Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Заболевания поджелудочной железы текст.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
147.46 Кб
Скачать

Современная Марсельско-Римская классификация (1989) выделяет 4 основных формы хронического панкреатита.

  1. Кальцифицирующий хронический панкреатит. Эта форма заболевания составляет 45-90% всех случаев. Характеризуется морфологически неравномерным распределением поражения, различающимся по интенсивности в соседних дольках, атрофией и стенозированием протоков. Патогенез в значительной степени связан с недостатком секреции литостатина (белка панкреатических камней - PSP), предотвращающего образование кристаллов солей кальция.

  2. Обструктивный хронический панкреатит - результат обструкции главного панкреатического протока. Поражение развивается дистальнее места обструкции, оно равномерно (в отличие от кальцифицирующего). Характерны диффузная атрофия и фиброз экзокринной части поджелудочной железы при сохраненном протоковом эпителии в месте обструкции, отсутствие кальцификатов и камней поджелудочной железы. Подлежит хирургическому лечению.

  3. Воспалительный хронический панкреатит характеризуется атрофией паренхимы поджелудочной железы, замещающейся участками фиброза, инфильтрированного мононуклеарами (хронический фиброзно-индуративный панкреатит).

  4. Фиброз поджелудочной железы - диффузный (пери- и интралобулярный), сопровождается потерей значительной части паренхимы. Характеризуется прогрессирующей внешне- и внутрисекреторной недостаточностью поджелудочной железы и является исходом других форм хронического панкреатита. Если перилобулярный фиброз, иногда сочетающийся с интралобулярным, не сопровождается атрофией экзокринной паренхимы, то его не следует считать признаком хронического панкреатита.

В классификации в качестве самостоятельных форм хронического панкреатита выделены ретенционные кисты и псевдокисты поджелудочной железы, а также абсцессы органа, хотя чаще в литературе их трактуют как осложнения панкреатита.

Также в педиатрии используется такие понятия как реактивный панкреатит, диспанкреатизм неучтенные ни в одной из классификаций. Но В МКБ-10 существуют «дисфункциональные расстройства билиарного тракта» (К82.8), которые подразделяются на 2 подтипа: дисфункцию желчного пузыря и дисфункцию сфинктера Одди. Последние в свою очередь делятся на 4 варианта, три из которых соответствуют билиарной дисфункции, а четвертый — панкреатической. Для панкреатического варианта дисфункции сфинктера Одди характерны «панкреатические» абдоминальные боли, иногда возможно незначительное повышение уровня амилазы в крови. При этом нехарактерны структурные изменения паренхимы железы и снижение ее функции. Таким образом, при отсутствии признаков панкреатита и наличии характерных жалоб диагноз «дисфункция сфинктера Одди, панкреатический вариант» может быть использован в детской практике как наиболее приемлемый.

Панкреатиты относятся к полиэтиологичным заболеваниям, для развития данного заболевания необходимо действие комплекса факторов. Причины развития панкреатита у детей многочисленны и могут быть объединены в несколько групп.

  1. Нарушение оттока панкреатического секрета:

  • аномалии протоков ПЖ, аномалии ПЖ, сдавление протоков извне, обтурация их камнем;

  • патология двенадцатиперстной кишки (наблюдается примерно у 40% больных), повышение интрадуоденального давления различного происхождения;

  • патология желчевыводящих путей (наблюдается примерно у 40% больных).

  1. Повышение (абсолютное или относительное) активности панкреатических ферментов в ткани ПЖ:

  • избыточная стимуляция ПЖ, в первую очередь определяемая характером питания;

  • наследственный панкреатит (преждевременная активация ферментов).

  1. Инфекционный фактор:

  • вирус эпидемического паротита, вирусы гепатита, энтеровирусы, цитомегаловирусы, герпесвирусы, микоплазменная инфекции, сальмонеллез, инфекционный мононуклеоз и мн. др.

  • развитие панкреатита при гельминтозах (описторхоз, стронгилоидоз, аскаридоз и др.), а также панкреатит при сепсисе.

  1. Травма ПЖ.

  2. Системные процессы:

  • болезни соединительной ткани;

  • эндокринная патология;

  • гиперлипидемии;

  • гипотиреоз;

  • гиперпаратиреоз;

  • гиперкальцемия различного происхождения;

  • хроническая почечная недостаточность;

  • муковисцидоз.

Последнее заболевание является, безусловно, особым в приведенном списке. Фиброз при муковисцидозе связан в большой степени с особенностями функции фибробластов и имеет врожденный (генетический) характер, хотя фактор нарушения оттока из ПЖ также имеет важное значение. Можно ли расценивать процессы, протекающие в ПЖ при муковисцидозе, как панкреатит — вопрос спорный и требует отдельного обсуждения.

