Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия ответы.docx
Скачиваний:
641
Добавлен:
28.03.2015
Размер:
273.73 Кб
Скачать

Творчество как объект философского осмысления. Проблематика соотношения рационального и иррационального в творческой деятельности. Интуиция как способ постижения истины, условия её формирования

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество — это:

  • деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

  • создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

  • процесс создания субъективных ценностей.

Существуют разные виды творчества:

  • производственно-техническое

  • изобретательское

  • научное

  • политическое

  • организаторское

  • философское

  • художественное

  • мифологическое

  • религиозное

  • повседневно-бытовое и т.п.

иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  • Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.

  • Инкубация — временное отвлечение от задачи.

  • Озарение — появление интуитивного решения.

  • Проверка — испытание и/или реализация решения.

Факторы, мешающие творческому мышлению:

  • некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство)

  • внешняя и внутренняя цензура

  • ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)

  • желание найти ответ немедленно

Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.

«Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений и т. д.…». Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.

В соответствии с принципами, описанными С. Л. Рубинштейном, производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.

Б. Г. Ананьев считает, что творчество — это процесс объективации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.

В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева. Он пишет:

Личность есть не субстанция, а творческий акт.

В настоящее время большинство исследователей склоняется к тому, что чем в большей мере в человеческой деятельности осуществляется синтез рационального и иррационального, тем с большим правом мы можем говорить о наличии творчества. В этом контексте асимметрия больших полушарий головного мозга человека свидетельствует не столько о его склонности к абстрактному или образному мышлению, сколько о возможности регуляции соотношения рациональных и иррациональных (образно-эмоциональных и пр.) компонент в актах творческой деятельности. В основе творчества, на наш взгляд, и лежит степень выраженности такого сочетания.

В контексте реальной жизнедеятельности человек всегда оказывается погруженным в два совершенно различных мира — в окружающий его материальный мир и в мир своих субъективных переживаний. Об этом постоянно говорят и ученые, и философы, и представители искусства.

Глубина и адекватность видения окружающего мира во многом будет зависеть от того, насколько человек овладел своим внутренним миром, т.е. насколько он может противопоставить ему различные комбинации образов. Такая способность получила название творческого воображения. Эти образы сочетаются с рациональными формами, в которых отражены существенные стороны и аспекты материального мира. Здесь открываются широкие возможности для синтеза. И каждый акт такого синтеза позволяет более или менее адекватно фиксировать различные уровни организации объективного мира.

В истории философии понятие Интуиции включало разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная Интуиция). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.

В истории философии нередко чувственные формы познания и мышление противопоставлялись. Р. Декарт, например, утверждал: «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчётливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция…».

Г. Гегель в своей системе диалектически совмещал непосредственное и опосредствованное знание.

Интуиция трактовалась также и как познание в виде чувственного созерцания (чувственная Интуиция): «…безоговорочно несомненное, ясное, как солнце… только чувственное», а потому тайна интуитивного познания и «…сосредоточена в чувственности» (Фейербах Л.).

Интуиция понималась и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный первопринцип творчества (З. Фрейд).

В некоторых течениях философии Интуиция трактуется как божественное откровение, как всецело бессознательный процесс, несовместимый с логикой и жизненной практикой (интуитивизм). Различные толкования Интуиции имеют нечто общее — подчёркивание момента непосредственности в процессе познания, в отличие (или в противоположность) от опосредствованного, дискурсивного характера логического мышления.

Материалистическая диалектика усматривает рациональное зерно понятия Интуиции в характеристике момента непосредственности в познании, которое представляет собой единство чувственного и рационального.

Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию. Роль Интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но Интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — воспринимаемый как «истина», c более высокой вероятностью определения истины, чем случайность, но менее высокой, чем логическое мышление.

Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.