Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВТОРОЙ ТОМ НОВОЙ КНИГИ.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
18.11.2019
Размер:
120.79 Кб
Скачать

«Кривая Лоренца» и «коэффициент Джини»

Для измерения фактического распределения доходов используют «кривую Лоренца» и «коэффициент Джини», показывающие, какая доля совокупного дохода приходится на каждую группу населения, что позволяет судить об уровне экономического неравенства в данной стране.

«Кривая Лоренца» — это метод графического изображения уровня концентрации явления. Для ее построения на обе оси координат наносят процентную масштабную шкалу (от 0 до 100 %). Для точек кривой абсциссами служат единицы совокупности, а ординатами — значения признака. Равномерное распределение признака будет представлено в таком случае диагональю, называемой «линией равномерного распределения», а неравномерное — «линией Лоренца», отклонение которой от диагонали и характеризует степень неравномерности (см. график 17.1).

Таким образом, если принять величину дохода и численность населения за 100 %, то прямая ОА покажет абсолютно равномерное распределение совокупного дохода между всеми группами населения. Однако реальное распределение всегда будет характеризоваться отклонением от этой прямой. Абсолютно неравномерное распределение совпало бы с осями координат. Но поскольку «сверхбедные» и «сверхбогатые» всегда составляют незначительную часть рыночного общества, то перед нами будет некоторая кривая («кривая Лоренца»), отклонение которой от диагонали наглядно покажет степень неравномерного распределения доходов.

Для расчета конкретного уровня неравенства в распределении доходов поступают следующим образом. Площадь, образованную линиями равномерного и неравномерного распределения доходов (она на графике заштрихована), относят к площади треугольника ОАВ. Полученный результат и есть «коэффициент Джини».

Размер дохода сопровождается опережающим увеличением его «сберегаемой» части.

Исключительная сложность рыночной экономики состоит в том, что пропорция между «потреблением» и «сбережением» доходов предопределяет величины совокупных расходов и совокупных сбережений в обществе (со всеми вытекающими отсюда последствиями для макроэкономических процессов), и в то же время эта пропорция сама отражает степень сбалансированности макроэкономических процессов. Вот почему искусство регулирования рыночной экономики заключается не в нахождении неких универсальных «рецептов» управления ею, а в умении определить доминирующий фактор в данной рыночной ситуации. И подчас оказывается, что таким фактором является пропорция, в которой рядовой доходополучатель решает разделить свой доход между потреблением и сбережением. Склонить его к принятию оптимального для общества решения — такова порой «сверхзадача» механизма регулирования рыночной экономики в конкретной ситуации.

Сбережения, доходы и инфляция

Та часть годового личного денежного дохода, которая остается после уплаты налогов, но не расходуется на текущее потребление, называется «сбережение».

Сбережение — будущий спрос на будущие товары и услуги. Вот почему души правительства, экономистов и бизнесменов всегда греют сообщения об увеличении объемов сбережений (если только это не следствие тотального товарного дефицита, то есть невозможности израсходовать доход по желанию) — значит, население верит в устойчивость национальной

валюты, значит, инфляция не стала фактором, определяющим размеры потребительского спроса, значит, выгодно сберегать.

Конечно, одного только желания делать сбережения еще недостаточно. Для этого должна быть реальная возможность, которая определяется размерами дохода. Количественная зависимость величины сбережений очевидца:

«величина сбережений» = «общий доход» — «налоги» — «потребительские расходы».

Величина сбережений дохода определяется также выгодой («доходностью») от такой операции, а это зависит уже от уровня процентной ставки.

Итак, чем выше размер дохода и уровень процентной ставки, тем выше норма сбережений.

Сбережения можно условно разделить на три вида:

а) «страховые» — сбережения на случай непредвиденных обстоятельств;

б) «защитные» — помещение сбережений на банковские счета, вложение в облигации, акции и другие ценные бумаги с целью их защиты от инфляционного обесценения;

в) «спекулятивные»— сбережения используются для игр «биржевого характера» (попытка выигрыша на колебаниях курсовой стоимости ценных бумаг); в этом случае сберегаемая часть дохода сама становится источником нового дохода.

Даже при неизменном номинальном доходе реальный доход может упасть или возрасти — в зависимости от динамики цен на товары и услуги. При изменении же номинального дохода величина реального зависит от соотношения темпов прироста номинального дохода и уровня цен:

А номинального дохода (%) — А уровня цен (%) = А реального дохода (%) .

Таким образом, в условиях инфляции стабильный уровень реальных доходов сохранят только те группы населения, которые сумеют обеспечить рост номинального дохода, равный росту уровня цен.

Инфляция обесценивает и доходы от инвестируемых сбережений. Защитить их может только превышение процентной ставки по сравнению с инфляционным ростом цен.

Такой же защиты требует и кредит, так как при инфляции получатели ссуды берут «дорогие» деньги, а возвращают «дешевые». В этих условиях кредиторы от «фиксированной» процентной ставки переходят к «плавающей», включающей компенсацию за инфляционное обесценение кредита. Так, если реальная процентная ставка равна 5 %, а инфляция достигает 10 % , то кредитор поднимает процентную ставку до 15 % (5% + 10%). И хотя номинальный размер процента возрос втрое, его реальная величина практически не изменилась.

Наибольший убыток инфляция наносит получателям сезонного и фиксированного номинального дохода (работникам аграрной и бюджетной сфер; лицам, существующим за счет трансфертных платежей, а также мелким рантье). Следовательно, инфляция становится фактором перераспределения доходов, усиливая имущественную дифференциацию. Эта несправедливость преодолевается регулярной индексацией фиксированного номинального дохода.