  1. Нарушения микроциркуляции, в т. ч. системные:

  • аллергические заболевания, употребление продуктов питания, содержащих ксенобиотики, а также вторичные состояния при болезнях органов пищеварения и многих других.

Данная группа в педиатрической практике является весьма многочисленной, особенно когда речь идет о т. н. реактивном панкреатите.

  1. Токсическое действие некоторых лекарственных препаратов:

  • кортикостероиды, сульфаниламиды, цитостатики, фуросемид, 6-меркаптопурил, метронидазол, нестероидные противовоспалительные препараты и др.

Особого внимания заслуживает панкреатит наследственного происхождения. Возможно возникновение наследственного панкреатита с аутосомно-доминантным типом наследования с неполной пенетрантностью патологического гена. . Эта патология проявляется обычно у детей в возрасте 10-12 лет. Описанный в 1952 г. Comfort и Steiberg он в последние годы стал объектом пристального изучения во всем мире. В настоящее время установлено несколько мутаций нескольких генов, ответственных за развитие этого заболевания. При одном из вариантов наследственного панкреатита заболевание передается по аутосомно-доминантному типу с 80% пенетрантностью. В 1996 г. на хромосоме 7 q35 был выявлен ген, ответственный за его развитие, кодирующий катионический трипсиноген. На настоящий момент описано 8 мутаций в данном гене. Мутации D22G, K23R, N29I, N29T, R122H и R122C приводят к повышению аутоактивации трипсиногена, мутации N29T, R122H и R122C стабилизируют трипсин по отношении к его ингибиторам, в то время как мутации D22G, K23R и N29I не связаны с каким-либо известным эффектом. Мутация R122H удаляет точку аутолиза Arg122, мутации D22G и K23R подавляют активацию катепсином В. Во всех случаях этих мутаций нарушается баланс между протеазами и антипротеазами с повышением внутриклеточной протеазной активности и разрушением клеток. Наследственный панкреатит проявляется с первых лет жизни, а в более зрелом возрасте наличие перечисленных мутаций ассоциируется с 50-кратным повышением риска развития рака ПЖ. Кроме изменений в гене трипсиногена, за развитие панкреатитов также могут быть ответственны мутации в гене ингибитора трипсина (Serin Protease Inhibitor Kazal type 1 = SPINK1 или PSTI) на 5 хромосоме, а в гене муковисцидоза на 7 хромосоме. В этих случаях предполагается аутосомно-рецессивный тип наследования.

Ключевое заболевание поджелудочной железы у детей — хронический панкреатит, который протекает в детском возрасте достаточно тяжело и требует дифференцированной поэтапной терапии в стационарных условиях. По современным представлениям, хронический панкреатит — это прогрессирующее воспалительное заболевание, характеризующееся очаговыми или диффузными деструктивными и дегенеративными изменениями ацинарной ткани и протоковой системы с развитием различной функциональной недостаточности органа.

Это воспалительно-дегенеративное заболевание поджелудочной железы, протекающее более 6 месяцев и характеризующееся развитием фиброза паренхимы и функциональной недостаточностью.

У детей хронический панкреатит — в основном вторичное заболевание и только в 14% является первичным.

Морфологические изменения ткани поджелудочной железы носят стойкий характер, сохраняются и прогрессируют даже после прекращения воздействия этиологических факторов и приводят к экзокринной и эндокринной недостаточности. Морфологическим субстратом хронического панкреатита являются отек, воспаление и очаговые некрозы поджелудочной железы, нарушающие отток панкреатического сока, способствующие внутрипротоковой гипертонии, прогрессированию некроза ацинарной ткани с последующими атрофией ацинусов, интралобулярным и перилобулярным фиброзом органа. В начальной стадии патологический процесс может носить ограниченный характер и локализоваться в каком-либо одном отделе поджелудочной железы, по мере развития заболевания диффузно поражается вся железа.

Отдельно приводится классификация хронического панкреатита.

  • 1. Происхождение: первичный и вторичный;

  • 2. Клинический вариант: рецидивирующий, болевой, латентный;

  • 3. Тяжесть заболевания: легкая, среднетяжелая, тяжелая;

  • 4. Период заболевания: обострение, стихание обострения, ремиссия;

  • 5. Функциональное состояние поджелудочной железы:

  • а) внешнесекреторная функция: гипосекреторный, гиперсекреторный, обтурационный, нормальный тип панкреатической секреции;

  • б) внутрисекреторная функция: гиперфункция, гипофункция инсулярного аппарата;

  • 6. Морфологический вариант: отечный, паренхиматозный, кистозный;

  • 7. Осложнения: левосторонний плеврит, ложная киста, панкреолитиаз и т. д.

