать мир из миллиона представлений, достаточно одного субъекта. Но с исчезновением субъекта нет мира как представления.

«Субъект и объект, следовательно, неотделимы: каждая из двух половинок осмыслена посредством другой, то есть каждая существует рядом с другой, с ней же вместе исчезает».

Из этих убеждений и следует, что субъект в философском знании и есть внепространственная и вневременная опора мира.

Свобода воли как философский первопринцип. «я» как интеллектуальная интуиция. Воля и сущность бытия в противопоставлении объекта и субъекта

Воля – сознательная целеустремлённость человека на выполнение тех или иных действий. Идеализм ложно рассматривает волю как независимое от внешних воздействий и обстоятельств и не связанное с объективной необходимостью свойство, а действия и поступки человека – как проявления идеалистически понимаемой «свободной» воли.

Свободна не воля, которая выбирает, исходя лишь из желаний субъекта (волюнтаризм, экзистенциализм), а воля, которая выбирает правильно, в соответствии с объективной необходимостью.

Августин Блаженный выдвинул положение о том, что действиями души и тела управляет воля. Именно она побуждает душу к самопознанию, строит из чувствительных отпечатков вещей их образы, извлекает из души заложенные в ней идеи. Первенство воли перед интеллектом подчёркивал и Иоанн Дунс Скотт.

По словам Энгельса, свобода воли означает не что иное, как способность принимать решение со знанием дела.

Сила воли не дана человеку исключительно от природы. Умение и способность принимать правильные решения и выполнять их, доводить начатое дело до конца являются результатом опыта, знаний, воспитания и самовоспитания. В философии Шопенгауэра воля – космическая сила, слепой, неразумный, бесцельный и бессознательный первопринцип, от которого берут своё начало все психические проявления человека. Сознание и интеллект являются, по Шопенгауэру, вторичными проявлениями воли.

Волюнтаризм противопоставлял волевое начало объективным законам природы и общества, утверждал независимость человеческой воли от окружающей действительности.

Воля у Спинозы – это способность, благодаря которой душа утверждает или отрицает, определяет, что истинно, а что ложно, а желание – способность, благодаря которой душа домогается какой-либо вещи или отвращается от неё.

Кант подверг критическому анализу как христианское учение о свободе воли, так и концепции механистического детерминизма. Стремясь к компромиссу между материализмом и идеализмом, Кант выдвинул тезис о двойственности человека: он является эмпирическим и умопостигательным существом. «Свободу должно предполагать как свойство воли всех разумных существ».

По мнению Канта, мысль о свободе человеческой воли навязывается нам именно этим законом. Не будь нравственного, люди никогда бы не думали ни о какой свободе воли и не испытывали бы в ней никакой необходимости. Только следуя долгу, человек свободен в своих поступках, ибо долг как нравственный закон имеет свой источник в самой личности.

Гегель выдвинул тезис: вне и помимо мышления воля невозможна и она не является некой особой сущностью, наличествующей в человеке наряду с мышлением.

Свободу воли Гегель рассматривает как необходимую предпосылку практической деятельности человека. Воля у Гегеля есть деятельность человека. Произвол, по Гегелю, это низшая ступень развития воли, «отрицательная свобода».

Фейербах считал, что воля может быть лишь у живого, чувствующего человека, «ибо что такое воля, как не желающий человек?». Он выступает против гегелевского отождествления воли и мышления, хотя и не отделяет их друг от друга.

Противники волюнтаризма утверждали, что свобода воли означает не что иное, как возможность принимать решения со знанием дела.

Идеальная сторона мира – это интеллектуальная интуиция. Интеллектуальная интуиция – мыслительная способность человека, позволяющая проникнуть в сущность вещей. Интуиция – часть познания.

Юм писал, что первый проблеск знания о субстанциальности «я» и даёт интеллектуальная интуиция, позволяющая усмотреть второстепенный признак субстанции. Интеллектуальная интуиция – это точка объединения множества событий и качеств.

Асмус подчеркивал, что под «интеллектуальной интуицией» учёный понимает прямое постижение умом истины, не выведенной из других истин посредством доказательства и не усматриваемой одними лишь внешними чувствами.

Если полагать, что интуиция относится к интеллекту и связана с отражением сущности предметов, то можно принять за исходное такое определение интеллектуальной интуиции, как способности постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

По Фихте, не существует ничего вне «я», что детерминировало бы его деятельность. Сама конечность «Я» должна быть принята в качестве продукта его бесконечной деятельности.

Субъект – это носитель материальных и духовных ценностей, источник активности направленный на объект. Объект – это противопоставление субъекту, на что направлена его деятельность. Сущность – то постоянное, что сохраняется в явлении при различных его вариациях, в том числе и временных, сердцевина бытия. Воля – способность и умение выбора цели деятельности и внутренних усилий, которые необходимы для её осуществления.

Шопенгауэр создаёт свою собственную метафизическую концепцию, в которой подлинное бытие мира, истинно сущее, самотождественное есть иррациональное начало – Воля, порождающая из себя мир представлений, родственный платоновскому миру чувственных вещей и кантовскому миру явлений.

В волении субъект сливается с объектом, выступая ключом к познанию внутреннего существа всего мира. Мировая воля есть ядро и начало мира, она может объективироваться в конкретных вещах, причём воплощается в последних постепенно, проходя несколько ступеней. С каждым шагом она достигает новой ступени, превращаясь в сознательное хотение – высшую ступень объективации воли. Воля начинает себя осознавать в человеке, потому что к ней как первичному началу бытия привносится вторичное – сознание. Сознантельная воля – одна из разновидностей, а не всеобщий атрибут воли, причём разновидность, которая присуща человеку, не воля сама по себе, а воля, обусловленная интеллектом.

На самой высшей ступени объективации воля иррациональна и её действия могут быть непредсказуемыми. Воля в метафизике Шопенгауэра стала принципом, первоосновой, началом и сущностью мира.

Воля отлична как от идеи Платона, так и от «вещи в себе» Канта. Говоря о кантовской «вещи в себе», следует отметить, что она вообще неопределенна, ибо не может быть познана ни чувствами, ни рассудком, ни разумом. Идеи же Платона, будучи родами истинного бытия, постигаются разумом, рациональны; Воля же представляет собой иррациональное начало, подчиняющее себе разум. В этом их коренное и главное различие.

Тёмная, таинственная, иррациональная первооснова бытия превращается у Шопенгауэра в мистически таинственную Мировую волю.

Мир, который человек видит, наполнен многообразием и красками, Шопенгауэр объявляет представлением, «объектом познающего субъекта». Всё, что принадлежит миру, неизбежно обусловлено субъектом и существует только для последнего, т.е. мир представлений как таковой обусловлен нашей способностью представления (сознанием субъекта).