Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
@Лекция 17.Ильминский.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
323.58 Кб
Скачать
  1. Педагогические идеи Николая Ивановича Ильминского

Педагогические идеи Николай Иванович Ильминский изложил в следующих сочинениях: «О применении русского алфавита к инородческим языкам»; «Об образовании инородцев»; «Православное богослужение на татарском языке»; «О церковном богослужении на инородческих языках»; «Открытие учительской семинарии в Казани»; «Беседы о народной школе». Но педагогические взгляды Ильминского нашли и полемические отклики, а после смерти его и откровенные обвинения в антирусской педагогике. При жизни авторитет Ильминского никому таких заявлений делать не позволял. Была полемика, скажем, со священником села Бурундуки Симбирского уезда А.И. Баратынским, закончившаяся признанием последним правоты Ильминского. Взгляды Баратынского изложены в статье «О народном образовании в Буинском уезде и мерах улучшения его» (Журнал Министерства народного просвещения, 1869).

«Из переписки об удостоении инородцев священнослужительских должностей» (Казань, 1885) – издана еще самим Ильминским. Здесь выписка из определения Святейшего синода от 21 июня/12 июля 1867 года, ученая записка преподавателя Казанского университета Н. Ильминского от 9 декабря 1866 года и отзыв Преосвященнейшаго Антония Архиепископа Казанского от 20 марта 1867 года. Вопрос касался постановки инородцев, прошедших уже начальный уровень образование по новой системе просвещения на родном языке, в священнослужительские должности. Главный критерий – высокая нравственная жизнь и начальный уровень знания богословских дисциплин. Постановка единоплеменных священников было важнейшим условием действия миссии – проводить службы на понятном языке, что не удавалось даже, когда русские священники достаточно изучали инородческий язык. Рукополагать можно было лишь выпускников духовных семинарий, что нельзя было осуществить для инородцев в быстрые сроки. Более того, Ильминский был противником обучения инородцев в системе тогдашнего образования, это не давало пользы общему просвещению народа, но делало учащихся полностью обрусевшими, да еще и приобретшими известные пороки русских учебных заведений, наподобие духовных семинарий. Как известно, вопрос о рукоположении инородцев, поднятый Ильминским, решился в Святейшем Синоде положительно.

В таких условиях новый подход к просвещению инородцев был выработан ученым-тюркологом, педагогом Н.И.Ильминским. Система Н.И.Ильминского была исторически оправданным социально-педагогическим явлением. Её изучение и ее оценка немыслимы без учёта полиэтничности Российского государства, безусловно накладывавшей отпечаток на развитие образования в стране.

Основными пунктами системы просвещения Н.И. Ильминского являлись:

1) организация начального обучения в школах для детей нерусских народов на родном языке, введение двуязычного метода преподавания;

2) перевод и издание учебных пособий на родных языках инородцев;

3) подготовка национального учительства.

26 марта 1870 года «Правила о мерах к образованию населяющих Россию инородцев» были приняты и утверждены императором Александром II. Принятие «Правил о мерах к образованию населяющих Россию инородцев» означало легитимизацию педагогической системы Н.И.Ильминского как основы новой инородческой политики на Востоке России и новой педагогической идеологии в отношении нерусских жителей империи.

Теоретико-методологическое обоснование трем основополагающим принципам христианского просвещения нерусских народов Восточной России – первоначальному школьному образованию на родном языке, подготовке единоплеменного учительства и созданию комплекса переводной учебно-методической и вероучительной литературы – Н.И.Ильминский впервые дает в своих работах начала 60-х годов XIX века.

Система Н.И.Ильминского нашла свое применение во многих инородческих школах восточных губерний России. С конца 60-х гг. XIX века, система Н.И.Ильминского стала использоваться и в миссионерских школах Алтайской духовной миссии.

Наметившееся в конце 60-х гг. XIX века и продолжавшееся затем четверть века сотрудничество между миссионерами Алтайской духовной миссии и Н.И.Ильминским, на наш взгляд, сыграло позитивную роль и дало мощный импульс развитию инородческого просвещения и образования в Горном Алтае. Инородческие школы в Горном Алтае, активно перенимавшие педагогический опыт казанских крещено-татарских школ, с 60-х гг. XIX в. перешли к построению педагогического процесса на родном для нерусских учащихся языке, что естественно способствовало эффективности школьного обучения.

Деятельность миссионерских школ, организуемая с ориентацией на школу церковно-приходского типа, сыграла, вместе с тем, свою позитивную роль в последующем образовании алтайцев, в зарождении алтайской интеллигенции, в создании первой алтайской художественной и учебной литературы (М.В.Чевалков) и, наконец, в широком смысле - в сближении местного алтайского населения с русском, а позже – на советском этапе – в решении задачи формировании системы единой школы.

Сущность его системы заключается в вещах всем нам сегодня, безусловно, понятных: преподавание в школах для нерусского населения должно вестись на их родном языке. Положение в деревенской школе во 2-ой пол. XIX века было таково, что жившие там татары, чуваши и другие народы русского языка вообще не знали. В деревне жили 1-2 человека, которые кое-как окончили русскую школу в соседней деревне, потом вернулись домой, и умели полуграмотно писать по-русски. Политика государства была настроена на скорейшую русификацию всей этой народной массы. Причем в столице плохо понимали положение на местах и одним росчерком пера повелели преподавать всем на русском языке, чтобы инородцы, в конце концов, этот язык вызубрили через общение с преподавателем или еще каким-нибудь образом. Все это приносило мало пользы, а если инородец и проходил через тернистый путь такого образования, то он, как правило, утрачивал корни и даже стеснялся своего нерусского происхождения.

Вот Николай Иванович и высказал идею вести преподавательскую деятельность инородцам на родном языке хотя бы на первом этапе обучения, чем вызвал на себя обвинения в антирусской деятельности.

В основу просвещения Ильминский всегда клал христианизацию народа, что в условиях тогдашней действительности было очень необходимо. Этому способствовали и переводы текстов богослужения, ведь по слову Ап. Павла «…когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода» (1Кор. 14,14), и «… в церкви хочу лучше пять слов сказать умом своим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» (1Кор. 14,19). Для воспитания учителей инородческих школ Ильминский открыл Казанскую инородческую Учительскую Семинарию, где обучались выпускники школ его системы. 1/3 учащихся составляли русские ученики. Из этой 2-х ступенчатой системы инородческого образования уже формировалась национальная интеллигенция – учителя, священники и др.