Патогенетические механизмы хронического панкреатита

Патогенетические механизмы хронического панкреатита чрезвычайно сложны и во многом остаются неясными. Одним из ведущих факторов развития заболевания является активация панкреатических ферментов в протоках и паренхиме железы, что приводит к возникновению отека, некроза и последующему фиброзу с экзокринной и эндокринной недостаточностью.

Развитию гиперферментемии, что в последствии определяет и диагностику поражжния данного органа, способствуют факторы, приводящие к нарушению оттока панкреатического сока, существенную роль при этом играют нарушения микроциркуляции, в результате которых развиваются ишемия, отек, нарушение проницаемости клеточных мембран, деструкция ацинарных клеток. В системный кровоток выходят панкреатические ферменты и другие биологически активные вещества, в частности вазоактивные амины, что нарушает микроциркуляцию вне поджелудочной железы и вызывает повреждение других органов и систем.

В последние годы обсуждается проблема окислительного стресса — накопления в ацинарных клетках продуктов перекисного окисления липидов, свободных радикалов, вызывающих повреждение клеток, воспаление, синтез белков острой фазы. Предполагается также роль врожденного или приобретенного дефекта синтеза литостатина, приводящего к преципитации белка и кальция и обструкции мелких протоков с последующими перидуктальным воспалением и фиброзом.

Клиническая картина хронического панкреатита.

Хронический панкреатит обычно развивается постепенно и характеризуется наличием латентной (субклинической) стадии, во время которой отмечаются ухудшение самочувствия, аппетита, неинтенсивная боль в животе, признаки микроциркуляционных расстройств: акроцианоз, экхимозы, иногда геморрагическая сыпь, нарастает ферментемия. На этом фоне появляется наиболее характерный и постоянный признак хронического панкреатита — боль в верхнем отделе живота (преимущественно в околопупочной области), прогрессивно нарастающая, усиливающаяся после приема пищи и физической нагрузки и ослабевающая в положении сидя при наклоне туловища вперед.

У значительной части детей отмечается иррадиация боли в поясницу, нижнюю часть спины; опоясывающая боль в детском возрасте наблюдается редко. Продолжительность болевых приступов различна: от нескольких часов до нескольких суток, иногда они перемежаются достаточно длительными безболевыми периодами. Возникновение болевого синдрома при хроническом панкреатите обусловлено внутрипротоковой гипертонией за счет сохраняющейся секреции панкреатических ферментов воспаленной железой в условиях обструкции ее протоков, воспалением внутрипанкреатических нервных стволов с развитием перипанкреатического воспаления и вовлечением в процесс двенадцатиперстной кишки и ретроперитонеального пространства.

Болевой синдром при хроническом панкреатите обычно сопровождается диспептическим, наиболее характерные проявления которого тошнота, рвота, резкое снижение аппетита. Позднее присоединяются изменения со стороны кишечника, обусловленные развитием синдрома нарушенного всасывания с диареей и панкреатической стеатореей, о чем свидетельствует появление «жирного» блестящего кала, трудно смываемого со стенок унитаза. Кал, особенно в начальных стадиях и при легком течении заболевания, может оставаться оформленным, иногда отмечается склонность к запору.

На фоне болевого и диспептического синдромов всегда наблюдаются признаки хронической интоксикации: общая слабость, повышенная утомляемость, головная боль, эмоциональная лабильность, реже — повышение температуры тела. У больных иногда снижается масса тела (у некоторых детей во время обострения заболевания потеря массы тела весьма значительна). Следует подчеркнуть, что клиническая картина хронического панкреатита у детей весьма вариабельна и во многом определяется периодом заболевания, тяжестью процесса, степенью гиперферментемии, наличием осложнений и сопутствующих заболеваний.

Обострение хронического панкреатита следует дифференцировать с острым панкреатитом, в основе которого лежит активация панкреатических ферментов, обусловливающая аутолиз железы с развитием реактивного воспаления и токсемии.

Острый панкреатит у детей протекает по типу интерстициального, реже — геморрагического, при наличии инфекции он может трансформироваться в гнойный панкреатит. Острый отек поджелудочной железы при интерстициальном панкреатите обусловливает развитие болевого синдрома, заставляющего ребенка принять вынужденное положение — на левом боку или коленно-локтевое. При этом характерно несоответствие между интенсивным характером боли и результатами пальпации: живот остается мягким, доступным пальпации; характерные для заболевания болевые зоны и мышечная защита отсутствуют. В большинстве случаев процесс ограничивается воспалением без развития некроза. В отличие от интерстициального, геморрагический панкреатит характеризуется не только выраженным болевым синдромом, но и типичными пальпаторными признаками: болезненность и мышечная защита в верхнем отделе живота, положительные симптомы Кера, Кача, Мейо-Робсона, прогрессирующее ухудшение состояния ребенка, нарастание болевого синдрома, резкое повышение температуры тела, развитие токсикоза с эксикозом; при гнойном процессе развивается септическое состояние с симптоматикой острого раздражения брюшины.

Как уже говорилось выше, существует такое понятие, как реактивный панкреатит, вторичный панкреатит и диспанкреатизм. Являются ли эти понятия тождественными или эти термины имею под собой разные определения?

Реактивный панкреатит. Стоит отметить, что сам по себе реактивный панкреатит не является самостоятельным заболеваниям и, как правило, встречается только у детей. Под этим понятием часто скрываются два состояния, иногда различающихся, а иногда и совпадающих. Во-первых, речь может идти о вторичном панкреатите, явившемся следствием какого-либо заболевания (инфекционного - ОРЗ, ОРВИ), в т. ч. органов пищеварения - гастроэнтеритов. А при втором состояии, речь может идти о предшествующей деструкции ткани ПЖ в виде ее отека, что выявляется на ультразвуковом исследовании в виде увеличения размеров одного или нескольких отделов органа и соответствующих изменений ее паренхимы. Данное состояние собственно «панкреатитом» не является. Кроме того, это состояние является обратимым при условии лечения основного заболевания и, может быть, некоторой вспомогательной терапии, направленной на улучшение микроциркуляции. В этом случае более уместен термин «диспанкреатизм». Появление признаков цитолиза, т. е. гиперферментемия, говорит уже однозначно об остром панкреатите или обострении хронического, и в этом случае дополнительная терминология уже не требуется. Таким образом, следует определиться, подразумеваем ли мы под термином «реактивный панкреатит» панкреатит (именно панкреатит) вторичный или мы имеем в виду реактивное состояние ПЖ без деструкции (что в практике чаще всего и имеет место), когда более уместным может быть термин «диспанкреатизм».

Касаемо клинической картины, имеются практически одинаковые проявления с острым панкреатитом. Это рвота, диарея, боли в левой верхней части живота, отсутствие аппетита. Поэтому и лечение проводится практически по аналогичным схемам с соблюдением строгой диеты, назначением болеутоляющих препаратов и ферментов поджелудочной железы.

Коснемся также других заболеваний поджелудочной железы. Синдром Швахмана

Синоним: синдром ShwachmanDiamondOski-Khaw.

Основа синдрома - врожденное недоразвитие (гипоплазия) поджелудочной железы. При этом синдроме дольки поджелудочной железы замещены жировой тканью, иногда поджелудочная железа вообще отсутствует. Данный синдром является второй после муковисцидоза причиной панкреатической недостаточности у детей, но встречается в 100 раз реже муковисцидоза.

Болезнь наследственная. Тип передачи - аутосомно-рецессивный. Суть болезни заключается в недостаточности внешнесекреторной (пищеварительной) функции поджелудочной железы и в дисфункции костномозгового кроветворения.

Клиническая картина

Симптомы заболевания возникают обычно после введения прикорма — на 4—5-м месяце жизни. При кормлении грудным молоком диареи нет. После введения прикорма у ребенка появляется частый обильный кашицеобразный стул сероватого цвета со зловонным запахом. Стул очень жирный, прилипает к пеленкам или горшку. Аппетит у детей обычно отсутствует (в редких случаях аппетит резко повышен — «волчий»). Ребёнок отстаёт в физическом и двигательном развитии. Отмечают гипогликемию, метаболический ацидоз.

Также при синдроме Швахмана отмечается нарушение функции костного мозга, т.е гематологические отклонения — чаще всего анемия и тромбоцитопения, реже панцитопения. Однако ещё чаще отмечают стойкую нейтропению, в результате которой дети болеют повторными бактериальными инфекциями, в 1/3 случаев развивается сепсис. Особенно часто возникают инфекционные заболевания органов дыхания (бронхиты, пневмонии) и кожи (псевдофурункулез, абсцессы, пиодермии и др.). Достаточно часто встречаются менингит и остеомиелит, дисплазия костей. У некоторых больных грудная клетка имеет характерное строение — узкая, ребра короткие со свободными передними концами. Очень характерно, что даже на высоте активности бактериально-воспалительного процесса количество нейтрофилов остаётся сниженным. Возможны геморрагические симптомы — геморрагическая сыпь, удлинение времени кровотечения.